Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинений разных жанров».
34 часа.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена для профильной подготовки как гуманитарного, так и физико-математического, базисного направления. Программа курса разработана в соответствии с концепцией профильного обучения, нацелена на индивидуализацию обучения.
Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.
Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.
Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.
Цель программы – повторить, обобщить и углубить знания по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развить навыки самоорганизации и совершенствования. Готовить к осознанному выбору профессии.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование навыка анализа текстов разных стилей и жанров;
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- развитие творческих способностей ученика;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
- формирование навыков исследовательской работы.
Исходя из задач преподавания курса «Теория и практика сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков:
- углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;
- составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
-написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;
производить анализ текста.
Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.
Элективный курс состоит из 8 частей и рассчитан на 34 часа, предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_teoriya_i_praktika_sochineniy_raznyh_zhanrov.doc | 64.5 КБ |
el.kurs_teoriya_i_praktika_sochineniy_raznyh_zhanrov.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
Петухово
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинений разных жанров».
34 часа.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена для профильной подготовки как гуманитарного, так и физико-математического, базисного направления. Программа курса разработана в соответствии с концепцией профильного обучения, нацелена на индивидуализацию обучения.
Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.
Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.
Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.
Цель программы – повторить, обобщить и углубить знания по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развить навыки самоорганизации и совершенствования. Готовить к осознанному выбору профессии.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование навыка анализа текстов разных стилей и жанров;
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- развитие творческих способностей ученика;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
- формирование навыков исследовательской работы.
Исходя из задач преподавания курса «Теория и практика сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков:
- углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;
- составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
-написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;
производить анализ текста.
Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.
Элективный курс состоит из 8 частей и рассчитан на 34 часа, предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.
Учебно-тематический план.
№ | Название | Всего Часов | Лек ции | Прак тика | Форма проведения. | Образов. продукт |
1 | Тема и основная мысль сочинения | 3 | 1 | 2 | Лекция, исследование | Темы сочинений |
2 | Собирание и система-тизация материала | 9 | 4 | 5 | Лекция Практикум | Оформление плана, тезисов |
3 | Совершенст-вование Написанного | 2 | 1 | 1 | Работа в Группах | Составление аннотаций. |
4 | Отзыв и Рецензия | 8 | 2 | 6 | Самостоят. Работа в группах | Алгоритм, анализ учен. отзывов. |
5 | Описание | 2 | 1 | 1 | Практикум | Сочинение о родном крае |
6 | Очерк | 2 | 1 | 1 | Практикум | Написание Очерка |
7 | Рассуждение | 4 | 1 | 3 | Самостоят. работа в группах | Алгоритм работы над рассуждением |
8 | Рассказ | 4 | 1 | 3 | Исследо- вание, зачет | Алгоритм. Конкурс. Портфолио. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.
Основная цель курса – научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Умение убедительно, ярко говорить и писать необходимо всем. Уметь определять тему и основную мысль текста, находить языковые средства, с помощью которых автор раскрывает основную мысль.
Тема 2. Сочинение на основе летних впечатлений учащихся.
Сознательный выбор темы сочинения или «нахождение» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня.
Тема 3. Школьный бюллетень.
Анализ образца редакторской правки, ученического сочинения, отбор сочинений для бюллетеня (или стенда).
Тема 4. Тезисы и конспект, их отличие от плана.
Знакомство с тезисами и конспектами, раскрытие особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения.
Тема 5. Доклад.
Особенности доклада как одного из видов устного монологического высказывания.
Тема 6. Цитирование.
Цитирование как особая форма передачи чужой речи, умение грамотно в пунктуационном отношении формировать цитату.
Тема 7. Сочинение на литературную тему.
Отбор материала из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизация собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания.
Тема 8. Записные книжки писателя.
Записные книжки, дневники в значении предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ.
Тема 9-10. Репортаж.
Заметка, особенности репортажа как газетного жанра.
Тема 11. Интервью.
Интервью – газетный жанр, изложение материала в форме беседы.
