Конспект урока по теме " Буквы о-о в корне -раст-рос"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bukvy_o_-a_v_korne_-_rast-_ros.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.

Урок – исследование.

Цели урока: открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.

2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).

3) Формировать орфографическую зоркость.

4) Различать безударные и чередующиеся гласные.

5) Дать оценку полученным знаниям.

 Оборудование: «Лист учёта знаний»,  презентация, С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

Методическая литература: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- Москва 1996

Ход урока.

1 Оргмомент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Здравствуйте ребята, Рада вас видеть веселыми и бодрыми. А теперь располагайтесь поудобнее, не забудьте следить за своей осанкой, настраиваемся на урок. Оценки за выполненную работу вы должны поставить в листок контроля,

2  Словарно-орфографическая работа.  Отгадайте загадки ( слайд 3)

-Выставление оценки в «Лист учёта знаний».

 Историческая справка ( слайд 4)

3. Проверка д/з

Беседа по вопросам:

-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-)

- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.

- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир….(суффикс А)

4 Новый материал.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-.

-Давайте поставим цели нашего урока.

-Подведём итог. Слайд 2

-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 5

-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?

- Какие буквы чередуются?

- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.

-Сделаем вывод.

- Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ»

-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.

-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 6 (Исключения)

- Какие слова являются исключениями? Почему?

- Что необходимо сделать с данными словами?

-Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль 1) Ветвь растения (устар)

               2) перен. Потомок, потомство (устар)

               3) Отдельная область деятельности, науки, производства.

-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова?

- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?

-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику.

5 Закрепление.

-Это текст? Почему это не текст? Назовите признаки текста.

-В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

- Составьте текст, вставляя пропущенные буквы и графически выделяя орфограммы.

Самопроверка. СЛАЙД 8

Работа с перфокартой

1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

5 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли

     

-А ещё текст можно…(озаглавить)

-Придумаем заглавие.

6. Итог урока

7. Домашнее задание.

Параграф 84, упр 438, 441 (по выбору)

Лист учета

Задание

Оценка

1 Орфографическая работа

2 Работа с текстом

3 Игра « Шифр»

4 Работа с перфокартой

Лист учета

Задание

Оценка

1 Орфографическая работа

2 Работа с текстом

3 Игра « Шифр»

4 Работа с перфокартой

Лист учета

Задание

Оценка

1 Орфографическая работа

2 Работа с текстом

3 Игра « Шифр»

4 Работа с перфокартой

Лист учета

Задание

Оценка

1 Орфографическая работа

2 Работа с текстом

3 Игра « Шифр»

4 Работа с перфокартой

Лист учета

Задание

Оценка

1 Орфографическая работа

2 Работа с текстом

3 Игра « Шифр»

4 Работа с перфокартой

1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

5 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли

1 Выр..стили

2 Подр..сли

3 Отр..сль

5 Взр..щённый

5 Р..стки

6 Разр..статься

7 Пор..сль

8 Вр..сли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"

Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс

Классический урок по русскому языку, направленный на усвоение учащимися темы "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок построен таким образом, что в начале урока ученики вспоминают, какие чередования ...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...

Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».

Урок по теме «Буквы О-А в корнях  -раст-, -ращ-, -рос(л)-»....