Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass_pogotovka_k_gia.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Работа с текстом. Публицистический стиль речи.
Подготовка к ГИА
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
учащихся.
Цели: 1.Образовательные
- работа с текстом;
- повторение сложных вопросов разных разделов;
- совершенствование навыков правописания;
- обобщение и расширение сведений об особенностях текстов
публицистического стиля;
2.Развивающие
- развитие умений логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- выделять главное; сравнивать; обобщать;
- развитие речевых умений;
Оборудование: 1.Учебник «Русский язык» 9 класс Разумовская.
2.Мультимедийная установка
3.Презентация
4.Памятка для учащихся / признаки текста, стили речи/
5.Распечатки заданий /виды ошибок, ключевые слова, план
текста, тесты, итоги урока.
Работа с текстом дома (самост.) : Упр.285 Д.С.Лихачев
«Экология культуры»
План работы с текстом.
1.Прочитать текст.
2.Определить стиль речи. Дать определение данного стиля. Доказать принадлежность к данному стилю речи.
3.Составьте план. Определите тип речи каждого абзаца. Какой тип речи ведущий?
Докажите.
4. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст ( 2 варианта)
6.Дайте толкование непонятных слов.
7.Выпишите слова с орфограммами, трудными для вас.
8.Проанализируте и сделайте вывод: какие синтаксические конструкции использованы в тексте.
ПЛАН УРОКА.
1.Языковая разминка.
2.Определение темы и целей урока; ключевые слова темы;
3. Домашнее задание
4.Повторение особенностей публицистического стиля.
5.Восстановление последовательности плана
6.Словарная работа
7. Проверка д/з : тест / часть1 – «А»/
8.Тест /часть «В»/
9.Подведение итогов урока / по карточкам/
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя. /Слайд№1/
11.Начнем наш урок с языковой разминки «Исправь ошибки»
Учитель | Ученики |
1.Вы работаете в паре. Ваша задача: Найти, подчеркуть слово или словосочетание с ошибкой, исправить ее, указать тип ошибки. /Приложение№1/ /Слайд№2/ | 1.Работа в паре. Исправление ошибок. 3мин. Приложение №1 |
2.Сравните полученный результат с данными на компьютере. Оцените себя: «5» - 10 «4»- 8 «3» - 6 Подведение итогов: Поднятием руки – кол-во человек - А почему вам не удалось выполнить задание верно? | 2.Самооценка работы в паре. - плохо знаем лексические особенности стилей речи; не умеем разграничивать виды ошибок; небольшой запас слов ; |
111.Введение в тему 3. – В каком стиле можно встретить данные варианты предложений? | - В разговорном, художественном ( при характеристике речи героя ; т.к стиль совмещает все стили речи), публицистическом |
4. – По каким признакам мы определяем стиль? - Какой из признаков является ведущим? | - задачи речи , жанры, особенности языка - задачи речи. |
– Определите стиль по таким признакам: ( - воздействие на читателя, сообщение информации; - газетная и журнальная публицистика; - документальность, точность, выразительность, открытая оценочность) - Назовите стили книжной речи - На основе каких признаков разграничиваются? | - книжные стили; - публицистический стиль речи. - научный, художественный, официально - деловой, публицистический. - задачи речи, жанры, особенности языка. |
6. – Какое место в системе стилей занимает публицистический стиль? | - соединяет особенности других стилей: научного, художественного, разговорного |
ТЕМА:/Слайд№3/ 7.Как вы считаете, если ключевые слова сегодня на уроке такие: публицистический стиль, жанры публицистики, оценочность речи, документальность ( слова на магнитной доске) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Дополняет список ключевых слов учитель Добавляет учитель. Записать тему в тетрадь. | Публицистический стиль речи. выразительность, эмоциональность Работа с текстом публицистического стиля. |
