План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме: «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: изучение нового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_a_-_o_v_kornyah_-rast-_-rashch-_-ros-.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме: «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»
Тип урока: изучение нового.
Цели урока:
Познакомить с правилом правописания А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС; развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы, умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. | Приложим ум наш и уменья И вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу. |
II. Проверка домашнего задания (выборочно)+фронтальный опрос:
На доске записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.
Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.
Выводы:
- В каких морфемах находятся орфограммы?
- Расскажите правило правописания корней лаг/лож.
.
III. Актуализация опорных знаний.
Лингвистическая разминка «Чередование звуков в корне слова»
При образовании новых слов и форм слова иногда происходит замена одного звука другим внутри одной морфемы. Как называется такой процесс? (ЧЕРЕДОВАНИЕ)
Подберите к словам пару с чередованием гласных или согласных в корне.
1 | Ч | ||||||||||
2 | Е | ||||||||||
Р | |||||||||||
3 | Е | ||||||||||
4 | Д | ||||||||||
5 | О | ||||||||||
6 | В | ||||||||||
7 | А | ||||||||||
Н | |||||||||||
8 | И | ||||||||||
9 | Е |
|
Река – РЕЧка
Собирать – соБЕРу
Замирать – заМЕРеть
Привожу – приВОДить
Опаздывать – оПОЗДать
Ловлю – ЛОВить
Выкопать – выКАПывать
Блестеть – БЛИСТать
Затирать – заТЕРеть
4.Мобилизующий этап.
На доске написаны слова:
1)Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2)Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3)Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.
Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.
Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?
Ученики. В 1 ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные - глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-,-ЛОЖ-, а в слове растения - в корне -РАСТ-.
Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?
Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение. Это существительное, а остальные - глаголы.
В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.
Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?
Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла. Это глагол, а остальные - имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла - в корне -РОС-.
5. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики .Мы выделили слова растения, приращение, выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А - О в корне -РАСТ- -РАЩ- -РОС-“
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1)Познакомиться...;
учиться находить и правильно писать...
Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.
6. Изучение нового материала.
Цель: 1) выяснить условия написания изучаемых корней.
2) учить находить требуемую информацию в различных источниках.
На доске
Буквы о – а в корнях рос- – раст- – ращ-
РОС –
О напишем в корне рос-:
Вырос, перерос, подрос.
РАСТ-, РАЩ-
Но не путай никогда:
В раст- и ращ- напишем а.
растение, ращу.
Исключения:
Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.
1)Работа с учебником, стр. 101
Учитель. От чего зависит чередование гласных А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?
Правило повторяют 2-3 ученика.
2)Запись в «Словарь трудных слов».
Ростов, росток, отрасль, Ростислав.
Формулировка правила
Пишется а
- в корнях -раст- -ращ- перед согласными ст, щ.: растение, выращенный
Исключение: росток
Пишется о
- в корне —рос—перед с : вырос
Исключение: отрасль.
Заучивание правила, запись по памяти в теоретический блокнот. Запомнить слова-исключения: В Ростове живёт ростовщик Ростислав. Он любит ростки и разные отрасли.
7. Закрепление изученного материала.
Цель: 1) закрепить полученные знания.
1.Упражнение 306 коллективно, устно
2. «4-е лишнее»
Учащиеся определяют среди словосочетаний лишнее, доказывая почему: ( на доске)
вечнозеленые р…стения
молодая пор..сль
юный возр…ст
выр…щенный урожай
3. Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограмму ( у доски)
Листья р_стения
Молодая пор_сль
Р_сток розы
Разр_стаются розы
Отр_сль промышленности
Морские водор_сли
Р_стов-на-Дону
Выр_щивание молодняка
Зар_сли камыша
Зал_жить р_стовщику
Богатая р_стительность
маленький Р_стислав
4. Игра «Назови одним словом», объясняя написание слова.
Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).
Прибавить одно число к другому (сложить).
Название одного из чисел при сложении (слагаемое).
Синоним слова пересказ (изложение).
Одна из единиц синтаксиса (предложение).
Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
Количество лет кого-либо (возраст).
Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).
5. Самостоятельная работа. Упр. 70 стр 27 РТ
6.Выборочно-распределительная работа.
Упр 72 РТ
7. Работа с текстом упр 62 РТ стр 25(7 мин) Определение роли чередующихся гласных в тексте.
Расти, расти, яблонька, Подрастай!
Цвети, цвети, яблонька, Расцветай! Золотое солнышко, Жарче грей! Вырастайте, яблоки, Поскорей!
Росла, росла яблонька, Подросла.
Цвела, цвела яблонька, Отцвела.
Отряхнула яблонька Свой наряд,
И поспели яблоки для ребят. (Н. Забила)
О чем пишет поэт?
Она рассказывает о яблоньке, о том, как она росла, цвела и как поспели яблоки.
Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Какую роль они играют
в тексте.
Расти, подрастай, вырастай, росла, подросла.
Эти повторы помогают выделить главное в тексте, показать любовь автора к яблоньке.
Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске сопровождают эти повторы? (побудительные и восклицательные для выражения восторга, восхищения)
Т.о, мы с вами увидели, что повтор слов с чередующимися гласными может показать отношение говорящего к предмету.
8.Работа в тетрадях по карточке
Л..житься спать, р..сла трава, р..стительный мир, запахло г..рью, изл..гать мысли, выр..сли в лесу, выполнить сл..жение, зеленый р..сток, , прол..жили путь, первое сл..гаемое, выр..щенный сад.
9. Подведение итогов урока
Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Дети повторяют правило
- Урока время истекло. Я вам ребята благодарна. | С корнями справились легко И поработали ударно. |
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание. Параграф 38 упр309.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
план-конспект интегрированного урока татарского с русским языком для 6 кл.
Данный материал содержит план-конспект урока, урок интегрированный - татарский и русский языки. Основной учитель под №1-это учитель татарского языка, учитель русского языка - это учитель №2...
План-конспект вводного урока. 5 класс, Французский язык. Второй иностранный язык.
laquo;Bonjour, La France!», «Здравствуй, Франция!"...
5 класс. Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -лаг-/-лож-". Использована и доработана презентация с сайта "Школа 2100" о а в лаг лож.ppt.pps
Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -лаг-/-лож-"....
урок русского языка по теме "Буквы О и А в корне -кас- кос-."
Научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильного написания корней кос-кас....