Урок русского языка в 6 классе по теме "Архаизмы, историзмы."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Семенова Марина Валерьевна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus_yaz_6_kl.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6

УМК: под редакцией Е. А. Быстровой

Тема: Архаизмы, историзмы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, толковые словари.
Учитель: М.В. Семенова.
Предмет:
русский язык

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Развивать умение находить устаревшие слова  в тексте, понимать целесообразность их употребления;
  2. Формировать уменияработать со словарями, развивать умения работы с текстом, говорения, чтения, письма;
  3. Способствовать развитию навыков выразительного чтения; понять необходимость  использования устаревших слов в художественных произведениях;
  1. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать самостоятельно и в парах; находить общее решение, формулировать, аргументировать свою точку зрения.
  2. Формирование умения работать с текстом, понимать прочитанное.
  1. Учить школьников внимательному отношению к слову, понимать, что язык - явление развивающееся; воспитывать культуру речи.
  2. Осознание необходимости бережного отношения к русскому языку, формировать интерес к родному языку.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

  • формулировать собственное мнение;
  • осуществлять речевое взаимодействие в различных условиях;
  • работать в парах.
  • владеть различными видами аудирования;
  • осуществлять информационную переработку текста;
  • строить устное высказывание;
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.
  • планирование самостоятельного выполнения заданий;
  •  выбор темпа работы;
  • умение действовать самостоятельно.

Этапы урока

Форма

работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

  1. Мотивация.

Беседа

Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте пословицы. Что объединяет выделенные слова?

- Всё ли вам понятно?

 - Если мы не знаем значение данных слов, где мы можем их узнать?

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Каковы цели нашего урока?

Определение темы урока, постановка целей урока. Оформление тетрадей, объяснение эпиграфа.

Приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся к началу занятий.

Вспоминают, что изучает лексика; что значит общеупотребительная лексика.

П: понимают познавательную задачу;

Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия.

К: работают в парах.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальная.

Взаимопроверка по образцу.

Обобщает знания учащихся.

Отвечают на вопросы, проверяют правильность выполненного задания.

К:сотрудничество,
работа в парах

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Индивидуально-групповая.

Вступительное слово учителя. Знакомство с устаревшими словами, введение понятий архаизмов и историзмов.

Сообщение заранее подготовленных учеников об архаизмах и историзмах.

Дополняет сообщения учащихся, называет основные причины устаревания слов.

Слушают сообщения одноклассников об устаревших словах; отвечают на вопросы учителя;

в сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы.

слушают и обсуждают ответы товарищей.

Высказывают свою точку зрения.

Л: мотивация к обучению, самоопределение,
самооценка и саморазвитие.

П: выполняют познавательные действия: анализ, синтез, сравнение.

Р: выполняют учебную задачу.

К:сотрудничество,
работа в парах

4.        Актуализация знаний.

Индивидуально-групповая.

- Найдите в словаре, который лежит у вас на парте, значение слов: I ряд – кумач (хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета), выпушка (обшивка платья, кантик), бирюк (волк; одинокий, нелюдимый человек, угрюмого нрава); IIряд – зипун (крестьянский верхний кафтан из толстого сермяжного сукна);мантия

(длинная широкая одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, надеваемая поверх другого платья и предназначенная для ношения в особо торжественных случаях); гусли (старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играли двумя руками, положив его на колени); III ряд – бивак (стоянка войск под открытым небом для отдыха или ночлега); армяк (крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана); соха (пахотное орудие типа рало у славян). Составьте с данными словами предложения.

Помогает работать со словарями, слабым учащимся помогает составить предложения.

Работают с толковыми словарями, составляют самостоятельно предложения.

Л:  самооценка,
самоопределение.

П: извлекают необходимую информацию, делают выводы.

Р: планируют свои действия.

К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах.

5. Работа по теме урока.

Фронтальная.

Прочитать текст, определить тему, тип речи и стиль. Найти устаревшие слова, выписать их из текста (Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»…Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу… Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды).

П: понимают познавательную задачу;

Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия.

К: работают в парах.

6. Физминутка.

Групповая.

Проводит физминутку.

Выполняют физминутку.

7. Закрепление знаний.

Фронтальная.

Работа с учебником (Упр. 77)

Помогает выполнить задание, обобщает знания учащихся..

Выполняют упр. 77 (один ученик работает у доски).

Л:  самооценка,
самоопределение.

П: извлекают необходимую информацию, делают выводы.

Р: планируют свои действия.

К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах.

8. Подведение итогов.

Рефлексия.

Беседа.

- У каждого из вас на парте лежит тест, выполните задания, оцените свои сегодняшние знания.

- Какие слова мы называем устаревшими?

- Почему в языке появляются устаревшие слова?

- Чем отличаются архаизмы от историзмов?

- Где мы можем узнать значение непонятных нам слов?

Подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы теста.

Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

9. Домашнее задание.

1. Я сегодня всё понял: Упр. 79

2. У меня осталось несколько вопросов: Упр. 78.

3. Я ещё хочу поработать над данной темой:    стр. 81 (задание со значком  ᴏ )

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...