Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass_pogotovka_k_gia.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Работа с текстом. Публицистический стиль речи.

                                                   Подготовка к ГИА

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков    

                     учащихся.

Цели: 1.Образовательные

               - работа с текстом;

                - повторение сложных вопросов разных разделов;

               - совершенствование навыков правописания;

                - обобщение и расширение сведений об особенностях текстов    

                   публицистического стиля;

          2.Развивающие

               - развитие умений логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

               - выделять главное; сравнивать; обобщать;

                - развитие речевых умений;

Оборудование: 1.Учебник  «Русский язык» 9 класс Разумовская.

                           2.Мультимедийная установка

                           3.Презентация

                           4.Памятка для учащихся / признаки текста, стили речи/

                           5.Распечатки заданий /виды ошибок, ключевые слова, план

                                                                  текста, тесты, итоги урока.

Работа с текстом дома (самост.) :  Упр.285 Д.С.Лихачев

                                                                   «Экология культуры»

                                       План работы с текстом.

1.Прочитать текст.

2.Определить стиль речи. Дать определение данного стиля. Доказать принадлежность к данному стилю речи.

3.Составьте план. Определите тип речи каждого абзаца. Какой тип речи ведущий?

   Докажите.

4. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст ( 2 варианта)

6.Дайте толкование непонятных слов.

7.Выпишите слова с орфограммами, трудными для вас.

8.Проанализируте и сделайте вывод: какие синтаксические конструкции использованы в тексте.

                              ПЛАН УРОКА.

1.Языковая разминка.

2.Определение темы и целей урока; ключевые слова темы;

3. Домашнее задание

4.Повторение особенностей публицистического стиля.

5.Восстановление последовательности плана

6.Словарная работа

7. Проверка д/з : тест / часть1 – «А»/

8.Тест /часть «В»/

9.Подведение итогов урока / по карточкам/

                          ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя. /Слайд№1/

11.Начнем наш урок с языковой разминки «Исправь ошибки»

        Учитель

Ученики

    1.Вы работаете в паре. Ваша задача:

     Найти, подчеркуть слово или словосочетание с ошибкой,         исправить ее, указать тип ошибки.

      /Приложение№1/

       /Слайд№2/

1.Работа в паре.

 Исправление ошибок.

                   3мин.

Приложение №1

       2.Сравните полученный результат с данными на             компьютере.

 Оцените себя: «5» - 10

                          «4»-  8

                           «3»  - 6

   Подведение итогов:

    Поднятием руки – кол-во человек

 - А почему вам не удалось выполнить задание верно?                          

2.Самооценка работы в паре.

 - плохо знаем лексические особенности стилей речи; не умеем разграничивать виды ошибок; небольшой запас слов ;

111.Введение в тему

 3. – В каком стиле можно встретить данные варианты  предложений?

 - В разговорном, художественном ( при характеристике речи героя ; т.к стиль совмещает все стили речи), публицистическом

 4. – По каким признакам  мы определяем стиль?

  - Какой из признаков является ведущим?

 - задачи речи , жанры,

     особенности языка

 - задачи речи.

– Определите стиль по таким признакам:

 ( -  воздействие на читателя, сообщение информации;

 - газетная и журнальная публицистика;

 - документальность, точность, выразительность, открытая оценочность)

 - Назовите стили книжной речи

 - На основе каких признаков разграничиваются?

 - книжные стили;

 - публицистический стиль речи.

- научный, художественный,

 официально  - деловой,       публицистический.

- задачи речи, жанры,

    особенности языка.

 6. – Какое место в системе стилей занимает    публицистический стиль?

 - соединяет особенности других

     стилей: научного,

 художественного, разговорного

                         ТЕМА:/Слайд№3/

  7.Как вы считаете, если ключевые слова сегодня на                              уроке такие: публицистический стиль,  жанры   публицистики, оценочность речи, документальность ( слова на магнитной доске)

  Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  Дополняет список ключевых слов учитель

  Добавляет учитель.

  Записать тему в тетрадь.

Публицистический стиль речи.

выразительность,

эмоциональность

Работа с текстом публицистического стиля.

  8. – Вспомните основные признаки текста. /Приложения        №3,4/

 – Сравните свои знания о публицистическом стиле  и признаках текста с материалом в памятке:

 -  все ли признаки, по которым выделяют стили речи, вы назвали?

 - от чего зависит отбор сведений в тексте и речевых средств?

 - с какого признака вы начнете рассмотрение стиля речи?

