Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ольга Сергеевна Ефимова

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

2) научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

3) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 

4)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_o-a_v_kornyah_rast-rashch-ros.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

5 класс

Тема: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС».

Ефимова Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 8 г.Старая Русса

Тип урока: введение нового знания.

Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Основные цели:

1) сформировать представление о способе выбора написания О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС;

2) научить определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

3) создать условия для выработки самостоятельности в выборе решения при правописании корней с чередованием.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Давайте откроем тетради и проведём взаимопроверку домашнего задания. За успешное выполнение выставляем отметку на полях тетради.

- Посмотрите внимательно ещё раз на оба столбика слов, что их объединяет? (корни с чередованием)

  1. Стадия вызова

- Посмотрите на другую группу слов. Что объединяет эти слова?

Растение, выращивание, поросль, разрастаются, возраст, приращение, выросли.  Разделите эти слова на группы.

- с какими трудностями встретились? Почему они возникли? Может быть что-то не знаем? Попробуем выделить корни.

-запишите эти слова в 3 столбика. Что их объединяет? Что предстоит выяснить?

- есть ли желание узнать, от чего зависит написание этих корней?

Сформулируйте тему урока:

Изучение слов с корнями раст- ращ-рос.

Цель урока:

- изучить правила написания слов с данными корнями

- учиться находить в предложениях и правильно писать слова с корнями раст- ращ-рос.

  1. Стадия осмысления
  1. Перед вами написанные слова. Прочитайте их, выделите корни, сравните  и выведите закономерность в правописании.

- все ли справились с заданием?

- сформулируйте, пожалуйста, правило.

-давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнилось правило:

- выделить корень

- подчеркнуть согласную корня

- перед СТ и Щ пиши А, перед С – О

Правило действует. Алгоритм составлен.

2.Продолжаем распределять слова по столбикам.

Зарастать, ращу, водоросли, росток.

-снова затруднение. Куда определить слово »росток?»Ваши варианты.

Слова-исключения.

- значение каких слов не понятно?

- словарь Ожегова (ростовщик, отрасль)

3. Работа с учебником (чтение правила )

Так ли мы составили алгоритм ?Сравним с правилом в учебнике.

4. Запись в словари (создание кластера)

   раст                        ращ                        рос

                                исключения

          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Наша цель - научиться находить слова с данными корнями в предложениях.

Работаем с текстом на листочках. Комментированное письмо слов с корнями-РАСТ-РАЩ-РОС-

 

-Чтобы проверить ,как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.

                       

6. Буквенный диктант «Проверяю себя»

1         _        2         3 _        4 _        5         6 _        7 _        8 _        9 _        10

а                о        о        а        о        а        а        о        о        а

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

7.Слова с корнями-РАСТ-РАЩ-РОС- часто встречаются в жизни. Давайте составим мини-рассказ на выбранную вами тему.

  1. Стадия рефлексии.

Диалог с учащимися

- какую цель ставили на уроке?

- достигли ее? Докажите.

- оцените свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью составления синквейна (работа в парах)    

УРОК

IV. Домашнее задание (на выбор)

              - упражнение 413 ( 1 абзац)

               - карточку для соседа ( 10 слов с пропусками на изученное правило)        

        - рисунок с изображением предметов на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...