Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок открытия нового знания построен на технологии системно-деятельностного подхода. На уроке применяются исследовательский, частично-поисковый и рефлексивный методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_teme_nepolnye_predlozheniya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 8 класс.
Тема урока: Полные и неполные предложения
Цели урока:
- формирование понятия о неполных предложениях, их особенностях
Познавательные задачи:
-дать понятие о неполных предложениях;
- показать сферу их употребления;
- формировать лингвистическое мировоззрение у обучающихся ;
-совершенствовать знания о родном языке;
- развивать языковой и эстетический идеал;
- стимулировать творческую деятельность
Практические задачи:
- сформировать умение находить неполные предложения в текстах;
- показать значение интонации в неполных предложениях;
- обогащать словарный запас речи учащихся;
- обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать творческое воображение учащихся
Общепредметные задачи:
- воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя аргументы);
- развивать логическое мышление;
- формировать осознание ценности совместной деятельности;
-обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой;
- совершенствовать навыки чтения
Формируемые УУД:
1. Личностные: развивать интерес к изучению языка; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.
3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.
4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Основные понятия, формируемые на уроке: неполные предложения, диалог, контекст, тире.
Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями находить неполные предложения в художественных текстах, уместно использовать их в своей речи, ставить знаки препинания в неполных предложениях; умело интонационно произносить эти предложения.
Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Технологии: Технология развития критического мышления на основе чтения и письма, Технология системно- деятельностного подхода.
Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.
Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся
Ресурсы: учебник, доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал из художественных произведений
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь! Откройте теради, запишите число, классная работа.
Наш урок я назвала так: Большому кораблю - большое плаванье. Можете предположить, о чем идет речь? (ответы) Правы Вы или нет, узнаем чуть позже.
2. Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними.
Чтобы перейти к изучению новой темы, нам нужно вспомнить ранее изученное.
У вас на столах лежат листы. На них вы сейчас выполните проверочную работу, самостоятельно проверите ее по критериям на доске и выставите себе баллы в оценочный лист.
Соотнесите характеристику и предложение. Время на выполнение 5 минут
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самопроверка.
Ключ: А- 3, В-1, С- 4, D – 2, E- 5.
Кол-во верных ответов – это количество баллов
3. Создание проблемной ситуации.
Какое предложение осталось? Почему?
Давайте сравним его с предложением, которое я взяла для темы урока. Что в них общего? Попробуйте восстановить предложения. (ответы) То есть пропущенные слова восстанавливаются из контекста.
Как называются такие предложения? (ответы)
Такие предложения называются неполными.
Запишем тему урока в тетрадь.
Чему мы должны научиться на уроке? Что узнать?
4. Лингвистическое исследование
Чтобы собрать информацию о неполных предложениях, будем работать в парах.
1 ряд. Анализируют предложения и определяют, какие члены предложения могут быть пропущены в неполном предложении.
2 ряд. Читают тексты и определяют, где чаще всего встречаются неполные предложения.
3 ряд. Анализируют предложения и формулируют правило о постановке знаков препинания в неполном предложении.
Время на выполнение 7 минут.
Проверяем работу.
Другие группы слушают и заполняют таблицу.
Самооценивание. 1-3 балла (ставим в оценочный лист)
Вывод. Сформулируйте определение неполного предложения (ответы)
Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член- главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста.
ФИЗМИНУТКА
Закрепление нового материала.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1. Река узнается в плавании, а человек - в беде.
2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
3. Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.
4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.
Проверка с объяснением. Самооценивание. 3 -5 баллов: «5» – без ошибок, «4»-1-2 ошибки, «3» – более 2 ошибок.
Проверочное тестирование. Ставим «+» в нужной колонке
Полное | Неполное | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + |
Взаимопроверка. 5 баллов – без ошибок, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – более 2 ошибок.
Выставление оценок
17-18 баллов – «5»
13-16-11 баллов – «4»
9-12 баллов – «3»
Рефлексия.
Утверждения | Выполнение |
Я знаю, какие предложения полные и неполные |
|
Я знаю, как определить неполное предложение. |
|
Я знаю, какие и когда знаки препинания ставятся в неполном предложении. |
|
Я знаю, как выполнить синтаксический разбор неполных предложений | |
У меня остались вопросы по теме |
Домашнее задание: Выписать из художественных произведений 7 примеров неполных предложений.
Итог урока. Возвращаясь к названию нашего урока, я хочу пожелать вам Большого плавания в изучении русского языка.
Спасибо за работу на уроке.
Приложения
Лист самооценки ______________________________________________________________
Блиц-опрос | Исследование | Предложения | Тест | ИТОГО | Отметка |
Исследование
1 ряд
Проанализируйте предложения и определите, какие члены предложения могут быть пропущены в неполном предложении.
1.Налево шумела забытая ель, налево- плакучая ива.
2. Одной рукой собирай, а другой - раздавай.
3. Все решили задачу одним способом, а я – двумя.
4. Мой брат увлекается альпинизмом, а я - горнолыжным спортом.
2 ряд
Прочитайте тексты и определите, где чаще всего встречаются неполные предложения.
1) Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Так ты женат?! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет!
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне?
- Ты ей знаком?
- Я им сосед!
2) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Золото добывают из земли, а знания - из книги.
3) Разговор двух приятелей:
– Как твои дела?
– Хорошо.
– Сколько мы не виделись?
– Два года.
3 ряд
Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении на месте пропуска какого-либо члена во второй части? Дайте полный ответ
- Юность богата надеждами, а старость – опытом.
- Перед домом яблоня в сугробе, за ночным окном – туман.
- Учение образует ум, воспитание – нравы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала...
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....