По данному плану, записанному в ваших памятках, вы выполните домашнее задание./Слайд №4/

 - тема, осн.мысль, абзац, микротема, стиль речи, тип речи.

/Приложения №3.4/

 - нет (дополнить)

- от цели речи и задачи автора.

- цели, задачи, сфера, жанры, речевые особенности, языковые средства.

4.Домашнее задание:

9. На основе полученного плана (выстроенного в логической последовательности)докажите (письменно) что  текст  упр.285 на стр.195 публицистического стиля.

Тип сочинения: сочинение –

рассуждение.

Записать д/з в дневники

                       Записывают д/з

          Цели урока:/Слайд№5/

10. Мы вспомнили особенности публ.стиля, текста, ключевые слова темы. А теперь,

 опираясь на данный материал, сформулируйте проблемы урока

( на доске слова: обобщить, углубить,

  развивать)

- обобщить и углубить знания о публицистическом стиле речи;

 - развивать речевые умения при работе с текстом публицистического стиля

5.Углубление знаний по теме:

11. Вы  работали с текстом  Д.С.Лихачева упр.285. и продолжите работу дома и на уроке.

 - чтение текста учителем

 - 12.   – Какими приемами вы пользовались, чтобы понять текст ?

-  Какого стиля данный текст?

 – Какая  стилевая задача стоит перед автором  данного текста?

 - жанр текста

 - в какой форме речи реализуется данный стиль

 - перечислите  языковые средства,  на которые вы обратили внимание?

13.Вы указали на лексические средства. Проверьте свои знания: правильно ли вы поняли значения слов?/Приложение№2/

 Словарная работа: - соотнесите слово с его лексическим значением.

     Проверка - /Слайд №

Более точно вы дадите ответы  на  вопросы при выполнении теста части А.

Работа с учебником стр.195 №285

- тема, осн.мысль, план, тип речи,заголовок, эпиграф, рисунки

- публицистического

 - сообщить новую информацию, воздействовать на читателя

-  статья

 - письменной

- лексические, морфологические, синтаксические.

 - приложение№2

- поставьте соотношение цифр

14. Опрос с элементами проверки домашнего задания./Приложение 5/  - Слайд №

 -  вы составляли рабочий план текста.

 -давайте проверим, насколько правильно вы определили микотемы текста?

 - цель: восстановить последовательность

 (Т.к части плана препутаны), используя текст упражнения.

Справились – не справились

15.

Дома вам предстоит писать сочинение – рассуждение, проверьте свою готовность , выбрав из 2-х предложенных текстов тезис и вывод.

Приложение№6 – Слайд №

Проверка:  №1 – вывод

                   № 2 - тезис

- работа с планом /приложение №5/

 

Проверка /презентация/

 

Слайд№

16.

 – А теперь, выполняя тест части «А»,

 Приложение№7 -

      докажите, что вы поняли данный текст и сможете  правильно найти признаки текста?

 - Проверка: презентация ( 1-2 варианты)/Слайд №

 - Почему не получилось набрать мах баллов?

 - В каких заданиях теста – 0б?

 

- выполняют тест

 - оценка по кол –ву баллов

 - недостаточно внимательно дома работали с текстом.

17.– А теперь оцените свою работу с точки зрения орфографии и пунктуации.

Приложение№8 – Слайд №

Работа с тестом  /частьВ/

Проверка /презентация/

Оценка – кол – во баллов

 - Какой вывод можете сделать по оценке данного задания?

 - выполнение теста

 - необходимо работать над правилами орфографии и пунктуации

17. Подведение итогов урока:

Прежде чем закончим урок , давайте подведем итоги сегодняшнему разговору.

    - Ключевые слова темы:

– Что повторили сегодня на уроке?

 - Что было самым трудным?

   (отметьте в карточках)

                     Приложение№9

Ответы уч –ся:

 - запись на доске

 - особенности публицистического стиля

 - работа в карточках индивидуально

                                                                                                                     Приложение №1

                                         Исправь и определи вид ошибок.

1.Деньги налогоплательщиков выпускают в  трубу.

2.Внутренний интерьер дворца очень красив.

 3.Артисты выступали в потрясных костюмах.

4.Радость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

5.Он одел шляпу и вышел на улицу.

                                 Р – разрушение фразеологического оборота

                                 Р – речевая избыточность

                                 Р – смешение паронимов

                                 Р – стилистическое смешение

                                 Г – ошибка в выборе падежной формы

Приложение №2

Словарная работа

1.Патриотизм                                          1.Солидарность, отстаивание свободы и равенства.

