ОГЭ. Теория и практика
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Хисмятова Алсу Альфридовна

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_zadaniya_oge.docx109.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Задание 3

Выразительные средства лексики и фразеологии

Пример задания 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

Ответ: 3

1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. 
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет). 
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК). Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением. Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
8Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное
10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и прозалёд и пламень.
11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого; б) прилагательное после существительного; в) наречие после глагола. Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил чёрные брови.)
12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна? 
13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!
14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй.
15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.  Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса.
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный.
17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.  Например: ночное светило = луна; «Люблю тебя, Петра творенье!»= «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.  Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"
19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же  слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый, 
                    Лениво катится река. 
                   И в тверди пламенной и чистой
                  Лениво тают облака. 
20. Оксюморон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свобод

Задание 4

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание приставок

I.  Неизменяемые приставки.   Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

О-: окликнул

ПО-: поверье

НА-: накрыть

НАДО-: надорваться

ОТ-: отдать

У-: уехал

ПРО-: произрастать

ЗА-: забрать

ПОД-: подтаять

ОТО-: отодвинуть

ДО-: догадка

ПРА-: прабабушка

НАД-:  надписать

ПОДО-: подождать

ОБ-:  обточить

В-: вовлечь

ВЫ-: выход

ПЕРЕ-:  перелить

ПРЕД-: председатель

ОБО-: обойти

ВО-: вовлечь

С-:  сдвинуть

СО-: согнуться

ПРЕДО:  предостеречь

Пример задания 4.  Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: входя

II. Приставки на з – с.  

Правило:  В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:  перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-; раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.  Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

III. Приставки при–  и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Значения приставки при-

Значения приставки пре-

1. приближения (примчался)

2. присоединения (пришил)

3. близости (пришкольный)

4. неполного действия (прикусил)

5. доведения действия до конца (пристрелить)

1. = очень (премудрый)

2. = ПЕРЕ- (преступник)

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание!  Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому?Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Пример задания 4.  Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение». 

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание предлогов

Слитно

Раздельно

Через дефис

Ввиду (=из-за)

(но: иметь в виду)

Вслед (=за)

Навстречу (=к)

Вроде (=подобно)

Вместо (=за)

Наподобие (=подобно)

Насчет (=о)

Сверх (=над)

Вблизи (=у)

Позади (=за)

Напротив (=перед, у)

Наперекор судьбе

Вследствие (=из-за)

Впоследствии (не предлог, а наречие, но стоит запомнить)

В течение

В продолжение

В заключение

В отличие

По причине

За исключением

В отношении

По истечении

Во избежание

На протяжении

В деле

В силу

В связи

В виде

В смысле

По мере

По поводу

В целях (=для)

Со стороны (=от)

За счет

Из-за

Из-под

По-над

По-за

Правописание союзов

Союзы

Другие части речи

1. Союз чтобы

Ей даже хотелось, чтобы он остался.

1. Местоимение что  и частица бы  (бы можно переставить на другое место)

Что бы вы посоветовали мне почитать?

2. Союзы тоже, также

Я тоже (также) хочу посмотреть (= и я).

Он читает, рисует, а также поет (=и поет)

2. Местоимение то и наречие так с частицей же (частицу можно отбросить

Каждый из пассажиров испытывал то же чувство, что и он (=то)

Они исчезли из вида так же внезапно, как и появились (=так)

3. Союзы зато, затем, притом, причем, потому, оттого, поэтому

Выступление прошло удачно, причем (притом) впервые в этом году.

Доклад содержательный и притом (причем)интересный по форме.

3. Местоимения с предлогами за то, за тем, при томпо тому, от того ( к местоимению можно задать вопрос, добавить к нему определение)

Студенты полу чили деньги за то, что перевыполнили план (за что?)

За чем пойдешь, то и найдешь (за чем?)

4. Союзы так что, так как, как будто, при этом, то есть, потому что, для того чтобы, не то-не то

Сочетание во что бы то ни стало

Дождик утих, потому что посветлело.

