Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
GORODSKOGO_OKRUGA_ELEKTROGORSK_MOSKOVSKOY_OBLASTI.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карманова Г.В.
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ИСТОКИ»
«Согласовано» Директор ММЦ ______________ Н.Н.Кустова « » _____________ 2010 г. | «Рекомендовано» Методический совет ___________________ Протокол № ___ от _______ 2010 г. | «Утверждаю» Директор ЦВР «Истоки» ____________ Носова Е.В. « » ____________ 2010 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Рассчитана на 1 год обучения
(для детей 15-17 лет)
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Карманова Галина Владимировна
г.о. Электрогорск
2010
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Пояснительная записка – стр. 3-8
Учебно-тематический план – стр.9
Содержание программы – стр. 10-20
Методическое обеспечение программы – стр.21-24
Список используемой методической литературы – стр. 25-27
Приложение – стр. 28-30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) вот уже несколько лет является реальной, всё более распространяющейся практикой выпускной аттестации школьников. В 2009 году ЕГЭ переведён в «штатный режим», то есть в повсеместное введение этой формы оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 3-х частей: А, В, С.
В 2008 года экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ стал обязательным; школьный ЕГЭ должен засчитываться вузами в качестве вступительного экзамена. В программу внесены темы, не включённые в календарно-тематическое планирование по русскому языку: задания А-1 – А5, А26, блок С. Это задания повышенного уровня, проверяющие владение нормами литературного языка и умение производить языковой анализ текста.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Главная цель курса: формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:
языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),
лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их),
коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности учащихся.
- развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
- воспитательные:
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Программа предназначена учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Данная программа разработана с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2010 года, а также перечень заданий КИМов 2010 года. В основу программы легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, Ю.А.Гостевой, Т.Ю.Угроватовой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Пахновой Т.М.
Возраст детей: 15-17 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю, 12 часов в месяц.
Программа рассчитана на 108 часов (3 часа в неделю) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка.
Формы занятий: тематические занятия, включённые в программу, предполагают использование учителем различных формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
Изучение теории должно привести к практическому применению полученных знаний; возможно и движение от практического выполнения задания к его теоретическому обоснованию.
Предполагаемые виды деятельности учащихся:
работа со словарями, справочной литературой, Интернет-источниками;
участие в экспресс-диагностике, анкетировании;
аналитическая работа с текстом;
написание самостоятельныхработ;
подготовка сообщения на заданную тему;
составление алгоритма, памятки, обобщающей схемы;
сравнительный анализ заданий;
Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:
- И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
- Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
- Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010.– Ростов н/Д: Легион, 2009.
- Е.А.Влодавская. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2007.
- Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, КОТОРЫМИ УЧАЩИЕСЯ ОВЛАДЕЮТ К КОНЦУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Орфоэпия
знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;
уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
что изучает синтаксис и пунктуация;
основные признаки словосочетания и предложения;
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами;
проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
проводить пунктуационный разбор предложения;
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Работа с текстом части С
знать:
нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;
критерии оценивания части С.
уметь:
работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С;
оценивать свою работу по предложенным критериям;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Орфоэпия | 3 | 2 | 1 |
3 | Морфемика | 4 | 2 | 2 |
4 | Лексика | 6 | 5 | 1 |
5 | Морфология | 21 | 17 | 4 |
6 | Орфография | 19 | 15 | 4 |
7 | Синтаксис и пунктуация | 23 | 21 | 2 |
8 | Работа с текстом части С | 22 | 20 | 2 |
9 | Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ | 8 | - | 8 |
Общее количество часов: | 108 часов | 83 часа | 25 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» | ||||
№ п/п (год) | № п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Литература к занятию |
Тема 1. Правила для участников ЕГЭ. Знакомство с правилами заполнения бланков ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ (2 часа) | ||||
1. | 1. | Правила для участников ЕГЭ. Знакомство с правилами заполнения бланков ЕГЭ | Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена | Письмо Рособрнадзора от 09.04.2009 № 01-74/10-01. Формы, описание и правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников единого государственного экзамена. – www1.ege.edu.ru |
2. | 2. | Типология заданий ЕГЭ | Знакомство учащихся со структурой КИМов по русскому языку | Спецификация КИМ ЕГЭ 2010 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2010 года по русскому языку. – www.fipi.ru |
Тема 2. Основные нормы современного литературного произношения. Орфоэпия как наука (3 часа) | ||||
3. | 1. | Орфоэпия как наука (А 1). Орфоэпические нормы. | Повторение порядка орфоэпического разбора слов, обобщение знаний об орфоэпических нормах произношения слов | Е.А. Влодавская Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2007. Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. |
4. | 2. | Основные нормы современного литературного произношения. | ||
5. | 3. | Практикум. Выполнение задания А1. | Тренировочные упражнения по теме «Основные нормы современного литературного произношения». | Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009. Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. |
Тема 3. Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора (4 часа) | ||||
6-7. | 1-2. | Основные способы словообразования частей речи (В 1). Трудные случаи словообразовательного разбора. | Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. |
8-9. | 3-4. | Практикум. Выполнение задания В1. | Тренировочные упражнения по теме «Морфемика и словообразование». | |
Тема 4. Лексика. Лексические нормы современного литературного языка (6 часов) | ||||
