УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ребята в игровой форме повторяют  и закрепляют  знания и умения, полученные в ходе изучения раздела    "Лексика".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Старочервовская ООШ"

УРОК – СКАЗКА

по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика".

5 класс.

Составила учитель русского языка

Заикина Н. А.

2014

УРОК – СКАЗКА

по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика".

5 класс.

Цель: повторение и закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения раздела  

         "Лексика".

1. Слово учителя.

Представим, ребята, что мы с вами попали в сказочную страну, где живёт весь словарный состав языка. Вы уже догадались, как называется такая страна? (Лексика).

Мы разделились с вами на 2 группы (команды) и пошли в двух разных направлениях, исследуя эту страну. Долго пришлось идти одной группе по дремучему лесу, другой - вдоль берега реки. Но вот, наконец-то, вы встретились в большом чистом поле. И что же увидели?

(открывается доска, там плакат, на котором изображён терем- дом).

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Кто в теремочке живёт?

Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав загадку:

Не мёд, а ко всему липнут.

(появляется табличка с надписью "СЛОВА").

А кто это бодро катит на велосипеде с толстой сумкой на ремне по извилистой тропинке и вот- вот подойдёт к теремку? Конечно же, это почтальон Печкин!

( на доске появляется рисунок Печкина).

Он несёт почту словам. Давайте поможем почтальону разобрать корреспонденцию!

        2. Задание № 1.

Выясните по толковому словарю значения слов:

1 группа- почтальон (по словарю Ожегова), 2 группа- корреспонденция (по словарю иностранных слов).

Словарь в стране Лексика необходим любому путешественнику так же, как компас.

Команды получают 3 балла за каждый правильный ответ.

Ответивший на вопрос дополнительный, получает жетон.

Разминка.

Вопросы, основанные на однозначности- многозначности слов:

  • Какую строчку не прочтёт ни один учёный?
  • Из какого полотна не сошьёшь рубахи?
  • Какую точку нельзя считать знаком препинания?
  • Какое крыло не летает?

3. Задание № 2.

Почтальон стучит в двери кв. № 1. Пакет предназначен словам, близким по ЛЗ. Кто они? (Синонимы).

На стук вышел один из  5 братьев, его зовут СМЕЛЫЙ.

Задание: Как зовут остальных братьев? Команды думают 1 мин. (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный). 1 балл за каждое слово.

Братьям- синонимам пришла бандероль с интересными книгами. Но в некоторых текстах они сразу же обнаружили ошибки. Помогите братьям отредактировать текст, используя синонимы, зная при этом, что они придают нашей речи точность и выразительность.

Задание: Замените в данном отрывке текста выделенные слова синонимами.

ТЕКСТ.

Мальчик долго добирался в родные места. Он шёл по полям и лугам всю ночь. Он шагал весело и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он дошагал до родных мест, то стал трудиться прилежно.

5 балов за правильный текст. ( По количеству слов).

4. Задание № 3.

Жильцов квартиры № 2 застать сумели мы едва,

они стояли у порога, уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий,

один толстый, другой тонкий,

один весёлый, другой грустный.

Во всём противоположные друг другу. (Антонимы).

Им почтальон Печкин принёс письмо. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки! Но вот беда! Раскрыли письмо, а посередине сплошное пятно! Видимо, во время долгого путешествия, оно побывало под дождём. Давайте поможем братьям прочесть его. Вот его начало:

ДОРОГИЕ ВНУЧАТА!

Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.

Я хочу , чтобы вы выросли смелыми……

3 минуты на выполнение задания, 7 баллов за ответ. ( По количеству слов).

5. Задание № 4.

Окна квартиры № 3 открыты настежь. Из весёлой песенки, которая льётся оттуда, можно узнать, кто живёт в кв. № 3.

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки, мы по смыслу далеки.

Это ОМОНИМЫ. Им почтальон Печкин принёс телеграммы. Но вот в чём дело: их смысл не совсем понятен. Переделайте тексты телеграмм так, чтобы было понятно, о чём идёт речь.

ТЕЛЕГРАММА

Нам очень понравилась ваша ручка.

ТЕЛЕГРАММА

Сообщите, где находится ключ.

ТЕЛЕГРАММА

Кран давно уже не работает.

ТЕЛЕГРАММА

Срочно пришлите мой наряд.

По 2 балла за правильные ответы.

6. Задание № 5.

А под самой крышей, в мансарде, поселились необыкновенные, образные слова.

Эти слова умеют плакать и смеяться,

приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

и равнодушно холодом дышать.

Догадались, что это за слова? ( в переносном значении).

Им почтальон Печкин принёс журнал "Любитель поэзии", в котором очень много стихов. Поищите в этих стихах слова в переносном значении. Команды поочерёдно зачитывают отрывки из стихов и называют слова в переносном значении.

За каждый правильный ответ- 1 балл.

1. Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы,

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

2. Поёт зима- аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

7. Подведение итогов.

Но вот и опустела сумка почтальона. Думаю, что вы ещё не раз встретитесь с жильцами этого домика. Не будете забывать  и употреблять их почаще в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интерес...

Урок-игра "Интеллектуальное казино" (обобщение изученного о глаголе)

Урок-повторение изученного по теме "Глагол" в 6 классе. Цель игры: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся. ...

Урок русского языка тема : "Обобщение изученного. Диалог. Прямая речь" 5 класс.

Цель : продолжить знакомство с диалогом и прямой речью,...

Презентация к уроку "Причастие. Повторение и обобщение изученного" 6 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОСам по учебнику 6 класса под редакцией М. Разумовской.Это урок-путешествие по родному городу....

Урок-игра "Систематизация и обобщение изученного по теме «ПРИЧАСТИЕ»

Грамматический марафон на закрепление темы "Причастие" в 7 классе....

Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное"

Урок по русскому языку "Обобщение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе...