Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: Неполные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nepolnye_predlozheniya.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОСНОВСКАЯ СОШ № 1
Открытый урок по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Неполные предложения».
Подготовила Морозова Л. Н.,
учитель русского языка и литературы.
16. 01. 2017 уч. г.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.
Задачи:
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Оборудование: таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.
Технологии:
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
- Словарный диктант. Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:
Орфографическая «дуэль» ( По упражнениям ЗСП учебника ).
В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.
После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов : «Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».
- Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».
- Определение – главный член предложения? (нет)
- Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
- Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
4. Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)
5. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)
6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)
10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)
12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)
- Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)
- Слово «пятёрка» - числительное? (нет)
- В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)
16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)
17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)
- Объяснение нового материала.
а) Создание речевой ситуации.
- Кто ваш классный руководитель?
- Какой предмет она ведёт?
Анализ прозвучавших ответов. Запись их и полных ответов на доске.
а) Создание эвристической ситуации.
- Какова тема нашего урока?
Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?
4.Изучение темы.
- Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
- Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
- Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
- Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
- Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
- Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)
- Синтаксический анализ сложных предложений.
б) Беседа по записанным пословицам.
- Как произносится вторая часть предложения?
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
Сделайте вывод.
(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире ).
а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
3. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Тамбов – старинный русский город.
2. – В центре города – областной краеведческий музей.
3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?
5. - - Конечно.
6.+ Зима.
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
8. - - Нравится.
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
5.Закрепление изученного
- Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
- Шутке - минутка
– Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире? ( Работа по карточкам)
Коня узнают по зубам
Горькое сладким - трудно
Бранить лучше в глаза
Из слушанного – знания
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить – за глаза
Человека – по речам.
Из капель получается море
( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания. Коня узнают по зубам, человека- по речам.
Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен член предложения)
- Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»
-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.
6. Итог урока.
Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:
- С какой целью используются в речи неполные предложения?
- Какова сфера употребления неполных предложений?
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
7.Рефлексия.
На уроке было…. Мне понравилось….
Мне не понравилось…. На уроке я узнал (а)….
- Домашнее задание.
Написать мини - сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.
Литература
- Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
- Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.
3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.
Приложение
Творческие задания к уроку по теме «Неполные предложения»
Задание 1. Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?
Коня узнают по зубам
Горькое сладким - трудно
Бранить лучше в глаза
Из слушанного – знания
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить – за глаза
Человека – по речам.
Из капель получается море
Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок. Сделайте вывод: где употребляются неполные предложения.
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения".
Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения". Тип урока: объяснение нового материала....
урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения" ФГОС
урок расписан в соответствии с ФГОС второго поколения в виде тенологической карты...
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме "Безличные предложения"...
Конспект урока в 8 классе по теме "Неполные предложения"
Конспект урока будет опорным материалом для закрепления данной темы....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов односоставных предложений....
Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения"
Урок открытия нового знания построен на технологии системно-деятельностного подхода. На уроке применяются исследовательский, частично-поисковый и рефлексивный методы обучения....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения"...