Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике
статья по обществознанию по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательское эссе | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике.
(исследовательское эссе).
Образование формирует человеческий капитал,
без которого невозможно будущее.
Гэри Беккер.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось.
Итак, человеческий капитал – это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
«С первых же дней после Октябрьской революции проблеме трудового воспитания в нашей стране уделялось огромное внимание. Единая трудовая политехническая школа в государственном масштабе была нацелена на воспитание нового человека, соответствующего новому социально-экономическому строю. Педагогические идеи, взгляды, теории и практические дела А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко вывели советскую педагогику на одно из первых мест мире. К сожалению, лидерство в развитии мировой педагогики со времен выпало из рук советских теоретиков и практиков. И сегодня Россия живет без четко сформулированных цели, понимания содержания и необходимых результатов своей собственной системы образования, что не может не вести к отставанию на мировом рынке труда», пишет в своей статье М.Б. Зыков.
Хотя в работах Макаренко нет такого научного понятия как «человеческий капитал», но вся трудовая деятельность Антона Семеновича нацелена на создание нового, мыслящего, деятельного человека. Макаренко впервые в истории практически доказал, что трудовое воспитание является основой воспитания вообще. Работая в детской колонии им. М. Горького создал немало педагогических открытий, таких как:
- Система самоуправления колонии. Он понял главное, никакой воспитатель не может так влиять на ребенка как коллектив сверстников;
- Первичное принуждение ни в коем случае не должно достигаться криком, угрозами и физическим насилием. Только предоставлением выбора;
- Воспитанники должны трудиться всегда, упорно и видеть результаты своих трудов;
- Чем меньше у воспитанников свободного досуга – тем лучше. При колонии было множество кружков, секций, ансамблей и самый настоящий театр;.
- Изобретение сводных отрядов;
- Собрания и советы командиров, оно созывалось для того, чтобы каждый член общего собрания считал себя ответственным за решение;
- Применение методику и технологию продуктивного обучения и т.д.
Своего рода производственным технопарком для Макаренко явилась трудовая коммуна имени Дзержинского. Великому педагогу удалось осуществить свою мечту об организации настоящего индустриального предприятия. В 1930 г. коммуна перешла на полную самоокупаемость, а уже в 1932 г. были воздвигнуты корпуса заводов электроинструментов и фотоаппаратов ФЭД. В 1934 г. прибыль от этих заводов составила 3,5 млн. рублей, а в 1935г. – 5 млн. рублей. Часть прибыли шла на стипендии коммунарам, учившимся в институтах, часть выдавалась на руки в качестве зарплаты, часть переводилась на личные сберегательные книжки, которые выдавались воспитанникам при их выходе из коммуны. И это всего за пять лет!
В практике воспитания Макаренко существуют инфраструктура, технология и кадры для наращивания в человеке способности приносить доход, создавать прибавочную стоимость и эффективно строить свою страну. Инфраструктура и практика воспитания у Макаренко включают в себя:
- производственный технопарк с новейшим для своего времени оснащением;
- детско-взрослые образовательные производства полного цикла, действующие круглогодично, зачастую в две смены;
- высокие технологии и инновационный характер труда;
- продукция мирового класса качества;
- высокая рентабельность и достойная оплата детского труда;
- образцовая организация труда;
- практика хозяйственного попечения;
- труд-забота;
- реальное самоуправление, когда дети вырабатывают и принимают хозяйственные и инвестиционные решения.
Таким образом, это и есть специальные средства формирования человеческого капитала с высокой стоимостью.
Я согласна с точкой зрения главного редактора журнала «Народное образование» Алексеем Кушниром, что производственно-педагогическая модель А. С. Макаренко могла обеспечить России мировое технологическое лидерство и недосягаемое качество человеческого капитала.
Нужно в корне менять современную систему образования в России, педагогика учения должна уступить место педагогике жизни, образование должно формировать не знание, а человеческий капитал, и вот тогда родится новая педагогика, неведомая ранее. Ведь именно во время обучения в школе формируются те базовые знания и умения, которые определяют дальнейшие варианты развития человеческого капитала и потенциал его максимальной реализации.
Российский исследователь Е. А. Святодух в своей работе емко и сжато обосновывает этот тезис: «Формирование человеческого капитала начинается еще в детстве и в школьные годы. В этом возрасте ребенок осваивает основы культуры, нормы общения — язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения, то есть первоначально формируются некие институты как базис последующего увеличения человеческого капитала. Таким образом, база человеческого капитала — это те знания, умения, навыки, способности, которые формируются и накапливаются в период обучения в школе, вузе или других учебных заведениях и еще не задействованы в трудовой деятельности».
Еще Макаренко А. С. писал: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа», можно добавить «всей страны». Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования.
Развитие экономики страны невозможно без соответствующего профессионального потенциала, человеческого капитала и в этом отношении одним из актуальных вопросов является популяризация рабочих профессий. Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов занимается активной пропагандой рабочих профессий. По словам Егора Афанасьевича, в Республике уделяется большое внимание кадровой политике, тем не менее нехватка специалистов, в частности, технического профиля пока ощущается довольно остро. Для реализации своей программы «Рабочие будущего» Ил Дархан поддерживает такие проекты:
1. Проведение в Якутске полуфинала конкурса рабочих профессий WorldSkills. «Мы уже определились с тем, какие профессии нам нужны. Но у нас нехватка высококвалифицированных кадров. В связи с этим движение и продвижение Ворлд Скилз будет поддержано правительством республики», - заявил Егор Борисов
2. Организация экспедиции «Молодежь Якутии – в промышленность!». Учащиеся 10 классов, которые интересуются промышленностью, проходят отбор и выезжают по промышленным районам республики Алдан-Нерюнгри-Ленск-Мирный.
Таким образом, мы видим серьезный запрос со стороны правительства в высококвалифицированных кадрах рабочих специальностей и инвестирование в человеческий капитал.
Ноговицына Анна Семеновна
Якутия, Амгинский район, с. Мяндиги
МБОУ Мяндигинская СОШ
Литература:
1. Зыков М.Б., Кучма И.В., Зыкова А.М., Сабанина Н.Р. О формировании и развитии человеческого капитала//Народное образование. 2011. №8.
2. Кушнир А.М. Воспитательная «машина» А.С. Макаренко//www.makarenkoforum.ru.
3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т.2. – М., 1983.
4. Сысоев С.А. Внутрисемейный социальный капитал как стимул инвестиций в человеческий капитал//Вопросы регулирования экономики. 2010. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Тема урока: «Географическая исследовательская практика: создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица»
Итоговый урок изучения Северо - ЗападаЦели урокаОбразовательные (предметные): -организовать деятельность учащихся по созданию электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица», используя те...
Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)
Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)...
"Деятельностный подход в педагогической системе А.С. Макаренко и современное изучение иностранных языков"
Основная задача современного образования - не просто вооружить выпускников фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Реализации этого в полной мере ...
«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (Антон Сергеевич Макаренко).
Материал для беседы с детьми о труде....
Эффективная воспитательная практика: “Рейтинговая система, как мотиватор обучающихся к активной жизненной позиции”
Статья об эффективной воспитательной практике: “Рейтинговая система, как мотиватор обучающихся к активной жизненной позиции” посвящена изменениям, которые наблюдаются у современного поколе...
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...