Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока русского языка
в 10 классе
Мягкий знак на конце слов
после шипящих
Разработала
Зацепина Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г
Цели урока:
1. Вспомнить, углубить, обобщить и закрепить материал по теме.
2. Развивать орфографическую зоркость и связную речь учащихся.
3. Воспитывать старшеклассников в духе толетарности, взаимопомощи и взаимоуважения.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование, дидактический материал, наглядность:
- Ноутбук, колонки, проектор, экран
- Пособие для занятий по русскому языку. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- М.: Просвещение, 2006.
- Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2012.
- Запись слов с ошибками и темы на доске.
- Напечатанные слова вишь, бишь, лишь, ишь
- Опорные таблицы для учащихся
- Симфоническая музыка для творческой работы и для физкультминутки.
Ход урока
- Проверка домашней работы.
1. Диктант.
Слева, направо, издавна, смолоду, незачем, ничуть, ни у кого, ни с кем, наотмашь, невтерпёж, по-моему, повнимательнее, где-нибудь, во-первых, кое-где, где-то, точь-в-точь, давным-давно, подобру-поздорову, бок о бок, точь-в-точь, с глазу на глаз.
2. Самопроверка с помощью ИКТ, исправление ошибок. Самооценка:
Кол-во ошибок | 0 | 1 - 2 | 3 - 4 | 5 и более |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
4. Объяснение ошибок (Консультант – сильный ученик.)
- Работа по новой теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
- Повторение изученного материала в 5 – 7 классах.
Работа в парах.
Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи | пишется | не пишется | |
1 | Существительное | ||
2 | Прилагательное | ||
3 | Наречие | ||
4 | Глагол | ||
5 | Частица |
2. Проверка самостоятельной работы.
(Проверяет и консультирует заранее подготовленный сильный по предмету ученик)
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи | пишется | не пишется | |
1 | Существительное | женского рода 3 склон. в им.п тишь, дочь | 1. мужского рода 2 склон. в им.п :нож, меч 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: решение задач |
2 | Прилагательное | ____________ | кратких прилагательных: могуч, певуч |
3 | Наречие | настежь, навзничь | Искл.: уж, замуж, невтерпёж |
4 | Глагол | 1. в н.ф.гл.: беречь, жечь 2. в повелит.наклон. глагола: спрячь, замажь 3. 2 лица ед. числа: решаешь, поёшь | |
5 | Частица | вишь, бишь, лишь, ишь | |
Итого | 5 | 5 |
- Знакомство с новым теоретическим материалом по теме.
- Самостоятельное чтение параграфа 14 в пособии для занятий по русскому языку В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко до примечания.
- Что новое узнали по теме?
(О частицах вишь, бишь, лишь, ишь).
- Физкультминутка (под музыку, под руководством физрука класса)
- Закрепление
- Работа в парах: Кто быстрее?
Упражнение № 191 на с.100 в учебнике Власенкова А.И. , Рыбченковой Л.М..
Задание: Найти по 2 примера на каждый случай написания и неупотребления Ь после шипящих, вписать их в таблицу и прокомментировать написание.
- Закрепление + развитие орфографической зоркости.
Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.
Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь.
- Самостоятельная работа. Закрепление + развитие речи
(под музыку) (5мин.)
Составьте сочинение-миниатюру, используя максимум данных слов:
Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. 1 группа: – Когда пишется Ь после шипящих на конце слов?
2 группа: – Когда не пишется Ь после шипящих на конце слов?
2. Поставьте себе оценку за работу на уроке и прокомментируйте её.
- Задание на дом.
1. Общее для всех: Теория по теме по таблице.
2. Сильным : составить предложения–примеры по каждому пункту правила.
2. Всем остальным: из упражнения № 307 (учебник Грекова) выписать по 3 примера на каждый пункт правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"
Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...