Конспект урока русского языка "Фразеологизмы" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка посвящен изучению фразеологизмов в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekta_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_frazeologizmy.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Фразеология. Фразеологизмы.
Цель: обобщить знания о фразеологизмах, убедиться, что они обогащают нашу речь, получить новые сведения о культуре народа.
Задачи урока:
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- обогащать словарный запас школьников;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Планируемые результаты:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов.
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, редактирование текста).
регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
На доске висят листы с записанными фразами: валится из рук, голыми руками взять, мастер на все руки, не покладая рук, дать руку на отсечение, легкая рука.
Учитель обращается к ученикам с вопросами:
- Ребята, что это за фразы на доске?
- Для чего мы их используем в речи?
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Чем мы на уроке сегодня будем заниматься?
- Изучение нового материала.
- Ребята, давайте выясним значение этих фразеологизмов.
(ответы учащихся)
- Слово учителя
Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега - много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок.
Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.
В каком стиле русского языка они могут использоваться?
Почему человеку так необходимо изучать фразеологизмы, знать их значение, историю происхождения?
Фразеологизмы отражают жизнь нашего народа с далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Известно, что человек только тогда становиться человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. Фразеологизмы - ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа, в них как бы законсервированы миры, легенды, обычаи.
- Какой раздел науки о языке изучает фразеологизмы?
- Из какого языка заимствовано слово фразеология?
- Из каких корней состоит? Что означают эти корни?
- Вспомните другие слова с этими корнями.
- Сообщение учащегося
В основе фразеологизмов с компонентом «хлеб» лежит представление о нём как о символе жизни, благополучия, материального достатка. Хлеб обязательно должен быть своим, заработанным собственным трудом. Вспомните слова из Библии, обращённые к первым людям Адаму и Еве: «Хлеб будете добывать в поте лица своего». Если же есть чужой хлеб, то такое поведение осуждается обществом. Основой для осуждения является библейская установка на то, что хлеб должен добываться трудом, а также представление о хлебе как о ритуальном предмете, способном оказать влияние на различные стороны жизни человека, - с хлебом связаны весенние обряды, гадания, ворожба, заговоры. В древности считалось, что если человек ест «твой» хлеб, то может навредить тебе. Есть и прямо противоположная точка зрения: «странник, вкусивший нашего хлеба- соли, уже не может питать к нам неприязненного чувства, становится как бы родственным нам человеком». О святости хлеба есть много свидетельств у славян. Так, по словацкому обычаю в пелёнки новорождённому кладут кусок хлеба, чтобы его никто не сглазил. Чехи и украинцы считают, что хлеб способен защитить от нечистой силы. Отсюда и поговорка «Хлеб- соль не пропустит зла», а одна из функций хлеба, оставляемого в течение 40 дней после смерти человека, - быть оберегом.
- Ребята, какие новые сведения о фразеологизмах мы узнали из сообщения?
(ответы учащихся)
- Закрепление изученного материала.
- Словарная работа.
Учитель дает ученикам задание: заменить фразеологические обороты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, раз, два и обчелся, куры не клюют, кожа да кости.
Можно привести слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
- Рассказ учителя: Когда - то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Подмастерья кололи чурбанчики липового дерева-заготовки для мастера, который делал ложки. Как назывались эти чурбанчики? Правильно, баклуши. Бить баклуши считалось пустячной работой, потому она и стала образцом не дела, а безделья.
Запишите предложения:
На уроке Глеб бездельничал-подчеркните и объясните орфограммы. Переделайте предложение, добавив устойчивые сочетания.
На уроке Глеб бил баклуши.
На уроке Глеб сидел сложа руки.
а) Сравните три предложения. Какие из них красочнее? (учащиеся делают вывод об образности, эмоциональности фразеологизмом)
б) Подчеркните грамматические основы в предложении (учащиеся делают вывод о том, что фразеологизм выполняет роль одного члена предложения)
Слова учителя: Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, неделимые и целостные по своей структуре. Характерные особенности фразеологизмов-образность, выразительность, эмоциональность, лаконичность, широкая сфера применения.
- Игра «Кто больше»
Учащиеся по очереди называют по одному фразеологизму (это может быть пословица, поговорка, устойчивое сочетание слов). Все ответы фиксируются учителем на доске. Побеждает тот ученик, который вспомнил больше других фразеологизмов.
- Упражнения для закрепления.
Задание № 1. Соедините линией фразеологизм и его значение
Краеугольный камень | Лишнее, ненужное, то, что может принести вред |
Бить баклуши | Обвинить |
От лукавого | Полное разорение, опустошение, грязь |
Бросить камень | Основание, главная идея чего- либо |
Хлеб насущный | бездельничать |
Соль земли | Жаловаться на судьбу, плакаться, притворяться несчастным |
Мерзость запустения | Наиболее активная, творческая сила народа |
Петь Лазаря | Жизненно необходимое |
Ответ: краеугольный камень - основание, главная идея чего-либо, бить баклуши - бездельничать, от лукавого - лишнее, ненужное, то, что может принести вред, бросить камень - обвинить, мерзость запустения - полное разорение, опустошение, грязь, соль земли- наиболее активная, творческая сила народа, петь Лазаря - жаловаться на судьбу, плакаться, притворяться несчастным, хлеб насущный- жизненно необходимое.
Ребята, какие ещё фразеологизмы со словом «хлеб» вы знаете? (хлебом не корми, перебиваться с хлеба на воду, есть чужой хлеб, жить на хлебах у кого- либо, зарабатывать на хлеб и т.д.) Что вы можете рассказать об истории данных фразеологизмов?
Задание № 2
Расшифруйте фразеологизм. Устно составьте с ним предложение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Н | О | Ы | К | В | С | Л | Ь | Б | И | Й | Т |
Ответ: осиновый кол вбить (окончательно избавиться от какой- либо напасти)
Сообщение учащегося
Осина в христианском мире давно имеет плохую репутацию. Из Библии известно, что предатель Иуда, не выдержав угрызений совести, повесился на осине. О человеке, находящемся в состоянии страха, говорят: «Дрожит, как осиновый лист». Наши предки были суеверны, они верили в колдунов, ведьм, чертей и другую нечисть. В старину на Руси был обычай: в могилу человека, подозреваемого в колдовстве, вбивали осиновый кол, чтобы нечистая сила не могла больше вредить живущим. В настоящее время выражение «вбить осиновый кол» применяют в переносном значении – «раз и навсегда положить конец чему- либо».
Задание №3
Спишите предложения, в которых есть фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. Подчеркните и объясните орфограммы.
По-моему, он уже стал бояться собственной тени. При свете фонаря он увидел собственную тень. Метко стрелять должен уметь каждый солдат. Перестань стрелять глазами! Маша решила своё имя вышить красной нитью. Через всё стихотворение красной нитью проходит тема одиночества. Свинья с наслаждением вывалялась в грязи. Такое ощущение, что меня вываляли в грязи. Держи карман шире: я насыплю тебе орехов. Дождёшься от тётки помощи: держи карман шире!
- Рефлексия «Дерево успеха»
На доске висит плакат с нарисованным деревом, а на столе стоят коробки с магнитами трех цветов:
Зеленый – все понял, было нетрудно;
Желтый – были затруднения, но я справился и разобрался;
Красный – ничего не понял.
Ученики в конце каждого урока, уходя из кабинета, должны взять подходящий магнит и прикрепить на нарисованное дерево. По количеству преобладающего цвета будет понятно, успешно ли усвоил класс тему или нет.
- Домашнее задание: напишите сочинение с использованием фразеологизмов на тему «Дружеское плечо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...