2.Истинный патриотизм                        2. Преданность и любовь к Отечеству                                        

3.Интернационализм                              3.  Настоящая, искренняя  любовь к Отечеству                                    

4.Действенный интернационализм       4. Охрана и восстановление культурной среды

5.Культура                                               5.совокупность достижений человека

6.Экология                                               6.  способность действовать в интересах Отечества              

7.Экология культуры                              7.Охрана окружающей среды

Приложение №3 - 4

Основные признаки текста

Речеведческие понятия

  Содержание

Речь

Монолог, диалог

Форма речи

Устная, пиьменная

Признаки текста:

1.Тематическое  единство

Тема – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте.

Микротема – это узкая тема, новая мысль, новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.

Абзац – смысловая часть письменного текста.

Заголовок связан с темой или основной мыслью.

Понять текст – это значит понять тему и основную мысль.

Основная мысль – это ответ на вопрос, поставленный текстом. Для понимания текста важны первое и конечное предложения и опорные слова.

Опорные(ключевые) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста.

2.Части текста

1.Начальная ( вступление, зачин)

2.Основная часть

3.Концовка (заключение)

3.Стиль

Разговорный

Научный (учебно – научный)

Художественный

Публицистический

Официально - деловой

Типы речи

Структурные части текстов

1.Повествование ( ход, развитие действия; рассказ о событиях, которые разворачиваются во времени)

1.Начало события

2.Развитие события

3.Конец события.

     Построение рассказа:

1.Вступление. Завязка.

2.Развитие действия.

    Кульминация.

    Развязка.

3.Заключение.

2.Описание (раскрытие признаков текста)

1.Общее впечатление о предмете, его назначении.

2.Раскрытие признаков этого предмета в определенной последовательности.

3.Оценка предмета, выражение своего отношения к нему.

3.Рассуждение (аргументация, раскрытие причинно – следственных отношений)

1.Тезис (часть, содержащая мысль, которая будет доказываться_

2.Доказательства (аргументы)

3.Вывод

Стили речи

Особенности стилей речи

1. Книжный:                             а. Научный (учебно  -

 научный)

Задача речи: сообщение+объяснение

Форма речи: письменная (подготовленная устная)

Жанры: научные статьи, книги, учебники; доклад, сообщение, лекция.

Признаки научного стиля: -  спец.лексика (термины),

                                               - слова в прямом значении,

                                              -  четкое построение пред –

                                               ложений.

б. Официально - деловой

Задача речи: сообщение, указание.

Форма речи: письменная, устная.

Жанры: деловые бумаги, письма…

Особенности:  - логичность, точность;

                          - узкоспециальная лексика;

                          - простые осложненные предложения.

В. .Художественный

Задача речи: нарисовать словами картину;

                      выразить свое отношение;

                      воздействовать на чувства читателей;

Форма речи: письменная, устная

Жанры: Все жанры художественной литературы.

Особенности языка: -  образность, изобразтельно – вы -

                                    разительные средства ( эпитеты,

                                    сравнения, метафоры,….)

                                  -  наглядность и эмоциональность;

                                   - индивидуализированность;

                                   

                     

г. Публицистический

Задача речи: сообщение информации, воздействие на  

                       читателя.

Форма речи: 1.устная (радио, телевидение)

                       2.письменная

Жанры: газетная и журнальная публицистика:

              заметка, статья, отзыв, рецензия, интервью,

              репортаж, очерк

Особенности языка: 1.Документальность, фактоло –

                                    гическая точность, профессио –

                                    нализмы, термины.

                                   2.Особенности лексики: вырази –

                                   тельность, эмоциональная окраше  

                                   нность; использование книжной,

                                   нейтральной и разговорной  лек –

                                   сики; слов в переносном значении,

                                   метафор; заимствованной лексики.

                                  3.Открытая оценочность речи.

                                  4.Особенности синтаксиса:

                                фразеологизмы; предложения с при

                                 частными и деепричастными обор.;

                                 прямой и косвенной речью; с рито –

                                рическими вопросами и обращени -

                                 ями; вводными словами.

                       

           

                                   

2.Разговорный

Задача речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Форма речи: письменная      -     устная

Жанры:  личные письма,          доклад, лекции,

               записки                         сообщения, беседы.

              худож. произв.

Признаки: спонтанность, неподготовленность,      неофициальные отношения.

                    1.- лексика  стилистически окрашенная  

                          (разговорная)

                     2. – эмоционально – оценочные средства

                            (очк, еньк, ик, к, оват)

                      3.- синтаксис: диалог, неполные   предло -.