5. Вводное слово итак

Итак, новый семестр начинается.

5. Союз и и наречие так (к наречию можно задать вопрос): И так мы шли всю ночь (как?)

Правописание частиц

https://docs.google.com/drawings/image?id=sxpxms-IRFGARiulEO9W0Tg&rev=1&h=228&w=154&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=syReP2roVZL-dwXHzZRM6xg&rev=1&h=196&w=154&ac=1

https://docs.google.com/drawings/image?id=s1S8ErABlxH-rXndWsWiuuQ&rev=1&h=81&w=264&ac=1

Слитное и раздельное написание наречий

Слитно

Раздельно

1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк.

2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду).

3. Наречия, оканчивающиеся на   -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕна боковую, на попятную, в открытую, на мировую.

4. Наречия с корнями –верх-,    - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-,  -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов:

·      Посмотрел наверх (нет пояснительного слова) – посмотрел на верх (чего?)колонны.

·      Подумай сначала (нет пояснительного слова) –

 с начала (чего?) учебного года.

·      Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта.

5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое.

ЗАПОМНИ: по двое, по трое, по одному, поодиночке.

6. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку.

ИСКЛЮЧЕНИЯв диковинку, в рассрочку, в насмешку.

7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др.

8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий).

  1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву: в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку.

  2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потёмках и др.

КРОМЕ: впотьмах, второпях, впопыхах.

  3. Наречия, правописание которых нужно запомнить: до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.

 Задание 5

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Пример задания 5.  Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».

-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей.

Ответ: затаптывать

https://lh4.googleusercontent.com/zPMLRQC6zl_iE5iheQOLq9vhL3nRXHZOF8O_8oCiSkJCgH9QYxZwJ-6gDoWrwJ1QOCatg6INbl-fFRpHigOtYhtXkIAXFcZqMKY7EKJQAqEdeaIAexPj6Eo0wA-fDNqYuZJZ4giaM3jDwvBi

II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речи

Пример задания 5.  Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Ответ: постепенно

https://lh6.googleusercontent.com/YtXi2IzPrIzN5uyDUfW2f4M8BDASIK1O_NqHDuMadehASF74T2HCItUWn3NLF6p5Lw4RRh7JaDSbkqugYzJ2t6RNUYyS7Iy8GldhboE7zKo_mbf392i4XNr6yBet-V52njheVtPMLbi2nKDf

III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Пример задания 5.   Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

(9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

Ответ:  волнующейпроплывающими

Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола.

Запомните: спряжение глагола определяем по неопределённой форме. Для верного определения начальной формы глагола - вид не менять, -СЯ не терять.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме 3 исключений на -ить) плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).

К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться).

         Выучите следующую простую табличку:

I спряжение

Е или У(Ю)

II спряжение

И или А (Я)

Она означает, что в случае, если вы задумались о том, какую гласную написать в окончаниях глаголов или в суффиксах причастий настоящего-будущего времени, вы должны вспомнить, что в первом спряжении могут быть лишь буквы Е,  У(Ю), а во втором - И, А(Я).

Первый столбик (Е/И) относится к глагольным окончаниям -ЕШЬ/-ИШЬ, -ЕТ/-ИТ, -ЕТЕ/-ИТЕ и суффиксам причастий -ЕМ-/-ИМ- (плещешь - зависишь; плещет - зависит, плещете - зависите: независимый - неприемлемый), а второй - к окончаниям -АТ(-ЯТ)или -УТ(-ЮТ) и суффиксам действительных причастий -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ)  (плещущий - зависящий, плещут – зависят).

Исключение: движИмый (от устаревшего движити).

 Задание 6

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом

Пример задания 6. Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

(10) – Причин уйма.

