Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Грамматическая категория одушевленности - неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности - неодушевленности предметов в русском языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных. ЦЕЛЬ: показать отличие грамматической категории одушевленности от лексического понятия "одушевленный - неодушевленный" предмет. СЛОВАРЬ: Парадокс - странное мнение или высказывание, противоречащее здравому смыслу. Категория - научное понятие, выражающее свойства, качества предметов, объединенных общностью признаков.

Слайд 2

1. ВВОДНОЕ СЛОВО: Все мы знаем, что в жизни тот мир, который окружает нас, состоит из предметов материальных и нематериальных: идем по улице - видим людей, движущийся транспорт, здания, деревья, животных, дышим воздухом. И в этом многообразии предметов понимаем, что люди и животные - это одушевленные, а машины, здания, деревья, воздух - неодушевленные. Кажется, что все предельно ясно.

Слайд 3

Но в грамматике распределение существительных по принципу одушевленный - неодушевленный предмет имеет некоторые особенности. Чтобы определить с грамматической точки зрения одушевленный или неодушевленный предмет, нужно существительное поставить во множественное число и сравнить окончания Р. и В. падежей. Если они совпадают, то существительное относится к категории одушевленных. Если же совпадают окончания И. и В. падежей, то существительное неодушевленное.

Слайд 4

2. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Берем существительное ЖИВОТНОЕ. Ставим его во множественное число в трех падежах и сравниваем окончания. - Будет ли возникать сомнение, какой вопрос поставить к данному существительному? (Нет. Совершенно четко осознаем, что на лексическом уровне - оно одушевленное). Итак: три падежа И. Кто? Животные Р. Кого? Животных В. Кого? Животных

Слайд 5

ВЫВОД : существительное одушевленное и с грамматической точки зрения и с лексической. Действительно, вопрос, заданный к данному существительному, и падежные окончания Р. и В. падежей указывают на одушевленность существительного и предмета, который назван этим существительным.

Слайд 6

Но в грамматике бывают парадоксы, когда неодушевленный предмет с точки зрения лексики в грамматике, наоборот, превращается в существительное одушевленное.

Слайд 7

Берем слово КУКЛА - Какой вопрос зададим? Что? Проверяем. И. Что? Куклы Р. Чего? Кукол В. Что? Кукол

Слайд 8

Совпадают Р. и В. падежи, значит с точки зрения грамматики это существительное одушевленное, а в лексическом толковании - это игрушка - неодушевленный предмет.

Слайд 9

А вот ещё один парадокс. Слово НАРОД . Дадим лексическое толкование. Народ - совокупность людей, т. е. все люди, живущие в границах одного государства и говорящие на одном языке. Кажется: все предельно ясно, люди - существительное одушевленное и вопрос ставим кто? люди, народ. Давайте проверим

Слайд 10

И. Кто? народы Р. Кого? народов В. Кого? Народы В чем же здесь парадокс? В том, что вопрос задаем вроде бы к существительному одушевленному, а по окончаниям Р. и В. падежей видим несовпадение. Совпадение И. и В. падежей таким, образом, делаем выводы: существительное народ - неодушевленное.

Слайд 11

Проверим , является ли слово народ исключением, или в русском языке есть еще слова, которые парадоксальным образом в грамматике превращаются из одушевленных в неодушевленные

Слайд 12

Берем слово ВОЙСКО . - Подумаем, какой вопрос больше подходит: кто? или что? Будем исходить из лексического значения. Войско - армия, вооруженные силы государства. Всё кажется понятным: армия состоит из людей, солдат, значит существительное. тогда какой же по смыслу больше подходит вопрос: кто? войска или что войско. Вопрос: что? Итак: И. Что? войска Р. Чего? войск В. Что? войска

Слайд 13

Вывод: Исходя из лексического толкования войско - слово, относящееся к одушевленным предметам, а в грамматике вопрос и окончания И. и В. Падежей указывают на неодушевленное существительное. На этом парадоксы не заканчиваются. В русском языке сложилась такая ситуация, когда одно и тоже слово может быть существительным и одушевленным и неодушевленным. Вы спросите меня, как такое возможно? Все будет зависеть от лексического толкования слова.

Слайд 14

Возьмем слово ИСТРЕБИТЕЛЬ . Слово многозначное, имеет два значения: Истребитель:1. Боевой самолет для уничтожения авиации противника. 2. Летчик, который летает на самолете-истребителе. В первом значении: И. Что? истребители Р. Чего? истребителей В. Что? истребители

Слайд 15

Вывод : существительное неодушевленное. Во втором значении: И. Кто? истребители Р. Кого? истребители В. Кого? истребителей Вывод: существительное одушевленное.

Слайд 16

А теперь возьмем не очень благозвучное для слуха слово ТЮФЯК . Оно тоже многозначное. Тюфяк - 1. Мешок, набитый соломой или сеном и служащий постелью. 2. (перен.) Вялый, безвольный, медлительный человек. Во втором значении слово имеет экспрессивную окраску - негативный оттенок

Слайд 17

Сравним оба значения: И. Что? тюфяки неодушевленное неодушевленное Р. Чего? тюфяков В. Что? тюфяки И. Кто? Тюфяки Р. Кого? тюфяков В. Кого? тюфяков одушевленное

Слайд 18

А вот ещё один парадокс. Посмотрите на слово МОЛОДЕЖЬ - Какого числа существительное? (Ответы могут быть разными и единственного и множественного числа)

Слайд 19

ОТВЕТ : Ни единственное, ни множественное числа, хотя в лексическом толковании заложено понятие множественности, т.е. все молодые люди, много молодых людей. Это т.н. собирательное существительное. Тогда берем его в исходной форме и ставим в наши три падежа И. Кто? молодежь Р. Кого? молодежи В. Кого? молодежи Парадокс налицо: вопросы задаем как к существительному одушевленному, а в грамматике оно неодушевленное, т.к. совпадают окончания И. и В. падежей.

Слайд 20

Я вам предлагаю слово БАКТЕРИЯ. - Какой вопрос будете задавать: кто? или что? Смысловой вопрос что? Проверяем: И. Что? бактерии Р. Чего? бактерий В. Что? бактерий

Слайд 21

ВЫВОД: И вопрос, и окончания И. и В. падежей указывают на неодушевленное существительное. Но с лексической точки зрения бактерии - это живые микроорганизмы, способные двигаться и размножаться. Действительно, если посмотреть в микроскоп, то увидим, что они живые, а стало быть, одушевленные, но в грамматике существительное бактерии - неодушевленное.

Слайд 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Итак , мы сегодня рассмотрели парадоксальное явление в русском языке, когда слова на предметном уровне и в грамматике могут вступать в противоречие.

Слайд 23

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Определить: к одушевленным или неодушевленным относятся слова: ТАБУН, СЕМЬЯ, ТОЛПА, НАСЕКОМОЕ, СТАЯ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

категория одушевленности и неодушевленности

рассматривается категория одушевленности/ неодушевленности в аспекте синхронии и диахронии...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Материал представляет собой подробный конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные", а также презентацию к данному уроку...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Таблица с формулой для определения категории одушевленности/неодушевленности существительных

Для определения одушевленности/неодушевленности существительных существует формула, но иногда ученикам ее трудно запомнить. В таблице наглядно иллюстрируется и сама формула и способ ее запоминания....