Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 Работа ведётся в группах, каждая группа разбирает слова , объясняя выбор букв: 1. Л…сной, в..зать, нар..дить, з..мной. 2. Кни..ка, ло…кий, тру..ка, зу.., пру… 3. Ар…мат, во..зал, к…стюм, м..чта, р..жим; 4. Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный.
| Формулируют ответы на вопросы учителя |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Организация учебного процесса на этапе 2 -- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать? | Отвечают на вопросы учителя. |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование) Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень О А Выросли позарастали водоросли выращенный Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О | Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) – В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, – Значение каких слов вам не совсем понятны? . Словарно-орфографическая работа. Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.) Слова посмотрим сейчас: Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль Главное, что нужно запомнить: Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. |
5.Физкультминутка | Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. 1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+ 2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+ 3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+ 4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.- 5. Если существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а,-я относятся ко 2 склонению, то хлопок. | Выполняют упражнения |
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 Орфограмму выделите, выбор объясните. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. | Учащиеся работают, выступают с сообщениями |
7. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 7 Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст, -раст-(-ращ-) | -рос- | исключения | Другие корни |
| Заполняют таблицу, работают в парах. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравилось работать на уроке возьмите зелёный смайлик, который означает, что путь к дальнейшим знаниям открыт, если вам нужно доработать по данной теме, то – желтый, а если возникли трудности – то красный. Смайлики помогут на следующем уроке для дальнейшей работы с учениками при закреплении изученной темы.
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
| Записывают задание |