Ответ: множество


СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например: слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; 
«будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; 
взгляд — «взор; 
глаза — очи

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка — промедление, проволочка; 

кудрявый — курчавый; 

лгать, обманывать — врать; 

мешать — препятствовать; 

муж — супруг; 

надежда — упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать — сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство; 

смерть — кончина; 

умереть — скончаться; 

хоронить — погребать.

 Задание 7

Словосочетание

Пример задания 7. Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: озираласьсграциозностью

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
1. СОГЛАСОВАНИЕ 
2. УПРАВЛЕНИЕ 
3. ПРИМЫКАНИЕ


Способ связи легче всего определить 
по зависимому слову. Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.


При 
СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.Прилагательным. Например: 
зелёный луг. 
2.Местоимением
, похожим на прилагательное. Например: мой портфель.

3.Причастием. Например: летящий шар. 
4.Порядковым числительным.
 Например: второй этаж. 

При 
УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Существительным. Например: 
иду в школу.
2.
 Местоимением, похожим на существительное. Например: письмо для меня.

При 
ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Наречием. Например: говорить тихо.
2. Деепричастием
. Например: меняемся не глядя.
3. Неопределённой формой глагола. Например: 
уехал учиться.

ЗАПОМНИТЕ: 
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только 
по зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, 
важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Советы для правильного выполнения задания


1. Найдите в данном словосочетании 
главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем 
без изменения.
3. Теперь в центре внимания - 
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным
4. Читаем в задании, какой 
тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать 
примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась

С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать 
согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на 
место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении - ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).

Задание 8

Грамматическая основа предложения

Пример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».

- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)

  • Повторим способы выражения главных членов и виды сказуемого

https://lh6.googleusercontent.com/WgRrj1Mum3NA_QjBtxzCueiTeOW1q4GRxI48KwnvP1lmNdOQsHFJjtXqRH5hOgL-6mPr61Xs510hWXdoAxdly0okO-be3Sxwz9B_v2fiF9rF5CnFB37XbDvTbN_5S4GJgJqJIPH1GSjQmkqw

Помните, что вам может встретиться не только ДВУСОСТАВНОЕ предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое (Люблю отчизну я, но странною любовью.), но и ОДНОСОСТАВНОЕ, в котором есть или только подлежащее, или только сказуемое (Люблю грозу в начале мая.).

  • Повторим виды односоставных предложений

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Главный член – подлежащее, выраженное существительным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот

Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошедшего вр. мн.ч.

Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словаминет, не было (не оказалось, не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словомбыть или без него

Великолепная погода! 

Вот и река.

Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.)Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.)Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.)

По радиообъявляют посадку. (3-е л. мн.ч.)

По радио ужеобъявили посадку(мн.ч., прош. вр.)

Мне нездоровится. (безличный глагол)

Светает. (безличный глагол)Веет ветерком. (безличная форма личного глагола)

Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.)

Друзей нет.

Эту дверь не открыть.

Быть бычку на верёвочке.

На озеро Ивану так и не пришлось съездить.

Было жарко.

Об экзаменах уже сообщено.

     Таким образом, в вышеуказанном примере выписано сказуемое создают из неопределённо-личного предложения.

  • Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:


1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например: 

  • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
  • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

2. Вводные слова, словосочетания м предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложениянапример:

  • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы предете - грамматическая основа)
  • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)

3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 

Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее)

4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)

5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)

  • Как оформляем ответ
  1. Все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки.
  1. Каждая буква записывается в отдельной клетке. 
  1. Между словами клетка не пропускается.
  1. Запятая ставится в отдельной клетке.
  1. Если в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, то в бланке тире не писать. 
    Например:  Яблоко - мой любимый фрукт. В бланке пишем так: яблокофрукт.


6.       Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать сначала подлежащее, потом - сказуемое. 
Например: 
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится.


7.     Если сказуемое составное и нфг или именная часть в предложении стоят перед вспомогательным глаголом или глаголом-связкой, то в ответе желательно писать сначала - вспомогательный глагол или глагол-связка, потом нфг или именная часть.  
Например: 
Я прыгать от радости готов! В бланке пишем так: яготовпрыгать. 
В нашем классе был первым всегда я. В бланке пишем так: ябылпервым.