                        жения, обращения, вводные слова,

                       побудительные, вопросительные предл.

Приложение №5

План

1.Экология культуры.

2.Поколения – связующее звено

3.Природа- - возможность эстетического и нравственного отдыха.

4.Любовь к родному…

5.Истинный патриотизм – действенный интернационализм.

6.Если человек не…

Приложение №6

№1

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

№2

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре. К родному селу или городу, к родной речи – это задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

                                                                                Приложение№7  

ЧАСТЬ «А»

Вариант 1

Внимательно прочитай текст Д.С.Лихачева на стр.195

и выполни задания А1 – А5

К каждому заданию А1 – А5 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания обведи кружочком.

А 1.Какое из высказываний  не  соответствует содержанию текста?

     1Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

     2Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то   утрата культурных ценностей невосполнима.

    3.Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

А 2.  Укажите значение слова « действенный»( №3)

          1.способный воздействовать, активный;

           2.находящийся в постоянном движении;

           3 глубокий, всепоглощающий

   А 3. В каком предложении текста выражена основная мысль?

13

1

14

А 4. В каком варианте ответа указаны средства выразительности, использованные автором в предложениях №15 - №20

     1.гипербола, фразеологизм

     2.синтаксический параллелизм, однородные члены предложения.

     3. метафора, риторические вопросы.

А5. В каком варианте ответа верно определены стиль и тип речи?

     1.художественный, рассуждение

     2. публицистический, повествование

     3.публицистический, рассуждение

ЧАСТЬ «А»

Вариант 2

Внимательно прочитай текст Д.С.Лихачева на стр. 195

и выполни задания А1 – А5.

К каждому заданию А 1 – А 5 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный        .

Ответы на задания А 1 – А7 обведи кружочком.

А 1. Какое из высказываний  не  соответствует содержанию текста?

1..Экология культуры – относительно молодая дисциплина

2.Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

3.Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

А 2.  Укажите значение слова « действенный»(№3)

           1..находящийся в постоянном движении;

           2 глубокий, всепоглощающий

          3.способный воздействовать, активный

А 3. В каком предложении текста выражена основная мысль?

    1. 1

    2. 14

    3. 13

А 4. В каком варианте  ответа  верно указаны средства выразительности, используемые автором в предложениях №15 - №20.

    1. гипербола, фразеологизм

    2. метафора, риторические вопросы

    3.синтаксический параллелизм, однородные члены предложения.

А 5. В каком варианте ответа верно определены стиль и тип речи.

    1.Публицистический, рассуждение

    2.Художественный, рассуждение

    3.Публицистический, повествование.

Приложение №8

ЧАСТЬ «В»

Ответы на задания В1 – В 5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.

В 1. Из предложений 15 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В 2.Из предложений 1 -3 выпишите слово, правописание приставки в       котором определяется правилом: « На конце приставки пишется с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»

В 3.Из предложений 3 – 6 выпишите слово, в котором правописание -нн-

Определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью

 - н – от существительного, основа которого заканчивается на –н-, пишется  - нн»

В 4. Среди предложений №10 – 14 укажите номер предложения с   обособленным определением

В 5.Среди предложений №16 – 19 укажите предложение с вводным словом.

ЧАСТЬ «В»

Ответы на задания В1 – В 5 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.

В 1. Из предложений 15 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В 2.Из предложений 1 -3 выпишите слово, правописание приставки в       котором определяется правилом: « На конце приставки пишется с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»

В 3.Из предложений 3 – 6 выпишите слово, в котором правописание -нн-

Определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью

 - н – от существительного, основа которого заканчивается на –н-, пишется  - нн»

В 4. Среди предложений №10 – 14 укажите номер предложения с   обособленным определением

В 5.Среди предложений №16 – 19 укажите предложение с вводным словом.

Приложение№9

Итог урока

1.Нахождение видов ошибок:

2.Работа с текстом дома:

3.Нахождение особенностей публицистического стиля:

4.Словарная работа.

5.Тесты по содержанию текста.

6.Тесты по орфографии и пунктуации.

7. Ответы на вопросы об особенностях публицистического стиля.

Ключевые слова темы:

публицистический стиль

жанры публицистики

документальность

оценочность речи

выразительность

эмоциональность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...

Урок русского языка «Жанры публицистического стиля»

Место урока в системе обучения: второй урок по теме «Публицистический стиль речи: особенности, назначение, жанры»...