УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Ребята в игровой форме повторяют и закрепляют знания и умения, полученные в ходе изучения раздела "Лексика".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ "Старочервовская ООШ"
УРОК – СКАЗКА
по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика".
5 класс.
Составила учитель русского языка
Заикина Н. А.
2014
УРОК – СКАЗКА
по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика".
5 класс.
Цель: повторение и закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения раздела
"Лексика".
1. Слово учителя.
Представим, ребята, что мы с вами попали в сказочную страну, где живёт весь словарный состав языка. Вы уже догадались, как называется такая страна? (Лексика).
Мы разделились с вами на 2 группы (команды) и пошли в двух разных направлениях, исследуя эту страну. Долго пришлось идти одной группе по дремучему лесу, другой - вдоль берега реки. Но вот, наконец-то, вы встретились в большом чистом поле. И что же увидели?
(открывается доска, там плакат, на котором изображён терем- дом).
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто в теремочке живёт?
Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав загадку:
Не мёд, а ко всему липнут.
(появляется табличка с надписью "СЛОВА").
А кто это бодро катит на велосипеде с толстой сумкой на ремне по извилистой тропинке и вот- вот подойдёт к теремку? Конечно же, это почтальон Печкин!
( на доске появляется рисунок Печкина).
Он несёт почту словам. Давайте поможем почтальону разобрать корреспонденцию!
2. Задание № 1.
Выясните по толковому словарю значения слов:
1 группа- почтальон (по словарю Ожегова), 2 группа- корреспонденция (по словарю иностранных слов).
Словарь в стране Лексика необходим любому путешественнику так же, как компас.
Команды получают 3 балла за каждый правильный ответ.
Ответивший на вопрос дополнительный, получает жетон.
Разминка.
Вопросы, основанные на однозначности- многозначности слов:
- Какую строчку не прочтёт ни один учёный?
- Из какого полотна не сошьёшь рубахи?
- Какую точку нельзя считать знаком препинания?
- Какое крыло не летает?
3. Задание № 2.
Почтальон стучит в двери кв. № 1. Пакет предназначен словам, близким по ЛЗ. Кто они? (Синонимы).
На стук вышел один из 5 братьев, его зовут СМЕЛЫЙ.
Задание: Как зовут остальных братьев? Команды думают 1 мин. (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный). 1 балл за каждое слово.
Братьям- синонимам пришла бандероль с интересными книгами. Но в некоторых текстах они сразу же обнаружили ошибки. Помогите братьям отредактировать текст, используя синонимы, зная при этом, что они придают нашей речи точность и выразительность.
Задание: Замените в данном отрывке текста выделенные слова синонимами.
ТЕКСТ.
Мальчик долго добирался в родные места. Он шёл по полям и лугам всю ночь. Он шагал весело и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он дошагал до родных мест, то стал трудиться прилежно.
5 балов за правильный текст. ( По количеству слов).
4. Задание № 3.
Жильцов квартиры № 2 застать сумели мы едва,
они стояли у порога, уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий,
один толстый, другой тонкий,
один весёлый, другой грустный.
Во всём противоположные друг другу. (Антонимы).
Им почтальон Печкин принёс письмо. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки! Но вот беда! Раскрыли письмо, а посередине сплошное пятно! Видимо, во время долгого путешествия, оно побывало под дождём. Давайте поможем братьям прочесть его. Вот его начало:
ДОРОГИЕ ВНУЧАТА!
Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.
Я хочу , чтобы вы выросли смелыми……
3 минуты на выполнение задания, 7 баллов за ответ. ( По количеству слов).
5. Задание № 4.
Окна квартиры № 3 открыты настежь. Из весёлой песенки, которая льётся оттуда, можно узнать, кто живёт в кв. № 3.
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки, мы по смыслу далеки.
Это ОМОНИМЫ. Им почтальон Печкин принёс телеграммы. Но вот в чём дело: их смысл не совсем понятен. Переделайте тексты телеграмм так, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
ТЕЛЕГРАММА
Нам очень понравилась ваша ручка.
ТЕЛЕГРАММА
Сообщите, где находится ключ.
ТЕЛЕГРАММА
Кран давно уже не работает.
ТЕЛЕГРАММА
Срочно пришлите мой наряд.
По 2 балла за правильные ответы.
6. Задание № 5.
А под самой крышей, в мансарде, поселились необыкновенные, образные слова.
Эти слова умеют плакать и смеяться,
приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
и равнодушно холодом дышать.
Догадались, что это за слова? ( в переносном значении).
Им почтальон Печкин принёс журнал "Любитель поэзии", в котором очень много стихов. Поищите в этих стихах слова в переносном значении. Команды поочерёдно зачитывают отрывки из стихов и называют слова в переносном значении.
За каждый правильный ответ- 1 балл.
1. Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы,
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
2. Поёт зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
7. Подведение итогов.
Но вот и опустела сумка почтальона. Думаю, что вы ещё не раз встретитесь с жильцами этого домика. Не будете забывать и употреблять их почаще в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...
Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интерес...
Урок-игра "Интеллектуальное казино" (обобщение изученного о глаголе)
Урок-повторение изученного по теме "Глагол" в 6 классе. Цель игры: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся. ...
Урок русского языка тема : "Обобщение изученного. Диалог. Прямая речь" 5 класс.
Цель : продолжить знакомство с диалогом и прямой речью,...
Презентация к уроку "Причастие. Повторение и обобщение изученного" 6 класс
Данный урок разработан в соответствии с ФГОСам по учебнику 6 класса под редакцией М. Разумовской.Это урок-путешествие по родному городу....
Урок-игра "Систематизация и обобщение изученного по теме «ПРИЧАСТИЕ»
Грамматический марафон на закрепление темы "Причастие" в 7 классе....
Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе...