Конспект урока в 8 классе по теме "Неполные предложения"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Конспект урока будет опорным материалом для закрепления данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_8_klasse_po_russkomu_yazyku._nepolnye_predlozheniya.docx | 121.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Предлагается урок в 8 классе по предмету «Русский язык». Тема «Неполные предложения. Слова-предложения». Заключительный урок в разделе «Простое предложение». Обучающая цель данного урока: - ознакомление с особенностями неполных предложений и слов-предложений; ознакомление с правилом постановки знаков препинания; - формирование умений правильного употребления неполных предложений и слов-предложений в речевой ситуации. Урок проводится в форме экскурсии с элементами игры. Тема: Простое предложение. Тема урока: Неполные предложения. Слова-предложения Место и роль в системе уроков по данной теме: заключительный урок в разделе «Простое предложение» (18) Тип урока: комбинированный Цель урока: - ознакомление с особенностями неполных предложений и слов-предложений; ознакомление с правилом постановки знаков препинания; - формирование умений правильного употребления неполных предложений и слов-предложений в речевой ситуации. Задачи личностного развития: • создать ситуацию успеха для развития речи учащихся; • содействовать развитию навыков аналитического мышления; умений сравнивать, анализировать, структурировать информацию, делать выводы; • содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия; создавать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности, проявления нравственных качеств; • способствовать воспитанию любви к русскому языку и литературе; воспитанию нравственных качеств. Предполагаемые результаты: предполагается, что к концу урока учащиеся будут уметь:
Используемые технологии: элементы технологии РКМЧП, технология ИКТ. Методы оценки: словесные, призовые. Методы оценивания: устный опрос, взаимопроверка. Оборудование: компьютер, презентация. Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Дидактическое обеспечение урока: учебник «Русский язык. 8 класс», автор Л.А. Мурина и др., презентация по теме урока. Межпредметные связи: литература. |
Ход урока I этап. Организационный (1 минута) Задача этапа: психологически подготовить учащихся к предстоящему общению на уроке, создать эмоциональный настрой, организовать работу класса. Ожидаемый результат: готовность учащихся к уроку. |
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Словесные Прием «Улыбка» | Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку | Психологически настраиваются на учебную деятельность, проверяют свою готовность к уроку | Ф | 1 мин. |
Звучит мелодия "В детстве всё бывает" (В. Добрынин, М. Пляцковский),
Учитель приветствует учащихся, предлагает начать урок с улыбки, организуя положительный настрой.
II этап. Ориентировочно-мотивационный (до 4 минут)
Задача этапа: сформулировать тему и цель урока с помощью работы с эпиграфом и определить задачи для достижения поставленной цели.
Ожидаемый результат: учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Словесные Работа с эпиграфом Прием «Продолжи фразу» | Учитель читает эпиграф, с помощью вопросов подводит учащихся к формулированию темы, постановке задач. | Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи | Ф
| 4 мин |
Станция «Приветствие»
Учитель читает стихотворение (Приложение 1, задание 1)
-Чему нас учит стихотворение? Почему необходимо при встрече здороваться? (Быть добрым, проявлять уважение к собеседнику, соблюдать правила этикета).
-Что же такое этикет?
(Этикет- правила поведения людей в обществе).
-Какие синонимы можно подобрать к слову «этикет»? (Такт, вежливость, традиция, церемония).
-Будем же взаимовежливы и тактичны!
-С помощью каких синтаксических единиц мы можем вежливо общаться? По строению грамматической основы какие виды предложений бывают? (односоставные и двусоставные). Чем они различаются?
Обратимся к стихотворению. Какие односоставные и двусоставные предложения нам встретились?
-Какие предложения вызвали трудности? Почему? (В данных предложениях пропущено слово). Как вы думаете, как мы такие предложения называем? (Неполные). Запишем тему урока и постараемся сформулировать задачи.
Прием «Продолжи фразу».
Мы повторим… (структуру двусоставных и односоставных предложений)
Мы научимся распознавать… (неполные предложения, слова-предложения)
Мы научимся использовать в речи…
III этап. Проверка домашнего задания (до 2 минут)
Задача этапа: осуществить взаимопроверку домашнего задания.
Ожидаемый результат: проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Репродуктивный | Дает задание для взаимопроверки знаний учащихся по пройденному материалу и руководит процессом взаимопроверки | Осуществляют взаимопроверку в парах | П |
|
IV этап. Актуализация субъективного опыта учащихся (до 4 минут)
Задача этапа: проверить первичный уровень знаний по теме, подготовить к изучению новой темы.
