Урок русского языка в 6 классе по теме "Архаизмы, историзмы."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6
УМК: под редакцией Е. А. Быстровой
Тема: Архаизмы, историзмы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, толковые словари.
Учитель: М.В. Семенова.
Предмет: русский язык
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
|
|
|
|
Этапы урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Беседа | Создание проблемной ситуации. - Прочитайте пословицы. Что объединяет выделенные слова? - Всё ли вам понятно? - Если мы не знаем значение данных слов, где мы можем их узнать? - Какова же тема нашего сегодняшнего урока? - Каковы цели нашего урока? Определение темы урока, постановка целей урока. Оформление тетрадей, объяснение эпиграфа. | Приветствует учащихся. Мотивирует учащихся к началу занятий. | Вспоминают, что изучает лексика; что значит общеупотребительная лексика. | П: понимают познавательную задачу; Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия. К: работают в парах. |
| Фронтальная. | Взаимопроверка по образцу. | Обобщает знания учащихся. | Отвечают на вопросы, проверяют правильность выполненного задания. | К:сотрудничество, |
| Индивидуально-групповая. | Вступительное слово учителя. Знакомство с устаревшими словами, введение понятий архаизмов и историзмов. Сообщение заранее подготовленных учеников об архаизмах и историзмах. | Дополняет сообщения учащихся, называет основные причины устаревания слов. | Слушают сообщения одноклассников об устаревших словах; отвечают на вопросы учителя; в сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы. слушают и обсуждают ответы товарищей. Высказывают свою точку зрения. | Л: мотивация к обучению, самоопределение, П: выполняют познавательные действия: анализ, синтез, сравнение. Р: выполняют учебную задачу. К:сотрудничество, |
4. Актуализация знаний. | Индивидуально-групповая. | - Найдите в словаре, который лежит у вас на парте, значение слов: I ряд – кумач (хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета), выпушка (обшивка платья, кантик), бирюк (волк; одинокий, нелюдимый человек, угрюмого нрава); IIряд – зипун (крестьянский верхний кафтан из толстого сермяжного сукна);мантия (длинная широкая одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, надеваемая поверх другого платья и предназначенная для ношения в особо торжественных случаях); гусли (старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играли двумя руками, положив его на колени); III ряд – бивак (стоянка войск под открытым небом для отдыха или ночлега); армяк (крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана); соха (пахотное орудие типа рало у славян). Составьте с данными словами предложения. | Помогает работать со словарями, слабым учащимся помогает составить предложения. | Работают с толковыми словарями, составляют самостоятельно предложения. | Л: самооценка, П: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Р: планируют свои действия. К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах. |
5. Работа по теме урока. | Фронтальная. | Прочитать текст, определить тему, тип речи и стиль. Найти устаревшие слова, выписать их из текста (Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»…Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу… Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды). | П: понимают познавательную задачу; Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия. К: работают в парах. | ||
6. Физминутка. | Групповая. | Проводит физминутку. | Выполняют физминутку. | ||
7. Закрепление знаний. | Фронтальная. | Работа с учебником (Упр. 77) | Помогает выполнить задание, обобщает знания учащихся.. | Выполняют упр. 77 (один ученик работает у доски). | Л: самооценка, П: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Р: планируют свои действия. К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Беседа. | - У каждого из вас на парте лежит тест, выполните задания, оцените свои сегодняшние знания. - Какие слова мы называем устаревшими? - Почему в языке появляются устаревшие слова? - Чем отличаются архаизмы от историзмов? - Где мы можем узнать значение непонятных нам слов? | Подводит итоги урока. | Отвечают на вопросы теста. | Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
9. Домашнее задание. | 1. Я сегодня всё понял: Упр. 79 2. У меня осталось несколько вопросов: Упр. 78. 3. Я ещё хочу поработать над данной темой: стр. 81 (задание со значком ᴏ ) | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....