Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме «Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»
Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интереса к изучению темы «Словообразование»; 2) развитие навыков проектной деятельности; навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества; 3) воспитание творческого подхода к осмыслению изучаемого материала.
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Вид урока: нестандартный - с использованием технологии проектной деятельности (развитие критического мышления через чтение и письмо) и КСО (коллективные способы деятельности).
Название проекта: Карточки по теме «Словообразование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 5 классе. Урок-проект по теме
«Обобщение изученного в разделе «Словообразование» (2 часа)
Цель урока: 1) актуализация знаний и формирование интереса к изучению темы «Словообразование»; 2) развитие навыков проектной деятельности; навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества; 3) воспитание творческого подхода к осмыслению изучаемого материала.
Тип урока: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Вид урока: нестандартный - с использованием технологии проектной деятельности (развитие критического мышления через чтение и письмо) и КСО (коллективные способы деятельности).
Название проекта: Карточки по теме «Словообразование»
Цель проекта: Изготовление «карточек для взаимообмена» по теме «Словообразование»
Ход урока:
1. Орг. момент. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем весь изученный материал раздела «Словообразование». Но сделаем это необычным способом. В тесном сотрудничестве мы создадим коллективный проект в виде «карточек для взаимообмена», которые позволят обобщить и уточнить все наши знания и умения по разделу. На втором уроке мы организуем эксперимент: устроим настоящий взаимообмен карточками и проверим их действие на деле. Это и будет презентацией проекта.
2. Организация проектной деятельности учащихся в соответствии с технологической картой.
Технологическая карта проекта по теме «Словообразование»
№п/п | Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учащихся | Алгоритм деятельности учителя |
1-ый урок | |||
1 | Поисково-исследовательский этап | Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории учебника по предложенной теме и разработка карточек-заданий и карточек-ключей для взаимообмена. | Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся |
2 | Технологический этап | Подборка примеров к каждому теоретическому пункту таблицы из упражнений учебника. | Корректирует и контролирует выполнение |
3 | Практическая реализация проекта | Создание собственного (творческого) текста на заданную тему «Почему нужно знать … и уметь …» | Направляет и контролирует выполнение |
4 | Внесение необходимых изменений | Анализ текстов, внесение исправлений | Корректирует деятельность |
5 | Оформление проекта (домашнее задание) | Оформление карточек-опросов и карточек-ключей на чистовой вариант | Помогает оформлять карточки (желательно в печатном варианте) |
2-ой урок | |||
6 | Презентация проекта | Представление проекта; само- и взаимооценка работ | Координирует деятельность учащихся по апробации карточек. |
1) Распределение тем проекта
Класс разбивается на группы (в данном классе всего 8 человек, поэтому задания выполняются индивидуально). Каждому ученику (группе) в случайном порядке выдается одна из основных тем раздела.
№ | Основные темы раздела «Словообразование» |
1 | Основные способы образования слов в русском языке |
2 | Словообразовательные пары, цепочки и гнезда |
3 | Правописание приставок |
4 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием |
5 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов |
6 | Словообразование имен прилагательных, имен существительных, глаголов |
7 | Словообразовательный разбор |
8 | Морфемный разбор |
2) Изготовление «карточек для взаимообмена»
Каждый ученик изготавливает «карточку для взаимоопроса» по своей теме. Карточка должна состоять из двух частей: карточка-задание и карточка-ключ. Карточка-ключ содержит в себе сводную таблицу теории по теме и примеры. Карточка-задание состоит из той же таблицы, но в некоторых ячейках, колонках пропущены ключевые термины, формулировки правил и т.п. А колонка с примерами вообще пустая: в нее необходимо вписать слова из списка, который прилагается ниже.
3) Обоснование проекта (постановка проблемного вопроса и ответ на него).
Создание собственного (творческого) текста на заданную тему «Почему нужно знать … и уметь …». Например, при работе с темой «Основные способы образования слов в русском языке» заголовок сочинения будет звучать так: «Почему нужно знать способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово?
4) Корректировка содержания творческих текстов.
Учитель в индивидуальном порядке корректирует формулировки проблемных вопросов и ответов на них, учащиеся переписывают тексты в тетрадь.
5) Оформление карточек.
Карточки желательно напечатать на компьютере (можно выполнить совместно во внеучебное время в компьютерном классе в качестве домашнего задания)
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Второй час урока обобщения по теме «Словообразование» представляет собой презентацию проекта. Презентация «карточек для взаимообмена» проводится с помощью технологии КСО (коллективного способа обучения).
1). Орг. момент.
Учитель: Сейчас мы проведем эксперимент: проверим, как действуют плоды нашего проекта - «карточки для взаимообмена», работая в сменных парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.
(На доске написано:
- Говорим вполголоса!
- Общаемся культурно!
- Пересаживаемся тихо!)
2). Обобщение и систематизация изученного по теме «Словообразование». Взаимообмен карточками.