10. | 1. | Лексические нормы современного русского языка (А 2, 11, 30). Употребление синонимов и антонимов. | Синонимы – средство наиболее точного выражения мысли. Лексические, стилистические и синтаксические синонимы. Использование синонимов для создания градации. Использование антонимов для создания оксюморона, антитезы. Контекстуальные синонимы и антонимы. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 31-38 |
11. | 2. | Лексические нормы современного русского языка. Употребление стилистически ограниченной лексики. | Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова. Термины и жаргонизмы. | www.gramota.ru |
12. | 3. | Употребление заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов. | Исконно русские слова и заимствованная лексика. Новые слова и устаревшая лексика | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 11-14 |
13. | 4. | Употребление фразеологизмов. | Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 14 |
14. | 5. | Употребление паронимов и омонимов. | Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 31-38 |
15. | 6. | Практическое занятие. Задания А2, А30. | Тренировочные упражнения по теме «Лексические нормы современного литературного языка». | Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. |
Тема 5. Морфология. Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица. Морфологические нормы современного русского языка (21 час) | ||||
16-17. | 1-2. | Морфология (А 3, 10, В 2). Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. | Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 38-39 |
18. | 3. | Употребление имени существительного. | Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. |
19. | 4. | Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. | Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных. Употребление прилагательных сравнительной и превосходной степени. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 11-12 |
20. | 5. | Употребление некоторых форм прилагательных. | Полные и краткие прилагательные. Образование формы творительного падежа имён собственных на –ИН, -ЫН, -ОВ. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 48-50 |
21. | 6. | Имя числительное как часть речи. | Повторить сведения о числительном как части речи. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 50-53 |
22. | 7. | Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста. | Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста. | |
23. | 8. | Правописание наречий. | Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 60-64 |
24. | 9. | Правописание предлогов | Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 31 |
25. | 10. | Употребление предлогов. | Употребление предлога ПО с дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом. | Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010. |
26. | 11. | Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление (А 17). | Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 32 |
27. | 12. | Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи | Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи | |
28. | 13. | Образование форм повелительного наклонения глаголов. | Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 17-20 |
29. | 14. | Образование форм деепричастий. | Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования. | |
30. | 15. | Употребление некоторых форм глаголов, причастий и деепричастий. | Форма 1 лица единственного числа некоторых глаголов. Форма прошедшего времени некоторых глаголов с суффиксом –НУ-. | |
31. | 16. | Образование форм местоимений | Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. | Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 13-15 |
32. | 17. | Употребление местоимений. | Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений. | |
33-36. | 18-21. | Практическое занятие. Задания А2, А30. | Тренировочные упражнения по теме «Морфологические нормы современного литературного языка». | Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. |
Тема 6. Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки (19 часов) | ||||
37. | 1. | Принципы русской орфографии. | Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. |
38. | 2. | Типы орфограмм и принципы проверки. | Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта. | |
39. | 3. | Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов (А 13). | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 28-30 |
40. | 4. | Чередующиеся гласные в корне слова (А 13). | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 – стр. 54-60 |
41-44. | 5-8. | Правописание гласных в приставках (А 14). | Закреплять навыки правописания приставок. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 30-32 |
45. | 9. | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий (А 15). | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова. | |
46. | 10. | Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов (А 16). | Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 55-57 |
47. | 11. | Согласные в корнях, приставках, суффиксах. | Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них. | |
48. | 12. | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях (А 12). | Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 45-54 |
49. | 13. | Употребление ь и ъ. | Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 17-23 |
50. | 14. | Слитное, раздельное, дефисное написание слов (А 18). | Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 105-113 |
51. | 15. | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. | Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 66-67 |
52-55. | 16-19. | Практическое занятие. Задания А12-18. | Тренировочные упражнения по теме «Принципы русской орфографии». | Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. |
Тема 7. Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы современного литературного языка (23 часа) | ||||
56. | 1. | Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы (А 5, 26). | Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009. |
57. | 2. | Словосочетание. Виды синтаксической связи (В 3). | Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании. | |
58. | 3. | Употребление род. падежа при глаголе с отрицанием. | Управление при словах, близких по значению. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 70-74 |
59. | 4. | Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из чисел 2,3,4 и существительного в Р.П. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009. – стр. 5-11 | |
60. | 5. | Простое предложение. Члены предложения (А 8, В 4). | Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 11-17 Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 76-82 |
61. | 6. | Согласование в числе сказуемого с подлежащим. | Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. В родительном падеже. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр. 11-17 |
62. | 7. | Знаки препинания между однородными членами (А 19, 22, В 5). | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 82-83 |
63. | 8. | Согласование в предложениях с однородными членами. | Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами. | |
