рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г. Распутина»
Рассмотрено на ШМС Протокол № ____ от «___» ___________2016г. Руководитель ШМС ________________________ | Рекомендовано НМС Протокол №____ от «___» ___________2016г. Зам. директора по НМР Феодосова Т.Н. _________ | Утверждено приказ №_____ от «___» ____________ 2016 г. директор МБОУ «СОШ №12 им. В.Г. Распутина» Н.И.Проскурякова ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 8 «А» КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – Москва: Дрофа, 2012г.
Допущено Министерством образования и науки РФ)
Автор разработки:
Матвеева Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
2016г.
г. Братск
- Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885,
зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908 г.Москвы, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ё после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.
3. Содержание учебного предмета
№ п/п раздела, главы, пункта | Тема | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | Беседа | анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; |
2. | Повторение пройденного в 5-7 классах | 14 | Фронтальный опрос | - разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 123 | Индивидуальная работа | участие в дискуссии; - создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; |
3.1. | Словосочетание | 4 | Дискуссия | - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие; |
3.2. | Простое предложение | 7 | Просмотр кинофильма | создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; - участие в дискуссии; |
3.3. | Главные члены предложения | 13 | Беседа | - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - взаиморецензирование; |
3.4. | Второстепенные члены предложения | 13 | Создание электронного словаря | создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; |
3.5. | Простые односоставные предложения | 17 | Лекция, составление тезисного плана, работа с книгой | - информационная переработка устного и письменного текста: |
3.6. | Неполные предложения | 4 | работа с текстом | создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; |
3.7. | Однородные члены предложения | 15 | Работа с таблицей, объяснительный диктант | - конспектирование. - реферирование; - докладирование; - рецензирование; - аннотирование и т.д. |
3.8. | Обособленные члены предложения | 29 | Работа с таблицами и схемами; тест | создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; |
3.9. | Обращения. Вводные слова и междометия | 9 | Устное монологическое высказывание научного стиля | - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, |
3.10 | Прямая и косвенная речь | 6 | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; словарный диктант | - пересказ текста по плану; - пересказ текста с использованием цитат; - переложение текста; - продолжение текста; - составление тезисов; - редактирование; - участие в диалогах различных видов; |
4. | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5 | Исследование; проблемные задачи; работа со схемами, проверочный тест | оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
4. Календарно-тематическое планирование 8 класс
Календарные сроки по плану | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | Комплексный анализ текста | |
Повторение изученного в 5-7 классах 10 ч (6 +4р/р) | ||||
2 | Р/Р. Разновидности речи | 1 | Создание монолога и диалога | |
3. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Мини-сочинение | |
4-5. | Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 2 | Фонетический разбор слова | |
6. | Р/Р. Стили речи | 1 | Тест | |
7. | Р/Р. Изложение | 1 | Фонетический разбор слова | |
8. | Употребление дефиса | 1 | Словообразовательный разбор | |
9. | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ | 1 | Комплексный анализ текста | |
10. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Сочинение | |
11. | Р/Р. Типы речи | 1 | Сочинение | |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 7 часов (5+2р\р) | ||||
12. | Словосочетания, их строение и грамматическое значение | 1 | Тест | |
13. | Связь слов в словосочетании | 1 | Словарный диктант | |
14-15. | Предложение и его типы | 2 | Тест | |
16. | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Проект | |
17. | Р/Р. Контрольное изложение | 1 | Тест | |
18. | Простое предложение. Интонация простого предложения | 1 | Диктант | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения 5 ч | ||||
19. | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Творческая работа | |
20-21. | Сказуемое и способы его выражения | 2 | Словарный диктант | |
22. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Диктант с грамматическим заданием | |
23. | Правила согласования главных членов предложения | 1 | Индивидуальные карточки-задания | |
Второстепенные члены предложения 9 часов(7+2 р\р) | ||||
24-25. | Определение | 2 | Объяснительный диктант | |
26-27. | Виды определений | 2 | Объяснительный диктант | |
28. | Дополнение | 1 | Тест | |
29. | Обстоятельство | 1 | Словарный диктант, элементы теста | |
30. | Р/Р. Контрольное сочинение | 1 | Практическая работа | |
31. | Порядок слов в предложении | 1 | Диктант | |
32. | Р/Р. Репортаж как жанр публицистики | 1 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Односоставные предложения15 часов(12+3р\р) | ||||
33. | Основные виды односоставных предложений | 1 | Диктант | |
34-35. | Определенно-личные предложения | 2 | Тест | |
36. | Р/Р. Сочинение в жанре репортажа | 1 | ||
37. | Неопределенно- личные предложения | 1 | ||
38. | Обобщенно-личные предложения | 1 | Словарно-орфографическая работа | |
39. | Р/Р. Контрольное изложение | 1 | Текущий контроль | |
40. | Безличные предложения | 1 | Распределительный диктант | |
41. | Назывные предложения | 1 | Словарный диктант | |
42. | Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века» | 1 | Комплексный анализ текста | |
43-44. | Неполные предложения | 2 | Контрольная работа | |
45. | Комплексный анализ текста | 1 | Тест | |
46. | Обучающий тест по теме «Простое предложение» | 1 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
47. | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Однородные члены предложения 12 (10+2 р\р) | ||||
48-49. | Понятие об однородных членах | 2 | Комплексный анализ текста | |
50-52. | Как связаны между собой однородные члены предложения | 2 | Словарно-орфографическая работа | |
53. | Р/Р. Статья в газету | 1 | Творческий диктант | |
54-55. | Однородные и неоднородные определения | 2 | Словообразовательный разбор слов | |
56-57. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Словообразовательный разбор слов | |
58. | Р/Р. Изложение - рассуждение | 1 | Тест | |
59. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 15часо (13+2р\р) | ||||
60-61. | Обращение и знаки препинания при нем | 2 | Диктант | |
62. | Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | 1 | Комплексный анализ текста | |
63-66. | Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. (Между урок развития речи : изложение) | 2 | Словарно-орфографическая работа | |
67. | Р/Р. Контрольное изложение | 1 | Творческий диктант | |
68-69. | Предложения со вставными конструкциями | 2 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
70. | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | 1 | Словообразовательный разбор слов | |
71. | Урок повторения и обобщения знаний по теме | 1 | Словарно-орфографическая работа | |
72. | Контрольный диктант или контрольный урок | 1 | Творческий диктант | |
73-74. | Анализ контрольного диктанта, комплексный анализ текста | 2 | Морфологический разбор слов | |
Предложения с обособленными членами14 (10+4 р\р) | ||||
75. | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Стилистический анализ текста | |
76-78. | Обособленные определения и приложения | 2 | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
79-80. | Р/Р. Сочинение в жанре портретного очерка | 2 | Анализ текста | |
81-83. | Обособленные обстоятельства | 2 | Творческая работа | |
84-85. | Уточняющие члены предложения | 2 | Изложение | |
86. | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 | Синтаксический разбор | |
87-88. | Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету» | 2 | Индивидуальные карточки-задания | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 6 (5+1р\р) | ||||
89. | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | 1 | Синтаксический разбор. | |
90. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них | 1 | Объяснительный диктант | |
91. | Р/Р. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» | 1 | Объяснительный диктант | |
92. | Предложения с косвенной речью | 1 | Синтаксический разбор. | |
93. | Диалог | 1 | Словарный диктант, элементы теста | |
94. | Цитаты и знаки препинания при цитировании | 1 | Объяснительный диктант | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 8 часов | ||||
95-99. | Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах | 5 | Тест | |
100. | Итоговый контрольный диктант | 1 | Словарно-орфографическая работа | |
101. | Анализ контрольного диктанта | 1 | Словарно-орфографическая работа | |
102. | Подведение итогов года | 1 | Объяснительный диктант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....