Работа учащихся в парах сменного состава. Учащиеся выполняют работу на карточках. Учитель наблюдает за работой в парах.
(Для работы учащимися заготовлено 8 карточек – по количеству учащихся в классе/ см. Приложение 1/. Для экономии времени учитель может подготовить рабочие листы, на которых расположены все 8 карточек, тогда учащиеся вписывают свои ответы и оценки прямо в рабочие листы /см. Приложение 2/).
Алгоритм работы.
1. Сперва каждый учащийся получает карточку, которую изготавливал сам (Приложение 1), внимательно читает задание и выполняет его на рабочем листе. После этого ученик получает от учителя карточку–ключ (Приложение 1) и проверяет по ней, правильно ли он выполнил задание. Если находит ошибки, то делает работу над ошибками.
2. Затем учащиеся, сидящие в парах, обмениваются карточками и выполняют карточку соседа (карточка-ключ в это время лежит на краю парты «лицом» вниз). Затем проверяют друг у друга задание, обращаясь при необходимости к карточке-ключу. Если есть ошибки, то исправляют их. Если ошибок нет, то партнеры выставляют отметку за первое задание, пользуясь критериями оценки (Приложение 2), подписывают второе задание: «Проверял Иванов», благодарят друг друга и ищут новую пару.
3. В новой паре работа начинается с пункта №2. (Карточка, полученная учеником в начале урока, остается у него до конца)
(Если учащиеся не могут сразу найти свободную пару, то они выполняют работу «Свободная минутка?»)
Свободная минутка?
(на доске)
Запишите слова приёмом поморфемного письма, вставляя пропущенные буквы.
Ст_левар, водопр_вод, пог_сить, пог_стить, схв_тить, скр_вить, перед_вать, сд_вить, подск_зать.
4. Рефлексия. Обсуждение результатов апробации карточек.
- Удалось ли вам выполнить задания карточек?
- Какие карточки оказались самые интересные, самые трудные, самые легкие (см. индикаторы настроения на карточках)?
- Что нужно доработать в карточках, чтобы по ним могли заниматься другие пятиклассники?
5. Подведение итогов работы над проектом. Чтение творческих текстов.
- Как проект помог вам обобщить изученное в разделе «Словообразование»?
- Какие проблемные вопросы вы задали себе и как на них ответили? (Ученики по желанию читают свои творческие сочинения, написанные на 1-ом уроке).
В конце урока учащиеся сдают рабочие листы и карточки на проверку.
6. Домашнее задание:
§37-44. Подготовиться к контрольной работе по разделу «Словообразование»
Литература
1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Рабочий лист по теме «Словообразование»
…………………………….. (ФИ ученика)
Карточка №1.
Список слов для примеров: прадед, волейболист, ложечка, глубоководный, теплоход, перестроить, одноклеточный, боксер, сделать. | Карточка №2.
1. Запишите словообразовательную пару к словам: выключатель ………., построить …………... 2. Составьте словообразовательную цепочку к слову: учительница ………………… ……………………………………………… | ||||||||||||||||
Проверял …………… Оценка …………… | Проверял ……………. Оценка ……………. | ||||||||||||||||
Карточка №3.
Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы): На_ломиться, пр_шить и_пытание з_бежать, ра_бираться, пр_лестный, пр_школьный, Бе_шумный, пр_ехать. | Карточка №4.
Список слов для примеров: Прол_жить, к_сательная, возр_ст, водор_сль, прик_саться, сл_гаемое, выр_щенный, к_снуться, р_сток, предл_гать. | ||||||||||||||||
Проверял …………… Оценка …………… | Проверял …………… Оценка …………… |
Карточка №5.
Список слов для примеров (вставьте пропущенные буквы): Реш_тка, ч_рный, крыж_вник, ш_рох, ш_лк, ш_пот, капюш_н, ш_рты, ч_каться, деш_вый. | Карточка №6.
Образуйте слова для примеров: 1. Как называются спортсмены, занимающиеся хоккеем, боксом, самбо? 2. Образуйте прилагательные от слов: шоколад, дети, план. 3. Образуйте глаголы от слов: обед, мороз, красный. | ||||||||||||||
Проверял …………… Оценка …………… | Проверял …………… Оценка …………… | ||||||||||||||
Карточка №7.
Список слов для примеров (запишите слова поморфемно): Сладковатенький, планировка, воссоединить, лимончик, репчатый. | Карточка №8.
Запишите в пример словообразовательный разбор слова двигатель. | ||||||||||||||
Проверял …………… Оценка …………… | Проверял …………… Оценка …………… |
Критерии оценки карточки:
«5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.
«4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях.
«3» - 3-5 ошибок.
«2» - учащийся допустил более 5 ошибок.
- на каждой карточке подчеркните один из символов в зависимости от вашего настроения (работать понравилось, «так себе», не понравилось).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»
План-конспект урока русского языка в 6 классе: «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..» Обобщение и систематизация изученного в разделе «Словообразование»...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - 170 часов
Программа и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...