Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paradoksy14.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных.

ЦЕЛЬ: показать отличие грамматической категории одушевленности от лексического понятия "одушевленный - неодушевленный" предмет.

СЛОВАРЬ:  

Парадокс - странное мнение или высказывание, противоречащее здравому смыслу.

Категория  - научное понятие, выражающее свойства, качества предметов, объединенных общностью признаков.

1. ВВОДНОЕ СЛОВО:

Все мы знаем, что в жизни тот мир, который окружает нас, состоит из предметов материальных и нематериальных: идем по улице - видим людей, движущийся транспорт, здания, деревья, животных, дышим воздухом. И в этом многообразии предметов понимаем, что люди и животные - это одушевленные, а машины, здания, деревья, воздух - неодушевленные.

Кажется, что все предельно ясно.

Но в грамматике распределение существительных по принципу одушевленный - неодушевленный предмет имеет некоторые особенности.

Чтобы определить с грамматической точки зрения  одушевленный или неодушевленный предмет, нужно существительное поставить во множественное  число  и сравнить окончания Р. и В. падежей. Если они совпадают, то существительное относится к категории одушевленных. Если же совпадают окончания И. и В. падежей, то существительное неодушевленное.

2. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Берем существительное ЖИВОТНОЕ. Ставим его во множественное число в трех падежах и сравниваем окончания.

- Будет ли возникать сомнение, какой вопрос поставить к данному существительному?

(Нет. Совершенно четко осознаем, что на лексическом уровне - оно одушевленное).

Итак: три падежа

И. Кто? Животные

Р. Кого? Животных

В. Кого? Животных

ВЫВОД: существительное одушевленное и с грамматической точки зрения и с лексической. Действительно, вопрос, заданный к данному существительному, и падежные окончания Р. и В. падежей указывают на одушевленность существительного и предмета, который назван этим  существительным.

Но в грамматике бывают парадоксы, когда неодушевленный предмет с точки зрения лексики в грамматике, наоборот, превращается в существительное одушевленное.

Берем слово КУКЛА

- Какой вопрос  зададим?

Что?

Проверяем.

И. Что? Куклы

Р. Чего? Кукол

В. Что? Кукол  

Совпадают Р. и В. падежи, значит с точки зрения грамматики это существительное одушевленное, а в лексическом толковании - это игрушка - неодушевленный предмет.

А вот ещё один парадокс. Слово НАРОД.

Дадим лексическое толкование.

Народ - совокупность людей, т. е. все люди, живущие в границах одного государства и говорящие на одном языке.

Кажется: все предельно ясно, люди - существительное одушевленное и вопрос ставим кто? люди, народ. Давайте проверим

И. Кто? народы

Р. Кого? народов

В. Кого? народы

- В чем же здесь парадокс?

В том, что вопрос задаем вроде бы к существительному одушевленному, а по окончаниям Р. и В. падежей видим несовпадение. Совпадение И. и В. падежей таким, образом, делаем  выводы: существительное народ - неодушевленное.

Проверим, является ли слово народ  исключением, или в русском языке есть еще слова, которые парадоксальным образом в грамматике превращаются  из одушевленных в неодушевленные.

Берем слово ВОЙСКО.

- Подумаем, какой вопрос больше подходит: кто? или что?

Будем исходить из лексического значения.

Войско - армия, вооруженные силы государства. Всё кажется понятным: армия состоит из людей, солдат, значит существительное.

тогда какой же по смыслу больше подходит вопрос: кто? войска или что войско. Вопрос: что?

Итак: И. Что? войска

Р. Чего? войск

В. Что?  войска

Вывод: Исходя из лексического толкования войско - слово, относящееся к одушевленным предметам, а в грамматике вопрос и окончания И. и В. падежей указывают на неодушевленное существительное.

На этом парадоксы не заканчиваются. В русском языке сложилась такая ситуация, когда одно и тоже слово может быть существительным и одушевленным и неодушевленным. Вы спросите меня, как такое возможно? Все будет зависеть от лексического толкования слова.

Возьмем слово ИСТРЕБИТЕЛЬ.

Слово многозначное, имеет два значения:

Истребитель:1. Боевой самолет для уничтожения авиации противника. 2. Летчик, который летает на самолете-истребителе.

В первом значении:

И. Что? истребители

Р. Чего? истребителей

В. Что? истребители

Вывод:  существительное неодушевленное.

Во втором значении:

И. Кто? истребители

Р. Кого? истребители

В. Кого? истребителей

Вывод:  существительное одушевленное.

А теперь возьмем не очень благозвучное для слуха слово ТЮФЯК. Оно тоже многозначное.

Тюфяк - 1. Мешок, набитый соломой или сеном и служащий постелью. 2. (перен.) Вялый, безвольный, медлительный человек.

Во втором значении слово имеет экспрессивную окраску - негативный оттенок.

Сравним оба значения:

И. Что? тюфяки                                         неодушевленное

Р. Чего?  тюфяков        

В. Что? тюфяки

И. Кто? Тюфяки

Р. Кого? тюфяков

В. Кого? тюфяков              одушевленное

А вот ещё один парадокс.

Посмотрите на слово МОЛОДЕЖЬ

- Какого числа существительное?

(Ответы могут быть разными и единственного и множественного числа)

ОТВЕТ: Ни единственное, ни множественное  числа, хотя в лексическом  толковании заложено понятие  множественности, т.е. все молодые люди, много молодых людей. Это т.н. собирательное существительное.

Тогда берем его в исходной форме и ставим в наши три падежа  

И. Кто? молодежь

Р. Кого? молодежи

В. Кого? молодежи

Парадокс налицо: вопросы задаем как к существительному одушевленному, а в грамматике оно неодушевленное, т.к. совпадают окончания И. и В. падежей.

Я вам предлагаю слово БАКТЕРИЯ.

- Какой вопрос будете задавать: кто? или что?

Смысловой вопрос что?

Проверяем: И. Что? бактерии

Р. Чего? бактерий

В. Что? бактерий

ВЫВОД: И вопрос, и окончания И. и В. падежей указывают на неодушевленное существительное. Но с лексической точки зрения бактерии - это живые  микроорганизмы, способные двигаться и размножаться. Действительно, если посмотреть в микроскоп, то увидим, что они живые, а стало быть, одушевленные, но в грамматике существительное бактерии - неодушевленное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, мы сегодня рассмотрели парадоксальное явление в русском языке, когда слова на предметном уровне и в грамматике могут вступать в противоречие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определить: к одушевленным или неодушевленным относятся слова: ТАБУН, СЕМЬЯ, ТОЛПА, НАСЕКОМОЕ, СТАЯ.

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

категория одушевленности и неодушевленности

рассматривается категория одушевленности/ неодушевленности в аспекте синхронии и диахронии...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных

Грамматическая категория одушевленности - неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности - неодушевленности предметов в русском языке....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...

Таблица с формулой для определения категории одушевленности/неодушевленности существительных

Для определения одушевленности/неодушевленности существительных существует формула, но иногда ученикам ее трудно запомнить. В таблице наглядно иллюстрируется и сама формула и способ ее запоминания....