8. – Вспомните основные признаки текста. /Приложения №3,4/ – Сравните свои знания о публицистическом стиле и признаках текста с материалом в памятке: - все ли признаки, по которым выделяют стили речи, вы назвали? - от чего зависит отбор сведений в тексте и речевых средств? - с какого признака вы начнете рассмотрение стиля речи? По данному плану, записанному в ваших памятках, вы выполните домашнее задание./Слайд №4/ | - тема, осн.мысль, абзац, микротема, стиль речи, тип речи. /Приложения №3.4/ - нет (дополнить) - от цели речи и задачи автора. - цели, задачи, сфера, жанры, речевые особенности, языковые средства. |
4.Домашнее задание: 9. На основе полученного плана (выстроенного в логической последовательности)докажите (письменно) что текст упр.285 на стр.195 публицистического стиля. Тип сочинения: сочинение – рассуждение. | Записать д/з в дневники Записывают д/з |
Цели урока:/Слайд№5/ 10. Мы вспомнили особенности публ.стиля, текста, ключевые слова темы. А теперь, опираясь на данный материал, сформулируйте проблемы урока ( на доске слова: обобщить, углубить, развивать) | - обобщить и углубить знания о публицистическом стиле речи; - развивать речевые умения при работе с текстом публицистического стиля |
5.Углубление знаний по теме: | |
11. Вы работали с текстом Д.С.Лихачева упр.285. и продолжите работу дома и на уроке. - чтение текста учителем - 12. – Какими приемами вы пользовались, чтобы понять текст ? - Какого стиля данный текст? – Какая стилевая задача стоит перед автором данного текста? - жанр текста - в какой форме речи реализуется данный стиль - перечислите языковые средства, на которые вы обратили внимание? 13.Вы указали на лексические средства. Проверьте свои знания: правильно ли вы поняли значения слов?/Приложение№2/ Словарная работа: - соотнесите слово с его лексическим значением. Проверка - /Слайд № Более точно вы дадите ответы на вопросы при выполнении теста части А. | Работа с учебником стр.195 №285 - тема, осн.мысль, план, тип речи,заголовок, эпиграф, рисунки - публицистического - сообщить новую информацию, воздействовать на читателя - статья - письменной - лексические, морфологические, синтаксические. - приложение№2 - поставьте соотношение цифр |
14. Опрос с элементами проверки домашнего задания./Приложение 5/ - Слайд № - вы составляли рабочий план текста. -давайте проверим, насколько правильно вы определили микотемы текста? - цель: восстановить последовательность (Т.к части плана препутаны), используя текст упражнения. Справились – не справились 15. Дома вам предстоит писать сочинение – рассуждение, проверьте свою готовность , выбрав из 2-х предложенных текстов тезис и вывод. Приложение№6 – Слайд № Проверка: №1 – вывод № 2 - тезис | - работа с планом /приложение №5/
Проверка /презентация/
Слайд№ |
16. – А теперь, выполняя тест части «А», Приложение№7 - докажите, что вы поняли данный текст и сможете правильно найти признаки текста? - Проверка: презентация ( 1-2 варианты)/Слайд № - Почему не получилось набрать мах баллов? - В каких заданиях теста – 0б? |
- выполняют тест - оценка по кол –ву баллов - недостаточно внимательно дома работали с текстом. |
17.– А теперь оцените свою работу с точки зрения орфографии и пунктуации. Приложение№8 – Слайд № Работа с тестом /частьВ/ Проверка /презентация/ Оценка – кол – во баллов - Какой вывод можете сделать по оценке данного задания? | - выполнение теста - необходимо работать над правилами орфографии и пунктуации |
17. Подведение итогов урока: Прежде чем закончим урок , давайте подведем итоги сегодняшнему разговору. - Ключевые слова темы: – Что повторили сегодня на уроке? - Что было самым трудным? (отметьте в карточках) Приложение№9 | Ответы уч –ся: - запись на доске - особенности публицистического стиля - работа в карточках индивидуально |
Приложение №1
Исправь и определи вид ошибок.
1.Деньги налогоплательщиков выпускают в трубу.
2.Внутренний интерьер дворца очень красив.
3.Артисты выступали в потрясных костюмах.
4.Радость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.
5.Он одел шляпу и вышел на улицу.
Р – разрушение фразеологического оборота
Р – речевая избыточность
Р – смешение паронимов
Р – стилистическое смешение
Г – ошибка в выборе падежной формы
Приложение №2
Словарная работа
1.Патриотизм 1.Солидарность, отстаивание свободы и равенства.
2.Истинный патриотизм 2. Преданность и любовь к Отечеству
3.Интернационализм 3. Настоящая, искренняя любовь к Отечеству
4.Действенный интернационализм 4. Охрана и восстановление культурной среды
5.Культура 5.совокупность достижений человека
6.Экология 6. способность действовать в интересах Отечества
7.Экология культуры 7.Охрана окружающей среды
Приложение №3 - 4
Основные признаки текста
Речеведческие понятия | Содержание |
Речь | Монолог, диалог |
Форма речи | Устная, пиьменная |
Признаки текста: 1.Тематическое единство | Тема – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте. Микротема – это узкая тема, новая мысль, новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее. Абзац – смысловая часть письменного текста. Заголовок связан с темой или основной мыслью. Понять текст – это значит понять тему и основную мысль. Основная мысль – это ответ на вопрос, поставленный текстом. Для понимания текста важны первое и конечное предложения и опорные слова. Опорные(ключевые) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста. |
2.Части текста | 1.Начальная ( вступление, зачин) 2.Основная часть 3.Концовка (заключение) |
3.Стиль | Разговорный Научный (учебно – научный) Художественный Публицистический Официально - деловой |
Типы речи | Структурные части текстов |
1.Повествование ( ход, развитие действия; рассказ о событиях, которые разворачиваются во времени) | 1.Начало события 2.Развитие события 3.Конец события. Построение рассказа: 1.Вступление. Завязка. 2.Развитие действия. Кульминация. Развязка. 3.Заключение. |
2.Описание (раскрытие признаков текста) | 1.Общее впечатление о предмете, его назначении. 2.Раскрытие признаков этого предмета в определенной последовательности. 3.Оценка предмета, выражение своего отношения к нему. |
3.Рассуждение (аргументация, раскрытие причинно – следственных отношений) | 1.Тезис (часть, содержащая мысль, которая будет доказываться_ 2.Доказательства (аргументы) 3.Вывод |
Стили речи | Особенности стилей речи |
1. Книжный: а. Научный (учебно - научный) | Задача речи: сообщение+объяснение Форма речи: письменная (подготовленная устная) Жанры: научные статьи, книги, учебники; доклад, сообщение, лекция. Признаки научного стиля: - спец.лексика (термины), - слова в прямом значении, - четкое построение пред – ложений. |
б. Официально - деловой | Задача речи: сообщение, указание. Форма речи: письменная, устная. Жанры: деловые бумаги, письма… Особенности: - логичность, точность; - узкоспециальная лексика; - простые осложненные предложения. |
В. .Художественный | Задача речи: нарисовать словами картину; выразить свое отношение; воздействовать на чувства читателей; Форма речи: письменная, устная Жанры: Все жанры художественной литературы. Особенности языка: - образность, изобразтельно – вы - разительные средства ( эпитеты, сравнения, метафоры,….) - наглядность и эмоциональность; - индивидуализированность;
|
г. Публицистический | Задача речи: сообщение информации, воздействие на читателя. Форма речи: 1.устная (радио, телевидение) 2.письменная Жанры: газетная и журнальная публицистика: заметка, статья, отзыв, рецензия, интервью, репортаж, очерк Особенности языка: 1.Документальность, фактоло – гическая точность, профессио – нализмы, термины. 2.Особенности лексики: вырази – тельность, эмоциональная окраше нность; использование книжной, нейтральной и разговорной лек – сики; слов в переносном значении, метафор; заимствованной лексики. 3.Открытая оценочность речи. 4.Особенности синтаксиса: фразеологизмы; предложения с при частными и деепричастными обор.; прямой и косвенной речью; с рито – рическими вопросами и обращени - ями; вводными словами.
|
2.Разговорный | Задача речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями. Форма речи: письменная - устная Жанры: личные письма, доклад, лекции, записки сообщения, беседы. худож. произв. Признаки: спонтанность, неподготовленность, неофициальные отношения. 1.- лексика стилистически окрашенная (разговорная) 2. – эмоционально – оценочные средства (очк, еньк, ик, к, оват) 3.- синтаксис: диалог, неполные предло -. жения, обращения, вводные слова, побудительные, вопросительные предл. |
Приложение №5
План
1.Экология культуры.
