Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Бережная Евгения Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_5_klass_vneurochnaya_deyatelnost.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа  соответствует требованиям ФГОС ООО и разработана в соответствии со следующими документами:

  • законом Российской Федерации “Об образовании”;
  • требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного образования;
  • программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
  • УМК под редакцией Т.А. Ладыженской «Школьная риторика. 5 класс» в 2-ух частях.М. Ювента; Баласс,2013

Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении.

 Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.

Программа ориентирована на обучающихся пятых классов, рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

Цель программы: расширить кругозор и эрудицию обучающихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи программы:

  • Формирование коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с разными путями рассуждений,
  • Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Внеурочная деятельность «Риторика» позволяет научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют

лингвистическими понятиями, грамотны,  но затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать следующие задачи: формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих

требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

Цели обучения

  • обучение умелой, искусной речи;
  • обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
  • успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

Задачи обучения

  • сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
  • способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
  • научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
  • освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Характеристика программы

В программе выделяется два смысловых блока:

  • первый - «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
  • второй - «Речевые жанры».

Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности. Курс «Риторика» должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Методы и приёмы преподавания

Курс «Риторики» в школе - сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

На занятиях особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно-импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.

Итак, основная задача «Риторики» - формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Школьная риторика - предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

  • большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
  • понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.

Основные умения

Первый тип: умение анализировать и оценивать общение:

  • степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
  • уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность);
  • корректность поведения.

Второй тип: умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:

  • ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории) коммуникативную задачу и обстановку общения;
  • формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
  • определять свои коммуникативные удачи, неудачи и промахи.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов - овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
  • на уровне метапредметных результатов - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и т.д.;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

5-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.


Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельность «Риторика. 5 класс»  УМК под редакцией Т.А. Ладыженской

урока

Дата

Пл.

Дата

Факт

Тема

Кол-

во

часов

Материал учебника

Форма учебно-го

заня-

тия

Требования к уровню подготовки учащихся

Базовые знания

Развитие познавательных

умений

Формирование ценностно-мировоззренческих

ориентаций

Раздел 1. Общение. 3ч

1

Тема 1. Общение. Что значит общаться?

1

Стр.

6-12

вводный

Знать понятия «общение», «коммуникант», для чего нужна речь.

Уметь вступать в речевое общение

Формирование

коммуникативной

 компетенции

2

Тема 2.

А вместе мы называемся так…

1

Стр.

12-20

Практикум

Знать: важность учёта фактора адресата

Уметь: пользоваться своим голосом в соответствии с ситуацией общения

3

Тема 3.

Ваша коммуникативная задача

1

Стр.

20-25

Практикум

Знать: что такое коммуникативная задача

Уметь: использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным намерением

Раздел 2.Виды общения 2ч

4

Тема 1.

Один – немного- много.

1

Стр.

26-30

Практикум

Знать: виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида

Уметь: выбирать средство общения

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

5

Тема 2.

Словесное и несловесное общение

1

Стр.

30-37

Практикум

Знать: словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль

Уметь: уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения

Раздел 3.Главный секрет Демосфена 2ч

6

Тема 1.

Твой голос. Подышим!

1

Стр.

38-46

Практикум

Знать: виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное. речевое

Уметь: правильно дышать. Пользоваться различными видами дыхания

7

Тема 2.

Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.

1

Стр.

48-51

Практикум

Знать: что такое скороговорка, докучная сказка, кричалка

Уметь: отчётливо произносить скороговорку, сочинять кричалку, вступать в речевое общение

Раздел 4. Речь правильная и хорошая 2ч

8

Тема 1.

Речь без ошибок. Чья речь богаче?

1

Стр.

52-68

Практикум

Знать: понятие нормы литературного языка, языковые средства, что такое тавталогия.

Уметь: использовать богатство языка в речи

Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения  к русской речи

9

Тема 2.

Говорите – пишите точно

1

Стр.

68-69

Практикум, творческая работа

Знать: фактическая точность речи. Коммуникативная точность речи. 

Уметь: создавать высказывание, добиваясь точности речи

Раздел 5. Учимся писать – редактировать 2ч

10-11

Тема 1.

Учимся писать - редактировать

2

Стр.

80-84

Практикум

Знать: знаки правки текста.

Уметь: находить  недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст, используя знаки правки текста

Содействовать развитию речевой культуры

Раздел 6.Будьте вежливы 3ч

12

Тема 1.

Что вы знаете о вежливости?

1

Стр.

88-93

Практикум

Знать: этикетные правила речевого поведения

Уметь: употреблять этикетные слова в соответствии с речевой ситуацией

13

Тема 2.

Вежливый отказ

1

Стр.

102-112

Практикум

Знать: причины отказа, виды отказа: прямой, косвенный, отказ-объяснение.

Уметь: использовать в речи вежливые виды отказа

14

Тема3.

Просить – умолять - клянчить

2

Стр.