Ожидаемый результат: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Прием «Установи соответствие» | Учитель определяет задание «По одежке встречают, по уму провожают». | Учащиеся определяют соответствие, решают орфографические задачи, подчеркивают грамматические основы. | П
| 4 мин |
Станция «По одежке встречают, по уму провожают»
Задание «Установи соответствие» (Приложение 1, задание 2)(или ресурс http://learningapps.org/)
Ключ: А. 3 Б.1 В.4 Г.2 Д.5 Е.5 Ж?
Молодцы, справились с заданием, увидели противоречие, найти ответ нам помогут П. 31, 32. Мы разделимся на две группы «Неполные предложения» и «Слова-предложения». А помогать нам будут проводники-эксперты (самые активные). Экспертам раздаются «Путевые листы».
Мы отправляемся на станцию «Мудрые мысли».
V этап. Освоение новых знаний и способов деятельности (до 7 минут)
Задача этапа: проанализировать понятия «Неполные предложения», «Слова-предложения».
Ожидаемый результат: усваивают понятие «Неполные предложения» и «Слова-предложения».
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Частично-поисковый | Указывает объект наблюдения и организует работу в группах с теоретическим материалом (по вариантам) | Читают, анализируют и делают выводы | Г
| 7 мин |
- Первичная проверка понимания изученного (до 5 минут)
Задача этапа: проверить знания учащихся на новом языковом материале.
Ожидаемый результат: самостоятельный подбор учащимися аналогичных примеров.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
«Кластер» (Приложение 1,2; задание 3) | Организовывает деятельность учащихся | Создают кластер, объясняют соседу по парте), представляют работу | Г
| 5 мин |
Физкультминутка «Диалог» (до 2 минут) (Приложение 3)
Что представляет собой наша физкультминутка? (диалог). Из каких предложений состоит диалог? (односоставные, определенно-личные и слова-предложения).
- Закрепление изученного материала (до 14 минут)
Задача этапа: закрепить полученные знания по теме, выполняя лингвистические задачи и упражнения
Ожидаемый результат: решение лингвистических задач и выполнение задания.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
(Приложение 1,2; задание 5) | Организовывает деятельность учащихся Организовывает деятельность учащихся по выполнению дифференцированных заданий | Записывают предложения, подчеркивают грамматические основы, находят «третье лишнее» предложение Дифференцированно выполняют задания | Ф, П , И | 6+8 мин |
Осуществить взаимопроверку. Поставить себе отметку на «сердечке».
- Оценочно-рефлексивный этап (до 6 минут)
Задача этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, организовать рефлексивную ситуацию, подвести итоги урока.
Ожидаемый результат: осознание результативности своей деятельности.
Методы | Деятельность | ФОУД | Плани- руемое время | |
учителя | учащихся | |||
Словесные | Формулирует домашнее задание. Организует подсчет полученных бонусов на уроке и оценивает работу учащихся | Записывают домашнее Считают полученные от учителя бонусы на уроке, выступают учащиеся-эксперты Оценивают степень своего участия с помощью отметки на стикере-сердечке, помещая его в «Журнал вежливости» | Ф И | 1-2 мин. 1-2 мин. 1-2 мин. |
Домашнее задание П. 31, 32, упр. 216 или 226
Рефлексия. «Журнал вежливости»
- Мы отыскали «ключ» к знаниям, страна «Предложение» огромная, на следующих уроках вы продолжите увлекательную экскурсию. Пусть наше «доброе утро» длится до вечера! Спасибо за сотрудничество!
Приложение1
Рабочий конспект
Вариант 1
- Станция «Приветствие»
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро!
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
2. Станция «По одежке встречают, по уму провожают»
Задание «Установи соответствие»
Решить орфографические задачи, подчеркнуть грамматические основы, установить соответствие.
А. (Не) свор..тить камня с пути думою. | 1)определенно-личное; 2)неопределенно-личное; 3)безличное; 4)назывное; 5)двусоставное |
Б. Без пословиц.. (не) прож..веш(?). | |
В. Тепло и свет в..здействия на людей. | |
Г. После драки кул..ками (не)машут. | |
Д. Вежливым о..крывают(?)ся все двери. | |
Е. Свечка - в печку. (К.Чуковский) | |
Ж. Коне(?)но! |
3.Станция «Мудрые мысли». Работа с параграфом 31 (с.139-142). Составление кластера
4. Станция «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Задание «Третий лишний»
Задание. Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, найти «третье лишнее» (двусоставное/односоставное).
