Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_5_klass_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа соответствует требованиям ФГОС ООО и разработана в соответствии со следующими документами:
- законом Российской Федерации “Об образовании”;
- требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного образования;
- программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
- УМК под редакцией Т.А. Ладыженской «Школьная риторика. 5 класс» в 2-ух частях.М. Ювента; Баласс,2013
Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на обучающихся пятых классов, рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Цель программы: расширить кругозор и эрудицию обучающихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.
Задачи программы:
- Формирование коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с разными путями рассуждений,
- Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность «Риторика» позволяет научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют
лингвистическими понятиями, грамотны, но затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать следующие задачи: формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Цели обучения
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Характеристика программы
В программе выделяется два смысловых блока:
- первый - «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
- второй - «Речевые жанры».
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности. Курс «Риторика» должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Методы и приёмы преподавания
Курс «Риторики» в школе - сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
На занятиях особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно-импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Итак, основная задача «Риторики» - формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Школьная риторика - предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
- большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.
Основные умения
Первый тип: умение анализировать и оценивать общение:
- степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
- уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность);
- корректность поведения.
Второй тип: умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:
- ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории) коммуникативную задачу и обстановку общения;
- формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
- определять свои коммуникативные удачи, неудачи и промахи.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов - овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
- на уровне метапредметных результатов - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и т.д.;
- на уровне результатов в предметной области «Филология» - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельность «Риторика. 5 класс» УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
№ урока | Дата Пл. | Дата Факт | Тема | Кол- во часов | Материал учебника | Форма учебно-го заня- тия | Требования к уровню подготовки учащихся | |||
Базовые знания | Развитие познавательных умений | Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций | ||||||||
Раздел 1. Общение. 3ч | ||||||||||
1 | Тема 1. Общение. Что значит общаться? | 1 | Стр. 6-12 | вводный | Знать понятия «общение», «коммуникант», для чего нужна речь. | Уметь вступать в речевое общение | Формирование коммуникативной компетенции | |||
2 | Тема 2. А вместе мы называемся так… | 1 | Стр. 12-20 | Практикум | Знать: важность учёта фактора адресата | Уметь: пользоваться своим голосом в соответствии с ситуацией общения | ||||
3 | Тема 3. Ваша коммуникативная задача | 1 | Стр. 20-25 | Практикум | Знать: что такое коммуникативная задача | Уметь: использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным намерением | ||||
Раздел 2.Виды общения 2ч | ||||||||||
4 | Тема 1. Один – немного- много. | 1 | Стр. 26-30 | Практикум | Знать: виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида | Уметь: выбирать средство общения | Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение | |||
5 | Тема 2. Словесное и несловесное общение | 1 | Стр. 30-37 | Практикум | Знать: словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль | Уметь: уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения | ||||
Раздел 3.Главный секрет Демосфена 2ч | ||||||||||
6 | Тема 1. Твой голос. Подышим! | 1 | Стр. 38-46 | Практикум | Знать: виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное. речевое | Уметь: правильно дышать. Пользоваться различными видами дыхания | ||||
7 | Тема 2. Скороговорки и докучные сказки. Кричалки. | 1 | Стр. 48-51 | Практикум | Знать: что такое скороговорка, докучная сказка, кричалка | Уметь: отчётливо произносить скороговорку, сочинять кричалку, вступать в речевое общение | ||||
Раздел 4. Речь правильная и хорошая 2ч | ||||||||||
8 | Тема 1. Речь без ошибок. Чья речь богаче? | 1 | Стр. 52-68 | Практикум | Знать: понятие нормы литературного языка, языковые средства, что такое тавталогия. | Уметь: использовать богатство языка в речи | Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи | |||
9 | Тема 2. Говорите – пишите точно | 1 | Стр. 68-69 | Практикум, творческая работа | Знать: фактическая точность речи. Коммуникативная точность речи. | Уметь: создавать высказывание, добиваясь точности речи | ||||
Раздел 5. Учимся писать – редактировать 2ч | ||||||||||
10-11 | Тема 1. Учимся писать - редактировать | 2 | Стр. 80-84 | Практикум | Знать: знаки правки текста. | Уметь: находить недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст, используя знаки правки текста | Содействовать развитию речевой культуры | |||
Раздел 6.Будьте вежливы 3ч | ||||||||||