93-102

Практикум

Знать: повелительные речевые действия и побудительные речевые действия неповелительного характера

Уметь: строить связанный ответ, использовать в речи побудительные речевые средства неповелительного характера 

Формирование культуры речевого общения

Раздел 7.Учимся слушать 2ч

15

.

Тема 1.

Слышать – слушать - внимать

1

Стр.

113-120

Практикум

Знать: почему важно уметь слушать, роль невербальных средств общения при слушании. Причины, по которым мы не слушаем.

Уметь: понимать важность умения слушать и слышать

Формирование

коммуникативной

 компетенции

16

Тема 2.

Кто и как слушает. Правила для собеседников

1

Стр.

120-130

Практикум

Знать: основные способы слушания, правила для собеседника

Уметь: различать способы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.

Формирование культуры речевого общения

Раздел 8. Учимся читать 1ч

17

Тема 1.

Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать?

1

Стр.

131-150

Практикум

Знать: задачи читающего, план высказывания, виды чтения

Уметь: извлекать смысл из читаемого текста, составлять развёрнутое устное высказывание, сжимать текст

Содействовать информационной культуре учащихся

Раздел 9. Речевые жанры  3ч

18

Тема 1.

Текст. В мире текстов. Тема – микротема..

1

Часть 2

Стр.

4-20

Практикум

Знать: признаки текста,  типы речи, стили речи, понятие микротема, связь микротемы с темой

Уметь: различать признаки текста,  типы речи, стили речи, ставить тематические и смысловые вопросы к тексту, восстанавливать текст определять тему текста, находить микротемы,

Формирование

коммуникативной

 компетенции

19

Тема 2.

Визитная карточка

1

Часть 2

Стр. 20-21

практикум

Знать: что такое визитная карточка

Уметь: оформлять визитную карточку

Содействовать развитию творческих способностей учащихся

20

Тема 3.

Текст о тексте

1

Часть 2

Стр.

21-27

практикум

Знать: текст- единица речи, содержательную и смысловую сторону текста

Уметь: создавать и воспринимать текст.

Раздел 10.Вторичные тексты 3ч

21-22

Тема 1.

Когда быть вторым…совсем не обидно Что ты знаешь о пересказе?

1

Часть 2

Стр.

28-30,

Стр.

31-50

Практикум

Знать: подробное и сжатое изложение текста,  виды пересказа

Уметь: подробно и сжато излагать исходный текст, пересказывать текст

Формирование

коммуникативной

 компетенции

23

Тема 2.

Коротко да ясно

1

Стр.

31-50

Практикум

Знать: подробное и сжатое изложение текста,  виды пересказа

Уметь: сжато излагать исходный текст,

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 11. Давайте говорить друг другу комплименты 2ч

24

-

25

Тема 1.

Что такое комплименты?  Тема 2.

Похвала и похвальба.

2

Часть 2

Стр.

51-60

Урок творчества

Знать: что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов.

Уметь: создавать комплимент, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения

Формирование культуры речевого общения

Раздел 12.Объявления 1ч

26

Тема 1.

Объявление. Секреты объявлений

1

Часть 2

Стр.

61-84

Практикум

Знать: характерные особенности объявлений, виды объявлений

Уметь: распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их, создавать письменные и устные объявления

Формирование культуры логической компетенции

Раздел 13. «Что произошло хоть раз» 2ч

27

Тема 1.

Что такое рассказ? Как строить рассказ

1

Часть 2

Стр.

беседа

Знать: отличие рассказа от сообщения и других повествовательных текстов, построение рассказа

Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа

Формирование

коммуникативной

 компетенции

28

Тема 2.

Запишите свой рассказ

1

Часть 2

Стр.

Практикум

Знать: как строить рассказ

Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа

Раздел 14. Спорить или ссориться 1ч

29

Тема 1.

Спорить или ссориться?

1

Часть 2

Стр.

Ролевая игра

Знать: отличие спора от ссоры, правила ведения спора

Уметь: вести спор, соблюдая правила

Формирование культуры речевого общения

Раздел 15. Сочините сказку 1ч

30

Тема 1.

Сочините сказку.

Волшебный мир сказок. Конкурс на лучшего сказочника.

1

Часть 2

Стр.

Практикум

Знать: композицию сказки, особенности сказки

Уметь: создавать сказки

Формирование

коммуникативной

 компетенции

Раздел 16. Начало моей биографии 3ч

31

Тема 1.

Моя биография.

1

Часть 2

Стр.

Практикум

Знать: как писать автобиографию

Уметь: писать биографию и автобиографию

Содействовать социальной адаптации учащихся

32

Тема 2.

Моя родословная.

1

Часть 2

Стр.

Практикум

Знать: что такое родословная, родословное древо

Уметь: создавать рассказ о своих предках, рисовать родословное древо

33

Тема 3.

Конкурс на лучшего риторика

1

Игровое занятие

Знать: изученные понятия

Уметь: использовать полученные знания в практике речевого общения

34-35

Резервные уроки

Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
  2. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2013.
  3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: «С-инфо», «Баласс», 2007.
  4. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить. - Спб.: «Паритет», 2000.
  5. Экран, проектор,  компьютер, ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...