Конспект урока по теме " Буквы о-о в корне -раст-рос"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.
Урок – исследование.
Цели урока: открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.
2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).
3) Формировать орфографическую зоркость.
4) Различать безударные и чередующиеся гласные.
5) Дать оценку полученным знаниям.
Оборудование: «Лист учёта знаний», презентация, С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Методическая литература: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- Москва 1996
Ход урока.
1 Оргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Здравствуйте ребята, Рада вас видеть веселыми и бодрыми. А теперь располагайтесь поудобнее, не забудьте следить за своей осанкой, настраиваемся на урок. Оценки за выполненную работу вы должны поставить в листок контроля,
2 Словарно-орфографическая работа. Отгадайте загадки ( слайд 3)
-Выставление оценки в «Лист учёта знаний».
Историческая справка ( слайд 4)
3. Проверка д/з
Беседа по вопросам:
-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-)
- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.
- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- командир….(суффикс А)
4 Новый материал.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося корня –раст- - рос- - -ращ-.
-Давайте поставим цели нашего урока.
-Подведём итог. Слайд 2
-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 5
-Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?
- Какие буквы чередуются?
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне –раст-,-рос-, -ращ- пишется безударная А, а когда – О.
-Сделаем вывод.
- Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ»
-Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой.
-Обратите внимание на экран. СЛАЙД 6 (Исключения)
- Какие слова являются исключениями? Почему?
- Что необходимо сделать с данными словами?
-Дадим лексическое толкование словам-исключениям ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль 1) Ветвь растения (устар)
2) перен. Потомок, потомство (устар)
3) Отдельная область деятельности, науки, производства.
-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова?
- Ответим на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?
-Проверим, правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы О-А в корне –раст-, -рос-, -ращ». Обратимся к учебнику.
5 Закрепление.
-Это текст? Почему это не текст? Назовите признаки текста.
-В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
- Составьте текст, вставляя пропущенные буквы и графически выделяя орфограммы.
Самопроверка. СЛАЙД 8
Работа с перфокартой
1 Выр..стили
2 Подр..сли
3 Отр..сль
5 Взр..щённый
5 Р..стки
6 Разр..статься
7 Пор..сль
8 Вр..сли
-А ещё текст можно…(озаглавить)
-Придумаем заглавие.
6. Итог урока
7. Домашнее задание.
Параграф 84, упр 438, 441 (по выбору)
Лист учета
Задание | Оценка |
1 Орфографическая работа | |
2 Работа с текстом | |
3 Игра « Шифр» | |
4 Работа с перфокартой |
Лист учета
Задание | Оценка |
1 Орфографическая работа | |
2 Работа с текстом | |
3 Игра « Шифр» | |
4 Работа с перфокартой |
Лист учета
Задание | Оценка |
1 Орфографическая работа | |
2 Работа с текстом | |
3 Игра « Шифр» | |
4 Работа с перфокартой |
Лист учета
Задание | Оценка |
1 Орфографическая работа | |
2 Работа с текстом | |
3 Игра « Шифр» | |
4 Работа с перфокартой |
Лист учета
Задание | Оценка |
1 Орфографическая работа | |
2 Работа с текстом | |
3 Игра « Шифр» | |
4 Работа с перфокартой |
1 Выр..стили
2 Подр..сли
3 Отр..сль
5 Взр..щённый
5 Р..стки
6 Разр..статься
7 Пор..сль
8 Вр..сли
1 Выр..стили
2 Подр..сли
3 Отр..сль
5 Взр..щённый
5 Р..стки
6 Разр..статься
7 Пор..сль
8 Вр..сли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"
Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс
Классический урок по русскому языку, направленный на усвоение учащимися темы "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок построен таким образом, что в начале урока ученики вспоминают, какие чередования ...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...
План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме: «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»
Тип урока: изучение нового...
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-»....