Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презентаций "продуктов" исследования демонстрируется умение переводить языковой материал в другие формы (через "кодирование" стиля цветом, значком).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_po_stilyam_pogruzhenie_10_kl.pptx | 89.89 КБ |
urok-pogruzhenie_rya_10_kl_stili_rechi.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки взаимодействия стилей на разных уровнях: Научный: лексика, точность, факты (цифры, наименования), термины Официально-деловой: лексика, жанр (справка о населённом пункте), строгая композиция (построение текста), строение предложений с двоеточием при однородных членах (перечисление), указание на источник Публицистичный стиль: назначение текста – информирование с целью привлечения внимания, распространённые согласованные определения уточняющего характера, книжные производные предлоги, газетные штампы Художественный стиль: лексика, употребление просторечного союза и частицы «да и», «как и», местоимения и частицы «так и», смысловые морфемы (приставки и суффиксы) Межстилевая лексика
Село Новотроицк 1) Располагается в восточной части Читинского района в прибрежье реки Кручина. 2) Новотроицк является официальным центром местного административного самоуправления. 3) В сравнении с 90 -ыми годами н аселения явно уменьшилось: в 1990 – 930 человек, а в 2003 – 749. Из образовательных и инфраструктурных з даний в наличии имеются: среднеобразовательная школа, детский сад, библиотека, медицинско-акушерский пункт и детский сад ик. 4) Из архитектурных памятников имеются: памятник односельчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, могила полного кавалера ордена Славы В.С.Сизикова и могила борцов за Советскую власть. 5) Достоверно точной даты о бразования деревни не установлено . Принято считать , что название его взялось согласно притче о трех путниках: блуждали однажды три отшельника и надумали сделать стоянку у озера Кычегыр , остановились они там, построили избы, да и прижились навсегда. С тех пор так и стали называть село – Новотроицк: Ново – новое, Троицк – в честь троицы путников, которые его обосновали. Жизнь села не очень насыщенная, но, как и любое другое, оно имеет ряд своих историй, традиций и знаменательных дат. Источник: http://chitacom.ru сайт «Забайкалье»
Предварительный просмотр:
Открытый урок к методической неделе
«Эффективные педагогические технологии»
Тема урока: Стили речи. Взаимопроникновение стилей
Класс: 10
Учитель: Большакова Н.Ю.
Технология: погружение в рамках одного предмета
Межпредметные связи: культура речи, искусство
Метапредметная составляющая: умения создавать обобщающие схемы-кластеры, выделять детали, соотносить и сравнивать, анализировать закономерность процесса, систематизировать; находить информацию и преобразовывать её в другой формат, проявлять коммуникативные качества; выстраивать самостоятельно логику исследования, цепочку умозаключений.
Цель: посредством погружения в стилистику русского языка через предоставленный дидактический материал посредством самостоятельно выбранных инструментов провести исследование и определить основную функцию русского языка – речетворчество.
Задачи:
Образовательная: углубление знаний о стилях речи
Развивающая: совершенствование навыков лингвистической работы с текстами, способствование формированию понимания русского языка как системы и средства социальных отношений; развитие речи; развитие логического мышления.
Воспитательная: воспитание уважения к родному языку, создание условий для проявления творческих способностей учащихся, а также устойчивой мотивации в изучении русского языка как средства достижения любых жизненных целей.
Приёмы: исследование (погружение), самостоятельная индивидуальная работа (сообщение), схемы-кластеры, цветотехника, отбор лингвистического инструментария, презентация.
Ход урока
- Мобилизация внимания учащихся. Определение задач урока
- На предыдущих уроках мы с вами посредством погружения проникали куда? (в стилистику русского языка). С какой целью проводилось погружение? ( с целью найти новое с опорой на уже известное, сделать открытие…) Какой инструментарий вы использовали? (ранее известный: ….) Есть ли у вас сегодня результат вашего исследования? (да) На конечном этапе работы какие задачи вы поставили? (преобразуя языковой материал в другие форматы, представить в виде сообщения результаты своих исследований)
- Привлечение учащихся к сотрудничеству в планировании
- считаете ли вы необходимым предварительно восстановить знания об особенностях существующих сегодня функциональных стилях? (если нет, то переходим к следующему шагу. Если да:
- Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.
- Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
- Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
- Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
- Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.)
- Организация речевой практики учащихся. Представление (презентация) результатов исследования
(учащиеся выступают)
- Подведение итога выступлений
(возможные вопросы:
На каком принципе было построено твоё исследование?
Какую сторону стилистики тебе удалось изучить?
Что в твоём погружении оказалось самым трудным?)
- Сообщение учителя о стилистически нейтральной лексике, объединяющей все стили речи (в случае, если учащиеся, углубившись, не обнаружили и не представили такую информацию самостоятельно)
- Демонстрация практического подтверждения результатов исследования через анализ текста (презентация учителя: текст с заданием определить в нём признаки разных стилей) и самопроверку
- Итог урока. Рефлексия.
- Функциональная стилистика демонстрирует проявление трёх основных функций языка: общения, сообщения и воздействия
- Как в будущем вы сможете применить результаты такой работы?
- Оценивание: самооценка+оценка учителем и одноклассниками (за презентацию, за сообщение – содержание, культура речи) – 2 контрольных оценки
- Домашнее задание – подготовиться к итоговой контрольной работе за год (можно принести тетрадку с опорными схемами)
!!! работа на основе вариантов КИМ за 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...