Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Материал представляет собой подробный конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные", а также презентацию к данному уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.21 КБ |
prezentaciya_k_otkrytomu_uroku.pptx | 325.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по теме
«Одушевленные и неодушевленные существительные».
Цели урока:
Образовательные: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по признаку одушевленности-неодушевленности; развивать словарный запас через активизацию в речи имен существительных.
Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: комбинированный урок.
Оборудование: доска, ученические тетради, раздаточный материал, презентация Power Point, учебник русского языка для 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Озвучивание основных задач урока (слайд №1). Оглашение темы урока (слайд №2).
Учащиеся записывают в тетрадь:
Число.
Классная работа.
Одушевленные и неодушевленные существительные.
- Повторение изученного.
Наш сегодняшний урок мы начнем с повторения. Давайте запишем небольшой орфографический диктант.(Учащиеся работают по вариантам, 2 ученика работают на оценку у доски).
Слайд №3(задание на повторение изученного).
Мы продолжаем знакомство с именем существительным. Но сначала вспомним, что нам уже известно об этой части речи.
(Предполагаемые ответы учащихся: часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы: кто?что?; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть выражено подлежащим, дополнением или обстоятельством).
Слайд №4 (повторение изученного по имени существительному).
- Изучение нового материала.
Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Слайд №5(рисунок с изображением живых и неживых предметов).
Существительные, обозначающие живых существ, отвечают на вопрос кто?.Такие существительные называются одушевленными.
Слайд №6.(одушевленные существительные).
Мы уже можем предположить, что существительные, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос что?.Такие существительные называются неодушевленными.
Слайд №7(неодушевленные существительные).
Обратимся к учебнику на стр.195 и посмотрим, все ли мы правильно отметили (чтение учебника).
Физкультминутка.
Проверим, как хорошо вы умеете отличать одушевленные существительные от неодушевленных. Проведем игру. Она называется «Хлопок-молчок»(игра проводится стоя).
Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные.
Мальчики – неодушевлённые:
кот | мороз | карась | окно | доктор |
Но в русском языке не может быть все так просто. Деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое». Например, игрушки -неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Но как же тогда определять, какие существительные относятся к одушевленным, а какие – к неодушевленным.
Существует специальная формула определения одушевленности-неодушевленности имен существительных.
| Одушевленные | Неодушевленные |
Вопрос | КТО? | ЧТО? |
Что обозначает | ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ | |
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ | |
Формула | В.п. = Р.п. | В.п. = И.п. |
Примеры | И.п. ученики | И.п. столы |
Листочки с этой формулой лежат перед вами на столах. Это уже готовые для вас карточки определения одушевленности-неодушевленности. С их помощью вы всегда безошибочно сможете определить одушевленность-неодушевленность имен существительных.
Слайд №8(иллюстрация таблицы по определению одушевленности-неодушевленности).
Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).
Эта таблица находится на оборотной стороне вашей таблицы для определения одушевленности-неодушевленности.
Слова | И.п., мн.ч. | Р.п., мн.ч. | В.п., мн.ч. | Одуш. или неодуш. сущ. |
Кукла | куклы | кукол | кукол | одуш. |
Народ | народы | народов | народы | неодуш. |
Труп | трупы | трупов | трупы | неодуш. |
Мертвец | мертвецы | мертвецов | мертвецов | одуш. |
Слайд №9(иллюстрации к примерам в таблице).
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем осуществляется коллективная проверка выполненного по слайду №10.
- Закрепление изученного.
Работа по тексту. Перед учащимися лежат листочки с напечатанным на них отрывком из сказки А. С. Пушкина «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Учитель выразительно читает отрывок.
Слайд №10(отрывок из «Сказки о мертвой…»)
Из какой сказки предложенный вам отрывок? Кто автор данной сказки?
(Предполагаемые ответы учащихся: А.С. Пушкин ,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
На уроках литературы мы рассматривали с вами эту сказку.
Встретились в данном отрывке слова, вызывающие у вас затруднения?
Как вы понимаете значение слов «молодица», «ломлива»?
(Предполагаемые ответы учащихся: «молодица» - молодая царевна, «ломлива» - капризная)
Слово «ломлива», например, можно объяснить как «упряма, капризна». Однако у Ожегова для слова «ломаться» есть и другое объяснение — «кривляться», а у Даля — и «кривляться», и «корчиться», и «коверкаться».
К какому стилю речи относится данный текст?
(Предполагаемые ответы учащихся: к художественному стилю)
Задание к тексту.
Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка).
Одушевленные
Царь
Молодица
Царица
Неодушевленные
Год
Сон
Правда
Ум
Зеркальце
Свойство
Слайд №11(проверка по тексту).
Слайд № 12( задание на определение одуш.-неодушевленности)
Учащиеся выполняют данное упражнение индивидуально в своих тетрадях, затем осуществляется проверка.
Слайд №13 (проверка задания, изображенного на слайде № 12)
- Подведение итогов.
Давайте подведем итоги. Что такое одушевленные и неодушевленные существительные?
(Предполагаемые ответы учащихся: одуш. существительные обозначают «живых существ» и отвечают на вопрос кто?, а неодуш. – «предметы неживой природы» и отвечают на вопрос что?. Однако деление на живое и неживое в языке не всегда совпадает с делением на «живое» и «неживое» в реальной жизни. Поэтому существует схема(таблица) для определения одушевленности-неодушевленности у существительных. Если совпадают формы мн.ч. И.п. и В. п. –это пример неодушевленного слова; совпадают формы мн. ч. Р. п. и В.п – это пример одушевленного слова.
- Оценивание.
- Задавание на дом.
Упр.479(стр.195), п.91, знать схему определения одушевленности-неодушевленности по таблице.
Учитель прописывает домашнее задание на доске.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одушевленные и неодушевленные существительные 2
3 Имя существительное Значение Предмет морф. при- знаки Род, число, падеж Синт . роль Подлежащее, д ополнение, обстоятельство
4
5
6
7 Одушевленное Неодушевленные Вопрос КТО? ЧТО? Значение ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ Формула В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) Примеры И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников И.п. столы Р.п. столов В.п. столы
8
9 Слова И.п.,мн.ч . Р.п.,мн.ч . В.п.,мн.ч . Одуш . или неодуш . Кукла Куклы Кукол Кукол Одуш . Народ Народы Народов Народы Неодуш . Труп Трупы Трупов Трупы Неодуш . Мертвец Мертвецы Мертвецов Мертвецов Одуш .
10 Долго царь был неутешен, Но как быть? И он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело.
11 Одуш . Царь Молодица Царица Неодуш . Год Сон Правда Ум Зеркальце Свойство
12 Мичман ветеран трамвай Гирлянда дуб шофер Плакат аппарат ровесник Пиджак клоун медведь Гроза сестра мороз Петух юноша ромашка
13 Одушевленные Неодушевленные Мичман Трамвай Ветеран Гирлянда Шофер Дуб Ровесник Плакат Клоун Аппарат Медведь Пиджак Сестра Гроза Петух Мороз Юноша Ромашка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...