12 | Тема 1. Что вы знаете о вежливости? | 1 | Стр. 88-93 | Практикум | Знать: этикетные правила речевого поведения | Уметь: употреблять этикетные слова в соответствии с речевой ситуацией | ||||
13 | Тема 2. Вежливый отказ | 1 | Стр. 102-112 | Практикум | Знать: причины отказа, виды отказа: прямой, косвенный, отказ-объяснение. | Уметь: использовать в речи вежливые виды отказа | ||||
14 | Тема3. Просить – умолять - клянчить | 2 | Стр. 93-102 | Практикум | Знать: повелительные речевые действия и побудительные речевые действия неповелительного характера | Уметь: строить связанный ответ, использовать в речи побудительные речевые средства неповелительного характера | Формирование культуры речевого общения | |||
Раздел 7.Учимся слушать 2ч | ||||||||||
15 | . | Тема 1. Слышать – слушать - внимать | 1 | Стр. 113-120 | Практикум | Знать: почему важно уметь слушать, роль невербальных средств общения при слушании. Причины, по которым мы не слушаем. | Уметь: понимать важность умения слушать и слышать | Формирование коммуникативной компетенции | ||
16 | Тема 2. Кто и как слушает. Правила для собеседников | 1 | Стр. 120-130 | Практикум | Знать: основные способы слушания, правила для собеседника | Уметь: различать способы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника. | Формирование культуры речевого общения | |||
Раздел 8. Учимся читать 1ч | ||||||||||
17 | Тема 1. Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? | 1 | Стр. 131-150 | Практикум | Знать: задачи читающего, план высказывания, виды чтения | Уметь: извлекать смысл из читаемого текста, составлять развёрнутое устное высказывание, сжимать текст | Содействовать информационной культуре учащихся | |||
Раздел 9. Речевые жанры 3ч | ||||||||||
18 | Тема 1. Текст. В мире текстов. Тема – микротема.. | 1 | Часть 2 Стр. 4-20 | Практикум | Знать: признаки текста, типы речи, стили речи, понятие микротема, связь микротемы с темой | Уметь: различать признаки текста, типы речи, стили речи, ставить тематические и смысловые вопросы к тексту, восстанавливать текст определять тему текста, находить микротемы, | Формирование коммуникативной компетенции | |||
19 | Тема 2. Визитная карточка | 1 | Часть 2 Стр. 20-21 | практикум | Знать: что такое визитная карточка | Уметь: оформлять визитную карточку | Содействовать развитию творческих способностей учащихся | |||
20 | Тема 3. Текст о тексте | 1 | Часть 2 Стр. 21-27 | практикум | Знать: текст- единица речи, содержательную и смысловую сторону текста | Уметь: создавать и воспринимать текст. | ||||
Раздел 10.Вторичные тексты 3ч | ||||||||||
21-22 | Тема 1. Когда быть вторым…совсем не обидно Что ты знаешь о пересказе? | 1 | Часть 2 Стр. 28-30, Стр. 31-50 | Практикум | Знать: подробное и сжатое изложение текста, виды пересказа | Уметь: подробно и сжато излагать исходный текст, пересказывать текст | Формирование коммуникативной компетенции | |||
23 | Тема 2. Коротко да ясно | 1 | Стр. 31-50 | Практикум | Знать: подробное и сжатое изложение текста, виды пересказа | Уметь: сжато излагать исходный текст, | Формирование коммуникативной компетенции | |||
Раздел 11. Давайте говорить друг другу комплименты 2ч | ||||||||||
24 - 25 | Тема 1. Что такое комплименты? Тема 2. Похвала и похвальба. | 2 | Часть 2 Стр. 51-60 | Урок творчества | Знать: что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. | Уметь: создавать комплимент, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения | Формирование культуры речевого общения | |||
Раздел 12.Объявления 1ч | ||||||||||
26 | Тема 1. Объявление. Секреты объявлений | 1 | Часть 2 Стр. 61-84 | Практикум | Знать: характерные особенности объявлений, виды объявлений | Уметь: распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их, создавать письменные и устные объявления | Формирование культуры логической компетенции | |||
Раздел 13. «Что произошло хоть раз» 2ч | ||||||||||
27 | Тема 1. Что такое рассказ? Как строить рассказ | 1 | Часть 2 Стр. | беседа | Знать: отличие рассказа от сообщения и других повествовательных текстов, построение рассказа | Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа | Формирование коммуникативной компетенции | |||
28 | Тема 2. Запишите свой рассказ | 1 | Часть 2 Стр. | Практикум | Знать: как строить рассказ | Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа | ||||
Раздел 14. Спорить или ссориться 1ч | ||||||||||
29 | Тема 1. Спорить или ссориться? | 1 | Часть 2 Стр. | Ролевая игра | Знать: отличие спора от ссоры, правила ведения спора | Уметь: вести спор, соблюдая правила | Формирование культуры речевого общения | |||
Раздел 15. Сочините сказку 1ч | ||||||||||
30 | Тема 1. Сочините сказку. Волшебный мир сказок. Конкурс на лучшего сказочника. | 1 | Часть 2 Стр. | Практикум | Знать: композицию сказки, особенности сказки | Уметь: создавать сказки | Формирование коммуникативной компетенции | |||
Раздел 16. Начало моей биографии 3ч | ||||||||||
31 | Тема 1. Моя биография. | 1 | Часть 2 Стр. | Практикум | Знать: как писать автобиографию | Уметь: писать биографию и автобиографию | Содействовать социальной адаптации учащихся | |||
32 | Тема 2. Моя родословная. | 1 | Часть 2 Стр. | Практикум | Знать: что такое родословная, родословное древо | Уметь: создавать рассказ о своих предках, рисовать родословное древо | ||||
33 | Тема 3. Конкурс на лучшего риторика | 1 | Игровое занятие | Знать: изученные понятия | Уметь: использовать полученные знания в практике речевого общения | |||||
34-35 | Резервные уроки |
Материально-техническое обеспечение предмета
- Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
- Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2013.
- Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: «С-инфо», «Баласс», 2007.
- Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить. - Спб.: «Паритет», 2000.
- Экран, проектор, компьютер, ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...