Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_sayt_1.docx | 29.62 КБ |
na_sayt_urok_1.pptx | 108.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Буквы О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая СОШ»
Моисеева Т. А.
Тема урока: «Буквы О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-»
Цель деятельности учителя | Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-; формировать навык правописания корней с чередованием. |
Тип урока | Урок объяснения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-А в корне –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём. |
Методы и формы обучения | Исследовательский метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке. |
Оборудование | Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем вместе с учащимися. |
Основные понятия | Чередование, орфограмма-буква. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодей- ствия | Формируемые умения (УУД) | Проме-жуточ-ный конт- роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Моти- вация (самооп- ределе- ние) к учебной деятель- ности | Эмоциональ- ная, психоло- гическая и мотивацион- ная подготов- ка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравстуйте ребята! Я рада войти в ваш светлый, дружный класс, И для меня уже награда сиянье ваших добрых глаз. Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук, возьмемся за дела, мой друг! И на уроке этом мы опять Все поработаем на «пять». . (Слайд 1) | Слушают учите- ля, участвуют в диалоге с учите- лем. Размещают учебные мате- риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь- ная | Познаватель- ные: понима- ют познава- тельную зада- чу. Регулятивные: Планируют не- обходимые действия, опе- рации. Коммуника- тивные: рабо- тают в парах (обмениваются мнениями, учатся пони- мать позицию партнера, в том числе отлич- ную от своей) | Листы обратной связи. |
2.Актуа- лизация и пробное учебное действие 3.Выявле- ние проб- лемы | Воспроизве- дение ранее изученного, установление преемствен- ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обуча-ющая игра. | -Сегодня мы продорлжаем знакомство с самой главной морфемой слова – корнем. - Какие орфограммы корня нам известны? (Корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; корни с чередоанием) Игра «Третий лишний» (Слайд 2) - Определите «третий лишний» 1) прилагать, положить, помирить; 2) усложнить, положить, изложение; 3) произрастать, потрясти, излагать. - Объясните свой выбор. (В первом ряду есть одно слово с чередующей гласной в корне слова, во втором ряду – лишнее слово с проверяемой безударной гласной) - А как мы объясним слова третьего ряда? - Верно, лишним будет слово потрясти, ведь кроме слова излагать в этом ряду есть ещё один корень с чередованием – в слове – произрастать. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. | Обдумывают ответы на воп- росы, принима-ют участие в обучающей игре участвуют в ди-алоге с учите-лем, понимают, что знаний у них недоста-точно для пол-ных ответов | Фронталь-ная, индиви-дуальная | Познаватель-ные: выполняя-ют учебно-поз-навательные действия в материализо-ванной и умст-венной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анна-лиза, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-ственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют уче-бную задачу, осознают не-достаточность своих знаний. Коммуникатив-ные: слушают, задают вопросы с целью получе-ния необходи-мой для реше-ния проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. | Устные ответы |
4.Целепо-лагание и построе-ние прое-кта выхода из затрудне-ния | Раскрытие сущности новых поня-тий, усвое-ние новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Бе-седа по воп-росам | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных О-А. Давайте вместе попробуем определить тему урока. (Слайд 3) Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи-телем. Слуша-ют учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. | Фронталь-ная | Личностные: осознают свои возможности в учении, спосо-бы адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не-успеха в учении связываяс усилиями, тру-долюбием. Познаватель-ные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учи-теля, высказы-ваний одноклас-сников, систе-матизируют собственные знания. | Задают вопросы для уточне-ния информа-ции. |
Физкульт-минутка | Расти, расти, яблонька, подрастай. Цвети, цвети, яблонька, расцветай! Золотое солнышко, жарче грей! Вырастайте, яблоки, поскорей! Росла, росла яблонька, подросла. Цвела, цвела яблонька, отцвела. Отряхнула яблонька свой наряд, И поспели яблоки для ребят. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронталь-ная | Выпол-няют упраж-нения | ||
5.Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции по-строенно-го проек-та | Раскрытие сущности но-вых понятий, усвоение новых спосо-бов учебной и умственной деятельности учащихся. Об-суждение ре-зультатов исс-ледовательского проекта, подготовлено-го учащимися. | - Мы подготовили исследо-вательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О-А в корне» Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-, в которых чередуются гласные О-А. - Первым делом мы выдвинули предположение, гипотезу:
