Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Зацепина Галина Николаевна

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Даниловская средняя общеобразовательная школа»

 Конспект

урока  русского языка

 в 10 классе

Мягкий знак на конце слов

после шипящих

Разработала

Зацепина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2015 г


Цели урока:

1. Вспомнить, углубить, обобщить и закрепить материал по теме.

2. Развивать орфографическую зоркость и связную речь учащихся.

3. Воспитывать  старшеклассников в духе толетарности, взаимопомощи и взаимоуважения.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование, дидактический материал, наглядность:

  1. Ноутбук, колонки, проектор, экран
  2. Пособие для занятий по русскому языку. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- М.: Просвещение, 2006.
  3. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2012.
  4. Запись слов с ошибками и темы на доске.
  5.  Напечатанные слова  вишь, бишь, лишь, ишь
  6. Опорные таблицы для учащихся
  7. Симфоническая музыка для творческой работы и для физкультминутки.

Ход урока

  1. Проверка домашней работы.

1. Диктант.

Слева, направо, издавна, смолоду, незачем, ничуть, ни у кого, ни с кем, наотмашь, невтерпёж, по-моему, повнимательнее, где-нибудь, во-первых, кое-где, где-то, точь-в-точь, давным-давно, подобру-поздорову, бок о бок, точь-в-точь, с глазу на глаз.

2. Самопроверка с помощью ИКТ, исправление ошибок. Самооценка:

Кол-во ошибок

0

1 - 2

3 - 4

5 и более

Оценка

5

4

3

2

4. Объяснение ошибок (Консультант – сильный ученик.)

  1. Работа по новой теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
  1. Повторение изученного материала в 5 – 7 классах.

Работа в парах.

Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.

                                                 Ь на конце слов после шипящих

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

2

Прилагательное

3

Наречие

4

Глагол

5

Частица

2. Проверка самостоятельной работы.

 (Проверяет и консультирует заранее подготовленный сильный по предмету ученик)

                                                 Ь на конце слов после шипящих

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

тишь, дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п :нож, меч 

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение задач 

2

Прилагательное

           ____________

кратких прилагательных: могуч, певуч

3

Наречие

настежь, навзничь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

4

Глагол

1. в н.ф.гл.: беречь, жечь

2. в повелит.наклон. глагола: спрячь, замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь

5

Частица

вишь, бишь, лишь, ишь

Итого

5

5

  1. Знакомство с новым теоретическим материалом по теме.
  1. Самостоятельное чтение параграфа 14 в пособии для занятий по русскому языку  В.Ф.Грекова,  С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко  до примечания.  

- Что новое узнали по теме?  

(О частицах вишь, бишь, лишь, ишь).

  1. Физкультминутка (под музыку, под руководством физрука класса)

  1. Закрепление
  1. Работа в парах: Кто быстрее?

Упражнение № 191 на с.100 в учебнике Власенкова А.И. , Рыбченковой Л.М..

Задание: Найти по 2 примера на каждый случай написания и неупотребления Ь после шипящих, вписать их в таблицу и прокомментировать написание.

 

  1. Закрепление + развитие орфографической зоркости.

Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.

Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь.

  1. Самостоятельная работа.  Закрепление + развитие речи  

(под музыку) (5мин.)

Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. 1 группа: – Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

     2 группа: – Когда не пишется Ь после шипящих на конце слов?

2. Поставьте себе оценку за работу на уроке и прокомментируйте её.

  1. Задание на дом.

1. Общее для всех: Теория по теме по таблице.

2. Сильным : составить предложения–примеры по каждому пункту правила.

2. Всем остальным: из упражнения № 307 (учебник Грекова)  выписать по 3 примера на каждый пункт правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"

Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...