2.Поколения – связующее звено
3.Природа- - возможность эстетического и нравственного отдыха.
4.Любовь к родному…
5.Истинный патриотизм – действенный интернационализм.
6.Если человек не…
Приложение №6
№1
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.
№2
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре. К родному селу или городу, к родной речи – это задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Приложение№7
ЧАСТЬ «А»
Вариант 1
Внимательно прочитай текст Д.С.Лихачева на стр.195
и выполни задания А1 – А5
К каждому заданию А1 – А5 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный.
Ответы на задания обведи кружочком.
А 1.Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
1Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.
2Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.
3.Экология культуры – относительно молодая дисциплина.
А 2. Укажите значение слова « действенный»( №3)
1.способный воздействовать, активный;
2.находящийся в постоянном движении;
3 глубокий, всепоглощающий
А 3. В каком предложении текста выражена основная мысль?
13
1
14
А 4. В каком варианте ответа указаны средства выразительности, использованные автором в предложениях №15 - №20
1.гипербола, фразеологизм
2.синтаксический параллелизм, однородные члены предложения.
3. метафора, риторические вопросы.
А5. В каком варианте ответа верно определены стиль и тип речи?
1.художественный, рассуждение
2. публицистический, повествование
3.публицистический, рассуждение
ЧАСТЬ «А»
Вариант 2
Внимательно прочитай текст Д.С.Лихачева на стр. 195
и выполни задания А1 – А5.
К каждому заданию А 1 – А 5 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный .
Ответы на задания А 1 – А7 обведи кружочком.
А 1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
1..Экология культуры – относительно молодая дисциплина
2.Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.
3.Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.
А 2. Укажите значение слова « действенный»(№3)
1..находящийся в постоянном движении;
2 глубокий, всепоглощающий
3.способный воздействовать, активный
А 3. В каком предложении текста выражена основная мысль?
1. 1
2. 14
3. 13
А 4. В каком варианте ответа верно указаны средства выразительности, используемые автором в предложениях №15 - №20.
1. гипербола, фразеологизм
2. метафора, риторические вопросы
3.синтаксический параллелизм, однородные члены предложения.
А 5. В каком варианте ответа верно определены стиль и тип речи.
1.Публицистический, рассуждение
2.Художественный, рассуждение
3.Публицистический, повествование.
Приложение №8
ЧАСТЬ «В»
Ответы на задания В1 – В 5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
В 1. Из предложений 15 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В 2.Из предложений 1 -3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»
В 3.Из предложений 3 – 6 выпишите слово, в котором правописание -нн-
Определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью
- н – от существительного, основа которого заканчивается на –н-, пишется - нн»
В 4. Среди предложений №10 – 14 укажите номер предложения с обособленным определением
В 5.Среди предложений №16 – 19 укажите предложение с вводным словом.
ЧАСТЬ «В»
Ответы на задания В1 – В 5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
В 1. Из предложений 15 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В 2.Из предложений 1 -3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»
В 3.Из предложений 3 – 6 выпишите слово, в котором правописание -нн-
Определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью
- н – от существительного, основа которого заканчивается на –н-, пишется - нн»
В 4. Среди предложений №10 – 14 укажите номер предложения с обособленным определением
В 5.Среди предложений №16 – 19 укажите предложение с вводным словом.
Приложение№9
Итог урока
1.Нахождение видов ошибок:
2.Работа с текстом дома:
3.Нахождение особенностей публицистического стиля:
4.Словарная работа.
5.Тесты по содержанию текста.
6.Тесты по орфографии и пунктуации.
7. Ответы на вопросы об особенностях публицистического стиля.
Ключевые слова темы:
публицистический стиль
жанры публицистики
документальность
оценочность речи
выразительность
эмоциональность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
урок русского языка по теме: "Стили речи"
Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....
Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»
Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...
Урок русского языка «Жанры публицистического стиля»
Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры»...