| Принимают участие в работе, докладывают о результатах ра-боты группы по заданию исследователь-ского проекта. Формулируют собственные мысли, выска-зывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индивиду-альная | Познаватель-ные: читают и слушают, изв-лекая нужную информацию, а также самосто-ятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные дейст-вия, замечают допущенные ошибки; осоз-нают правило контроля и успешно испо-льзуют его в решении учебной задачи. | Устные ответы, сообще-ния |
6.Первич-ное зак-репление с коммен-тировани-ем во внешней речи. 7. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону | Обобщение и систематизация знаний, форми-рование рациональных способов при-менения их на практике. Сос-тавление связ-ных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, ил-люстрирующих природу изуча-емого языкового яв-ления, письмен-ная работа. | Доклады групп: 1-ая группа проводила ис-следование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будут работать, и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне. 2-ая группа доказывала, что в данных корнях присутствует чередование. - Мы знаем о таком языковом явлении, как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется с Щ. Доказательство этого положения представлены на экране (Слайд 4): Блестеть – блещет Свистеть – свищет Чистить – очищенный Растить – выращенный Значит, в корне -РАЩ- , как и в корне –РАСТ-, пишется А. 3-я группа выясняла , где можно встретить слова с корнями -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-? (Слайд 5) - На природе, в лесу, с жизнью человека эти корни тоже связаны. Корнями жизни называют корни –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, жизнью, развитием. 4-я группа обобщила результаты исследования и создала схему-помощницу для каждого из присутствующих на уроке. - Но эта схема закончена не до конца, дело в том, что в ней нет слов-исключений. Внесите каждый в свою схему слова-исключения ОТРАСЛЬ, ОТРАСЛЕВОЙ, РОСТОВ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ. - Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы. (Слайд 6) - Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание. Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Строят понятные для партнёра высказывания, докладывают о результатах работы своей группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, разгадывают кроссворд. | Групповая, индиви-дуальная. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятель-ности, участво-вать в творчес-ком, созида-тельном процессе. Познаватель-ные: выполняют учебно-позна-вательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осущест-вляют для решения учебных задач операции анна-лиза, синтеза, сравнения, класс-сификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуника-тивные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточ-нения инфор-мации. Письмен-ная работа. |
8.Вклю-чение в систему знаний и повто-рение | Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимопроверка. | - А сейчас мы проведём между вами орфографическую дуэль. Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы). Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расти, росло. - Обменяемся тетрадями и подведём итоги. (Слайд 7) Контролирует правильность выполнения заданий. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Отвечают на вопросы. Пишут словарный диктант, оценивают работы одноклассников | Фронталь-ная, индиви-дуальная | Познава-тельные: при-обретают умения исполь-зовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуника-тивные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письмен-ная работа. Оцени-вание работы учащих-ся на уроке. |
9.Рефле-ксия учебной деятель-ности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индиви-дуальная, групповая | Познава-тельные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуника-тивные: строят небольшие монологичес-кие высказывания | Листы обратной связи |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра "Третий лишний" прилагать, ловить, помирить; у сложнить, положить, изложение; п роизрастать, потрясти, излагать.
Тема урока: "Буквы А-О в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-".
Блестеть – блещет Свистеть – свищет Чистить – очищенный Растить - выращенный
Корни жизни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-. Расти Росло Вырастить Возраст Нарастание Взращённый Сращение Вырос Выросший Водоросль Недоросль
2 Р С 1 Р С Т О В И С 3 О Т 4 Р С Л Ь А 5 Р С Т О В Щ И К Т О К 2 Р О С 1 Р О С Т О В И С 3 О Т 4 Р А С Л Ь О А 5 Р О С Т О В Щ И К Т О К
Проверяем! Водо рос ли, раст ение, вы ращ енный, под рос , пред лож ение, из лож ение, пред лаг ать, рост ок, от рас ль, Рост ислав, с лаг ать, при лаг ательное, по лаг аться, раст и, рос ло.
Домашнее задание Записать 4-5 пословиц или загадок с чередованием корней –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"
Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....
Конспект урока по теме "Буквы А и О в корне -кос- и –кас- "
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- ». Урок объяснения новой темы. Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередо...
Презентация к уроку на тему: "Буквы А и О в корне -ГАР-, -ГОР-".
В презентации даны упражнения и задания для самостоятельной работы....
Конспект урока по теме " Буквы о-о в корне -раст-рос"
урок в 5 классе...
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-»....