64. | 9. | Знаки препинания при обособлении определений и приложений (В 5). | Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 139-152 |
65. | 10. | Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными (А 20). | ||
66. | 11. | Другие случаи обособления второстепенных членов (А 4). | Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 139-152 |
67. | 12. | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями (А 21). | Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями) | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 170-177 |
68. | 13. | Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения. | Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – стр. 128-132 |
69. | 14. | Классификация сложных предложений (А 9, В 6). | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 93-96 |
70. | 15. | Ошибки при образовании синонимичных конструкций (А26). | Замена сложноподчинённых предложений с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. Замена сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным простым предложением с деепричастным оборотом. | |
71. | 16. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении (А 19). | Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009. – стр. 77-82. |
72. | 17. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (А 24). | Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009. – стр.71-77 |
73. | 18. | Некоторые ошибки и недочёты в построении СПП. | М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009. – стр. 86 -92 | |
74. | 19. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (А 23). | Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | |
75. | 20. | Сложное предложение с разными видами связи (А 25). | Повторить синтаксический разбор сложного предложения. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 93-96 |
76. | 21. | Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью. | Смешение прямой и косвенной речи. | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 100-102. |
77-78. | 22-23. | Практическое занятие. Задания А4, А5, А26. | Тренировочные упражнения по теме «Синтаксические нормы современного литературного языка». | Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. |
Тема 8. Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения (часть С)(23 часа) | ||||
79. | 1. | Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ. | |
80. | 2. | Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих (А 6, А 29). | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста. | Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2010. Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 102-111 |
81. | 3. | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) (А 7, В 7). | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2010. |
82. | 4. | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей). | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2010. |
83-84. | 5-6. | Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) | Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Н.А Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009. – стр. 122-136 |
85. | 7. | Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза (А 27, В 8). | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | |
86-87. | 8-9. | Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия. | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | |
88. | 10. | Знакомство с критериями оценки части С. | Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12). | Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. - www1.ege.edu.ru |
89. | 11. | Структура сочинения на основе предложенного текста. | Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста. | Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007. |
90. | 12. | Определение темы и проблематики текста. | Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста. Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы. | Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010. |
91. | 13. | Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | |
92. | 14. | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. | Типы комментирования текста: текстуальный, концепционный. Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. | Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007. |
93. | 15. | Осмысление авторской позиции текста. | Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте. | |
94. | 16. | Приёмы логического мышления. Аргумент. | Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли. | Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009. |
95. | 17. | Типы аргументации в изложении собственной позиции. | Познакомить с типами аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы. | Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011. |
96. | 18. | Смысловая цельность текста (А 28). Абзацное членение текста. Логические ошибки | Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками. | |
97. | 19. | Виды речевых ошибок. | Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками. | |
98. | 20. | Виды грамматических ошибок. | Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками. | |
99-100. | 21-22. | Практическое занятие. Выполнение части С. | Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010. | |
Тема 8. Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ (8 часов) | ||||
101-108. | 1-8. | Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ. | Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ | Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». | 2008 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. |
Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». | 2009 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. |
Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». | 2009 | Цыбулько И.П., Гостева Н.Ю. |
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». | 2008 | Меркин Б.Г. , Смирнова Л.Г. |
Русский язык в таблицах. 10-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». | 2009 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. |
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы. – М.: Эксмо. | 2007 | Кудинова О.А., Юнусова Б.С. |
Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения. – М.: Эксмо. | 2007 | Мартьянова И.А. |
ИЗМЕРИТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Название пособия | Вид измерителя | Количество экземпляров |
Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 1. Орфография. – М.: Классик Стиль, 2005. | Учебное издание | 25 |
Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 2. Пунктуация. – М.: Классик Стиль, 2008. | Учебное издание | 25 |
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2011. | КИМ | 20 |
Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен. | КИМ | 47 |
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.,2006.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2002.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,2003.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2006.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1987.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005.