1. Н..ступила суровая зима. Снег на дворе. К..кая п..ра!
2. Тихая д..рога. Девч..нки залились хохотом. П..бежали, оглядываясь (В. Белов).
3. К..кая кр..сивая ель! На дв..ре (?) весна! (А. Блок). Вдоль насыпи (?) снега по пояс, в т..йге безмолвье и покой (А. Гайдар).
5. Задание «Выбирай»
«3-4»
Задание. Упр. 221 (I) Подготовиться к выразительному чтению диалога.
- Хлестаков. Ну что, как у вас в гостинице? Хорошо ли все идет?
Слуга. Да, слава Богу, все хорошо.
Хлестаков. Много проезжающих?
Слуга. Да, достаточно.
«5-6»
- Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, охарактеризовать предложения по двум признакам: 1) двусоставное/односоставное, 2) полное/неполное.
- Осип. Несут обед.
Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле). Несут! Несут! Несут!
«7-8»
- Задание. Выразительно прочитать, выписать несколько примеров неполных предложений и слов-предложений. Преобразовать фрагмент текста в диалог (- …
-Нет!
-…
Да!)
- Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
«9-10»
- Задание творческого характера. Придумайте и запишите диалог «Разговор по телефону», используя неполные предложения и слова-предложения. Подготовьтесь к проигрыванию речевой ситуации. Какие правила речевого этикета нужно помнить, разговаривая по телефону?
Поставить себе отметку на «сердечке».
Приложение 2
Рабочий конспект
Вариант 2
- Станция «Приветствие»
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро!
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
2. Станция «По одежке встречают, по уму провожают»
Задание «Установи соответствие»
Решить орфографические задачи, подчеркнуть грамматические основы, установить соответствие.
А. (Не) свор..тить камня с пути думою. | 1)определенно-личное; 2)неопределенно-личное; 3)безличное; 4)назывное; 5)двусоставное |
Б. Без пословиц.. (не) прож..веш(?). | |
В. Тепло и свет в..здействия на людей. | |
Г. После драки кул..ками (не)машут. | |
Д. Вежливым о..крывают(?)ся все двери. | |
Е. Свечка - в печку. (К.Чуковский) | |
Ж. Коне(?)но! |
3.Станция «Мудрые мысли». Работа с параграфом 32 (с.143-147). Составление кластера
4. Станция «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Задание «Третий лишний»
Задание. Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, найти «третье лишнее» (двусоставное/односоставное).
1. Н..ступила суровая зима. На дворе (?) снег. К..кая п..ра!
2. Тихая д..рога. Девч..нки залились хохотом. П..бежали, оглядываясь (В. Белов).
3. К..кая кр..сивая ель! На дв..ре (?) весна! (А. Блок). Вдоль насыпи (?) снега по пояс, в т..йге безмолвье и покой (А. Гайдар).
5. Задание «Выбирай»
«3-4»
Задание. Упр. 221 (I) Подготовиться к выразительному чтению диалога.
- Хлестаков. Ну что, как у вас в гостинице? Хорошо ли все идет?
Слуга. Да, слава Богу, все хорошо.
Хлестаков. Много проезжающих?
Слуга. Да, достаточно.
«5-6»
- Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, охарактеризовать предложения по двум признакам: 1) двусоставное/односоставное, 2) полное/неполное.
- Осип. Несут обед.
Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле). Несут! Несут! Несут!
«7-8»
- Задание. Выразительно прочитать, выписать несколько примеров неполных предложений и слов-предложений. Преобразовать фрагмент текста в диалог (- …
-Нет!
-…
Да!)
- Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...
«9-10»
- Задание творческого характера. Придумайте и запишите диалог «Разговор в библиотеке», используя неполные предложения и слова-предложения. Подготовьтесь к проигрыванию речевой ситуации.
Поставить себе отметку на «сердечке».
Приложение 3
Физкультминутка «Диалог» (учащиеся повторяют движения за учителем и говорят хором «Вот так!»)
-Как живёте?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёте?
- Вот так! (маршируют).
- Как плывёте?
- Вот так! (руками разводят)
- Как грозите?
- Вот так!
- Как садитесь?
- Вот так! (Садятся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс
Конспект урока по теме "Безличные предложения"...
Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....
Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...
План- конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", 9 класс
Разработка урока по русскому языку...