8.       Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении. 
Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали. 
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.


9.        Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым. 
Например:
Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад. 
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.

  • Запомните также эти простые правила:


1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!

2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!

3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:

Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть).

Задание 9

Осложнённое простое предложение

Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Ответ: 27

  • В задании необходимо будет записать номер предложения, осложнённого или однородными, или обособленными членами предложения
  1. Однородные члены предложения

При отсутствии союзов между однородными членами предложенияставится запятая.

Синие, желтые, белые.

Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также. 

После однородного члена, присоединенного этими союзами, запятой нет.

Не синие, а белые. Мал, да удал.

Было жарко, хотя ветрено и в долине реки.

Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед нимиподряд: О и О, О и О).

Синие или красные.https://docs.google.com/drawings/image?id=sh4BGoo2WSvDtaNjH5P8sjg&rev=1&h=96&w=96&ac=1

Синие, желтые да белые.

Синие и красные, желтые и белые.

Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые:   (и) О, и О, и О…

https://docs.google.com/drawings/image?id=s51aU5RM0QkMTNfqg1Un_sw&rev=1&h=96&w=96&ac=1

При этом часть однородных членов может быть соединена повторяющимися союзами, а часть – бессоюзной связью.

Они росли и в поле, и в лесу, и в саду.

Стали они есть, да пить, да веселиться.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь извезды, и луну.

Нет запятой при повторяющимся и:

   - между двумя однородными членами, если они образуют тесное смысловое единство.  И при них нет зависимых слов;

   - если два однородных члена с и между ними, образующих тесно связанную по смыслу группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом.

Я им и живу и дышу.

…Есть и ситец и парча.  

Он человек честный и прямой и довольно умный.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sGLd2m85qUYv1FPTXvObOBQ&rev=1&h=96&w=96&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sajVKqF-brhO3TyXUskyyvw&rev=1&h=228&w=348&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sVrqxYgX_hhcGRLLnmL6pEA&rev=1&h=12&w=36&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sMLiWDoZghAjfcRPEPhvSgw&rev=1&h=36&w=96&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=srpCCOJtIBU122s2OhsoiGg&rev=1&h=12&w=12&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sAwv0NIdBfhVxX2x2ul4Wzg&rev=1&h=96&w=96&ac=1

Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то.

Не знаю ни его, ни ее, ни прочих.https://docs.google.com/drawings/image?id=s19WL-ht--S2XoDYG7VLDxw&rev=1&h=36&w=60&ac=1

Он не то глуп, не то необразован.

Ставится запятая перед второй частью двойных союзов:

как – так и,  не так – как, не только – но и, хотя и – но,  если не – то,  чем – тем, настолько – насколько,   не столько – сколько…

Давно знаю как его, так и ее.

Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое.

Она хотя и умна, но зла.

Тут чем дальше, тем хуже.

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Правило

Схема

Пример

После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие.

   

       О:   О, О, О…

Я слышу звуки: рев, шипенье, крики…

После однородных членов перед обобщающим словом – тире.

     

         О, О, О - О

Поля, луга, леса – всё зазеленело.

Обобщающее слово может употребляться дважды: до и после однородных членов.

     О: О, О, О - О

Хочу знать про все: встречи, письма, сны – про всё, что было.

Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире.

Тире может опускаться, если в этом же месте требуется ставить запятую.

   

       О: О, О, О - …

Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо.

Многое он испытал: нужду, голод, страх, но не сломался.

Отделяются запятой от обобщающего вводные слова и то есть,  а именно,  как-то, стоящие после обобщающего слова перед однородными членами или после однородных членов перед обобщающим словом (см. схемы).

 

    О, вв: О, О, О…

     

    О, О, О – вв,  О

В музее были ценные экспонаты, например: шпага Берга, дубина народной войны…

Вымок, замерз, устал – словом, намаялся.

Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон, если имеет характер уточнения, пояснения.

   

     О – О, О, О 

Разные цветы – желтые, синие, белые, красные  покрыли всю равнину.

Без обобщающего слова двоеточие перед однородными членами стоит для предупреждения, что следует перечисление.

   

       : О, О, О…

Тут были: Иван Иванович, его супруга, его дочь и зять.

  1. Обособленные члены предложения

1. обособленные обстоятельства

2. обособленные согласованные определения

3. обособленные несогласованные определения

4. обособленные приложения

5. обособленные дополнения

1. Обособленные обстоятельства

  • Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

  • Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)

2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)

3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)

4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.)

5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.  Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

  • НЕ ПУТАЙТЕ

- деепричастные обороты с вводными словами:

Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

- деепричастные обороты с придаточными определительными:

Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей.

2. Обособленные согласованные определения

  • Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Обособленное определение - это определение, которое выделяется интонацией и запятыми.

Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.

Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ.

  • СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:

1. причастным оборотом (Тропинка, зарастающая травой, вела к реке.)

2. прилагательным с зависимыми словами (Довольный своими успехами, он рассказал мне о них.)

3. одиночным прилагательным или причастием (Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.)

4. однородными одиночными прилагательными (Ночь, облачная и туманная, окутала землю.)

3. Обособленные несогласованные определения

Обособленные несогласованные определения могут выражаться:

•        существительным с зависимыми словами или без,

•        неопределённой формой глагола с зависимыми словами или без,

•        прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами.

Чем отличается несогласованное определение от согласованного?

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления и примыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумага потолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещание любить). Определяемое слово для несогласованного определения тоже выражается существительным или местоимением.

К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой?  и вопрос косвенного падежа.

Пример предложения с обособленным несогласованным определением:

Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах

4. Обособленные приложения

  • Что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков, железнодорожник.

Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе.

  • Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК. 

 

Например:  Как всякий литературный новатор, Некрасов был  крепко связан с  традициями своих  великих  предшественников.

  • Приложение может обособляться не только запятой, но и тире:

а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно). Например:  На маяке жил только сторож — старый глухой швед.

б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом. Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение.  Например: Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.

г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого  слова:  Например: Лютейший   бич   небес,   природы ужас — мор свирепствует в лесах.

Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!  Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.  Мы смотрели балет "Лебединое озеро".

5. Обособленные дополнения

Обособленные дополнения выражаются: именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно.

 Задание 10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Пример задания 10: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.»  Ответ: 12

  • Задание направлено на нахождение  вводных слов, вводных предложений и обращений.
  • Они не являются членами предложения, поэтому и «грамматически не связаны с членами предложения».
  • Повторим теорию

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

- Обращения обычно выражены именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.

- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам:Красуйся, град Петров, и стой

                                                     Неколебимо, как Россия.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг. 

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколеумная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.

Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.

Значения вводных слов

Примеры

  1. Различная степень уверенности:      

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно);

б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй).

2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению).

3. Источник сообщения (кому принадлежат сообщение) (по сообщениюпо словам, по мнению (кого-либо).

4.  Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец;  следовательно,  значит,   итак, напротив, наоборот, например).

5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать).

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.

К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

 

По мнению врача, больного выпишут из  больницы через неделю.

Во-первых, я плохо знал эту местность, во-вторых,  одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала.

Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.

   Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениямиА любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист».  Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

    Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки — их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.

Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:

                                   - к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

                                   - они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

                                   - они легко убираются из текста без потери смысла.

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).
  2. Уберите их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.
  3. Попробуйте задать вопрос к слову, которое, как вы думаете, является вводным. Если не задаётся, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Дистанционный курс:"Решаем тесты ЕГЭ (часть А)"(теория и практика)

Дорогие друзья!  Приглашаю вас принять участие в изучении нового дистанционного курса. Он содержит учебный материал для фундаментальной подготовки к экзаменам. Курс поможет вам самостоятельно по...

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...