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.
- Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.
- Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 2006.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2006.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 классы. Обучающая программа для школьников (DVD-Box). – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
- CD-ROM for Windows. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
- Фраза. Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. – ЗАО «Новый Диск», 2008.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц |
Видеомагнитофон |
Телевизор |
Аудио-центр |
Мультимедийный компьютер (операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
Сканер |
Принтер лазерный |
Копировальный аппарат |
CD, DVD-проигрыватели |
Мультимедийный проектор |
Средства телекоммуникации (электронная почту, локальная школьная сети, выход в Интернет) |
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике в старших классах – опора на речевой слух учащихся, т.е. сознательное восприятие школьниками звуков и правильное определение их свойств. Необходимо четко разграничить понятия «буква» и «звук». Необходимо подбирать такие упражнения по фонетике, графике и орфоэпии, которые должны выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Эти знания и умения и проверяют типичные задания Единого государственного экзамена по русскому языку, посвященные фонетике, графике и орфоэпии. Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Обращаться к этому материалу целесообразно в начале 10-го класса перед повторением морфемики и лексики, а затем включать фонетический разбор и отдельные наблюдения над устной речью при изучении других разделов русского языка.
Задания по лексике и фразеологии проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития ученика, объем его словарного запаса. Обогащение словарного запаса учащихся – это спланированная целенаправленная работа, включающая два аспекта: введение новых слов, уточнение значений уже известных лексических единиц; изучение функционально-стилевой принадлежности слова и стилистически окрашенной лексики. К сожалению, задания ЕГЭ, требующие определить семантику слова, часто содержат случайные слова, значение которых сложно определить без словаря даже учителю. Работа с лексическим материалом невозможна без использования словарей. Задача учителя – научить школьников пользоваться толковым и другими видами словарей. Поскольку возможности школьной библиотеки не всегда позволяют обращаться к лексикографическим пособиям во время урока, следует порекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий обратиться к электронным версиям словарей русского языка. Можно воспользоваться словарями портала www.gramota.ru или другими электронными ресурсами. Представляется целесообразным использовать в качестве группового или индивидуального домашнего задания лексический разбор слова. При повторении следует обратить внимание на такие трудные для учащихся понятия как контекстуальные синонимы и антонимы, на разграничение многозначности и омонимии.
Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий ученикам. Почему же этот материал так сложен для наших учеников? Можно назвать несколько причин. Словообразование целенаправленно изучается в 5–6-х классах, когда можно дать только самое общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно “прозрачные” и потому наглядные примеры морфемного и словообразовательного анализа слов. Знания учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии, однако вопросы словообразования различных частей речи далеко не всегда в центре внимания учителя. В отсутствие продуманной системы повторения невостребованные знания просто забываются. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внимание? Прежде всего, на морфемный и словообразовательный разбор. Задача учителя – показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, хотя цели их различны. К типичным трудностям морфемного анализа можно отнести различие нулевого окончания и отсутствие окончания, разграничение омонимичных морфем, словоформ, исторических чередований и т.д. Именно на эти трудности стоит обратить внимание в первую очередь.
Задания на морфологию проверяют следующие базовые умения: умение производить морфологический разбор – анализировать, классифицировать слова различных частей речи; умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности. Большинство заданий предполагает работу со словами различных частей речи в пределах предложения. Нужно обратить внимание на следующие темы:
I. Род имен существительных.
II. Формообразование имен существительных и прилагательных.
III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.
IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.
Самыми трудными для выделения в тексте являются служебные части речи, поэтому следует повторить их виды и функции. Нелишним будет составление списков основных разрядов предлогов, союзов и частиц. Обязательно повторите разряды местоимений!
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности, например: из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание); среди предложений … найдите односоставное безличное и т.п. При повторении темы “Типы связи слов в словосочетании” необходимо рассматривать не только простые случаи согласования, управления, примыкания, но и трудные случаи. При повторении темы “Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений” особое внимание стоит обратить на смысловые отношения между главным и придаточным предложением, при этом включать примеры с многозначными союзами (союзными словами). Особое внимание стоит обратить на синтаксические нормы, т.е. на нормы употребления в предложении однородных членов, имен собственных, деепричастных оборотов, форм сказуемого при подлежащем-местоимении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Министерство образования Российской федерации. Письмо от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. - www.musfestival.narod.ru/oformlenie_obrazovatelnyh_programm
- Письмо Рособрнадзора от 09.04.2009 № 01-74/10-01. Формы, описание и правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников единого государственного экзамена. - www.ege.edu.ru
- Методическое письмо. Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. - www.fipi.ru
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». - www.fipi.ru
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2007.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997.
- Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
- Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
- О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
- Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
- Н.А.Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
- Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
- Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
- Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
- Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
- И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
- Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010.
- Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
- Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
- М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Графика». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
- М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
- М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
- Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
- О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
- Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
- Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
- Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
- Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
- Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009.
- И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
- Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010.
- Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
- Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
- А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
АДРЕСА САЙТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ
- портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум) www.math.mioo.ru
- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)
- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам)
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы)
- Министерство образования и науки (нормативные документы)
- Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные документы)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Дата | Содержание работы | Количество воспитанников | Место проведения |
1. | 16.10.10 | Родительское собрание «Подготовка к ЕГЭ. Как противостоять стрессу». Цели:
| родители 24 человека | МОУ лицей кабинет № 26 |
2. | 18.02.11 | Консультация с психологом МОУ лицей Колесниковой Ю.В. «Подготовка к ЕГЭ: рекомендации психолога» | 24 человека | МОУ лицей кабинет № 2о |
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2009-2010 ГОДОВ
Принципы структурирования экзаменационной работы, её содержательная основа, отбор типов заданий определяются современными подходами к преподаванию русского языка в школе – ориентированностью школьного курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков, общей нацеленностью школьного курса русского языка на речевое развитие учащихся.
Все основные характеристики экзаменационной работы 2009 года сохраняются в 2010 году.
Регламентируют разработку КИМ ЕГЭ 2010 года по русскому языку следующие документы:
- кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по русскому языку;
- спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку;
- демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по русскому языку.
Указанные документы согласованы с научно-методическим советом по русскому языку и размещены на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку (в 2009 и 2010 годах) состоит из трёх частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяют оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Часть 1 (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1–А30). Эти задания проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне и предназначались преимущественно для аттестации выпускников за курс средней (полной) школы.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют:
- лингвистическую подготовку экзаменуемых;
- владение важнейшими нормами русского литературного языка;
- практические коммуникативные умения (чтение).
Часть 2 (В) состоит из 8-ми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по родному языку на высоком уровне сложности.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.
Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивается одним баллом. Исключение составляет задание В8. Максимальный балл за выполнение этого задания – 2 балла.
Часть 3 (С) включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, позицию автора;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Для оценки выполнения задания третьей части работы, контролирующего в ЕГЭ коммуникативную компетентность выпускников, разработана система оценивания, включающая 12 критериев. Одни критерии предусматривают оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1, другие – от 0 до 2; один критерий – 3 баллами: таким максимальным баллом поощряется работа, где экзаменуемый приводит в подтверждение собственного мнения не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.
Максимальное количество первичных баллов за третью часть работы составляет 21 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 60 баллов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРАХ КИМ-2011
ПО СРАВНЕНИЮ С КИМ-2010 ГОД
Все основные характеристики работы в целом сохраняются.
Изменён формат задания А29.
Внесены изменения в систему оценивания отдельных заданий: максимальный балл за орфографическую и пунктуационную грамотность при выполнении части С (сочинение-рассуждение) увеличился до 3-х баллов;
Максимальный балл за выполнение задания В8 – до 4-х баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличился с 60 до 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""
Программа элективного курса по русскому языку предназначена для 10-11 классов и ориентирована на развитие речевой ко...
Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Обеспечивает эффективную подготовку к ЕГЭ...
Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Вниманию учащихся предлагается теоретический материал по конкретным заданиям ЕГЭ и пошаговые действия при самостоятельной подготовке. Прилагаются слайды, иллюстрирующие трудные случаи орфографии и пун...
Индивидуальный образовательный маршрутный лист по подготовке к ОГЭ по русскому языку ученика (цы) 9 класса
Индивидуальный образовательный маршрутный лист по подготовке к ОГЭ по русскому языку ученика (цы) 9 класса...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...
Задания 19,20 ЕГЭ: теория и практика. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Материал содержит теоретические сведения для подготовки обучающихся к заданиям 19 и 20 ЕГЭ по русскому языку: знаки препинания в сложноподчиненном предложении, знаки препинания с сложном предложении с...
- Мне нравится (1)