Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Большакова Надежда Юрьевна

Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презентаций "продуктов" исследования демонстрируется умение переводить языковой материал в другие формы (через "кодирование" стиля цветом, значком).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Село Новотроицк 1) Располагается в восточной части Читинского района в прибрежье реки Кручина. 2) Новотроицк является официальным центром местного административного самоуправления. 3 ) В сравнении с 90-ыми годами населения явно уменьшилось: в 1990 – 930 человек, а в 2003 – 749. Из образовательных и инфраструктурных зданий в наличии имеются: среднеобразовательная школа, детский сад, библиотека, медицинско-акушерский пункт и детский садик. 4 ) Из архитектурных памятников имеются: памятник односельчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, могила полного кавалера ордена Славы В.С.Сизикова и могила борцов за Советскую власть. 5 ) Достоверно точной даты образования деревни не установлено. Принято считать, что название его взялось согласно притче о трех путниках: блуждали однажды три отшельника и надумали сделать стоянку у озера Кычегыр , остановились они там, построили избы, да и прижились навсегда. С тех пор так и стали называть село – Новотроицк: Ново – новое, Троицк – в честь троицы путников, которые его обосновали. Жизнь села не очень насыщенная, но, как и любое другое, оно имеет ряд своих историй, традиций и знаменательных дат. Источник: http://chitacom.ru сайт «Забайкалье»

Слайд 2

Признаки взаимодействия стилей на разных уровнях: Научный: лексика, точность, факты (цифры, наименования), термины Официально-деловой: лексика, жанр (справка о населённом пункте), строгая композиция (построение текста), строение предложений с двоеточием при однородных членах (перечисление), указание на источник Публицистичный стиль: назначение текста – информирование с целью привлечения внимания, распространённые согласованные определения уточняющего характера, книжные производные предлоги, газетные штампы Художественный стиль: лексика, употребление просторечного союза и частицы «да и», «как и», местоимения и частицы «так и», смысловые морфемы (приставки и суффиксы) Межстилевая лексика

Слайд 3

Село Новотроицк 1) Располагается в восточной части Читинского района в прибрежье реки Кручина. 2) Новотроицк является официальным центром местного административного самоуправления. 3) В сравнении с 90 -ыми годами н аселения явно уменьшилось: в 1990 – 930 человек, а в 2003 – 749. Из образовательных и инфраструктурных з даний в наличии имеются: среднеобразовательная школа, детский сад, библиотека, медицинско-акушерский пункт и детский сад ик. 4) Из архитектурных памятников имеются: памятник односельчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, могила полного кавалера ордена Славы В.С.Сизикова и могила борцов за Советскую власть. 5) Достоверно точной даты о бразования деревни не установлено . Принято считать , что название его взялось согласно притче о трех путниках: блуждали однажды три отшельника и надумали сделать стоянку у озера Кычегыр , остановились они там, построили избы, да и прижились навсегда. С тех пор так и стали называть село – Новотроицк: Ново – новое, Троицк – в честь троицы путников, которые его обосновали. Жизнь села не очень насыщенная, но, как и любое другое, оно имеет ряд своих историй, традиций и знаменательных дат. Источник: http://chitacom.ru сайт «Забайкалье»



Предварительный просмотр:

Открытый урок к методической неделе

 «Эффективные педагогические технологии»

Тема урока: Стили речи. Взаимопроникновение стилей

Класс: 10

Учитель: Большакова Н.Ю.

Технология: погружение в рамках одного предмета

Межпредметные связи: культура речи, искусство

Метапредметная составляющая: умения создавать обобщающие схемы-кластеры, выделять детали, соотносить и сравнивать, анализировать закономерность процесса, систематизировать; находить информацию и преобразовывать её в другой формат, проявлять коммуникативные качества; выстраивать самостоятельно логику исследования, цепочку умозаключений.

Цель: посредством погружения в стилистику русского языка через предоставленный дидактический материал посредством самостоятельно выбранных инструментов  провести исследование и определить основную функцию  русского языка – речетворчество.

Задачи:

Образовательная: углубление знаний о стилях речи

Развивающая: совершенствование навыков лингвистической работы с текстами, способствование формированию понимания русского языка как системы и средства социальных отношений; развитие речи; развитие логического мышления.

Воспитательная:   воспитание уважения к родному языку, создание условий для проявления творческих способностей учащихся,  а также  устойчивой мотивации в изучении русского языка как средства достижения любых жизненных целей.

 Приёмы: исследование (погружение), самостоятельная индивидуальная работа (сообщение), схемы-кластеры, цветотехника, отбор лингвистического инструментария, презентация.

Ход урока

  1. Мобилизация внимания учащихся. Определение задач урока

- На предыдущих уроках мы с вами посредством погружения проникали  куда? (в стилистику русского языка). С какой целью проводилось погружение?  ( с целью найти новое с опорой на уже известное, сделать открытие…) Какой инструментарий вы использовали?  (ранее известный: ….) Есть ли у вас сегодня результат вашего исследования?  (да) На конечном этапе работы какие задачи вы поставили? (преобразуя языковой материал в другие форматы, представить в виде сообщения результаты своих исследований)

 

  1. Привлечение учащихся к сотрудничеству в планировании

- считаете ли вы необходимым  предварительно восстановить  знания об особенностях существующих сегодня функциональных стилях? (если нет, то переходим к следующему шагу. Если да:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.)

  1. Организация речевой практики учащихся. Представление (презентация) результатов исследования

(учащиеся выступают)

  1. Подведение итога выступлений

(возможные вопросы:

На каком принципе было построено твоё исследование?

 Какую сторону стилистики тебе удалось изучить?

Что  в твоём погружении оказалось самым трудным?)

  1. Сообщение учителя о стилистически нейтральной лексике, объединяющей все стили речи  (в случае, если учащиеся, углубившись, не обнаружили и не представили  такую информацию самостоятельно)

  1. Демонстрация практического подтверждения результатов исследования через анализ текста (презентация учителя: текст с заданием определить в нём признаки разных стилей) и самопроверку

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Функциональная стилистика демонстрирует проявление трёх основных функций языка: общения, сообщения и воздействия

- Как в будущем вы сможете  применить результаты такой работы?

  1.  Оценивание: самооценка+оценка учителем и одноклассниками (за презентацию, за сообщение – содержание, культура речи) – 2 контрольных оценки

  1. Домашнее задание – подготовиться к итоговой контрольной работе за год (можно принести тетрадку с опорными схемами)

!!! работа  на основе вариантов КИМ за 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...