Тема 12. Сочинение на свободную тему.
Выражение своих мыслей по самостоятельно избранной теме высказывания.
Тема 13. Совершенствование написанного.
Работа писателей над совершенствованием произведений, приемы редактирования и техника правки рукописи.
Тема 14. Библиография. Аннотация.
Элементы справочного аппарата книги – ее выходные данные и аннотация. Аннотация на книгу.
Тема 15-22. Отзыв как разновидность ученического сочинения.
Повторение и закрепление полученных ранее сведений об отзыве как виде ученического сочинения. Отзыв – заметка в ученическую стенгазету. Закрепление понятия об особенностях отзыва, написание самостоятельного отзыва с элементами рецензии.
Тема 23-24. Путевые заметки.
Понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, особенности и структура.
Тема 25-26. Портретный очерк.
Газетные жанры, особенности портретного очерка.
Тема 27. Сравнительная характеристика.
Особенности сочинений типа сравнительной характеристики.
Тема 28-29. Рассуждения проблемного характера.
Особенности сочинений-рассуждений, рассуждения на проблемную тему.
Тема 30. Статья в газету.
Написание статьи в газету.
Тема 31. Рассказ с необычным построение.
Построение рассказа.
Тема 32. Юмористический рассказ.
Особенности юмористического рассказа.
Тема 33. Фельетон. Устный рассказ.
Особенности фельетона как сатирического жанра. Особенности устного рассказа. Создание самостоятельного устного рассказа и исполнение.
Тема 34. Итоговое занятие.
Презентация собранного и наработанного материала.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.
2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.
4. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1.
5. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.: «Просвещение», 1982г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
Петухово
Автор программы:
Гусельникова Л.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средней общеобразовательная школы №1»
Рецензенты:
Сечина Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средней общеобразовательная школы №1»
.
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинений разных жанров».
34 часа.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена для профильной подготовки как гуманитарного, так и физико-математического, базисного направления. Программа курса разработана в соответствии с концепцией профильного обучения, нацелена на индивидуализацию обучения.
Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.
Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.
Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.
Цель программы – повторить, обобщить и углубить знания по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развить навыки самоорганизации и совершенствования. Готовить к осознанному выбору профессии.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование навыка анализа текстов разных стилей и жанров;
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- развитие творческих способностей ученика;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;
- формирование навыков исследовательской работы.
Исходя из задач преподавания курса «Теория и практика сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков:
- углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;
- составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
-написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;
производить анализ текста.
Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.
Элективный курс состоит из 8 частей и рассчитан на 34 часа, предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.
Учебно-тематический план.
№ | Название | Всего Часов | Лек ции | Прак тика | Форма проведения. | Образов. продукт |
1 | Тема и основная мысль сочинения | 3 | 1 | 2 | Лекция, исследование | Темы сочинений |
2 | Собирание и система-тизация материала | 9 | 4 | 5 | Лекция Практикум | Оформление плана, тезисов |
3 | Совершенст-вование Написанного | 2 | 1 | 1 | Работа в Группах | Составление аннотаций. |
4 | Отзыв и Рецензия | 8 | 2 | 6 | Самостоят. Работа в группах | Алгоритм, анализ учен. отзывов. |
5 | Описание | 2 | 1 | 1 | Практикум | Сочинение о родном крае |
6 | Очерк | 2 | 1 | 1 | Практикум | Написание Очерка |
7 | Рассуждение | 4 | 1 | 3 | Самостоят. работа в группах | Алгоритм работы над рассуждением |
8 | Рассказ | 4 | 1 | 3 | Исследо- вание, зачет | Алгоритм. Конкурс. Портфолио. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.
Основная цель курса – научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Умение убедительно, ярко говорить и писать необходимо всем. Уметь определять тему и основную мысль текста, находить языковые средства, с помощью которых автор раскрывает основную мысль.
Тема 2. Сочинение на основе летних впечатлений учащихся.
Сознательный выбор темы сочинения или «нахождение» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня.
Тема 3. Школьный бюллетень.
Анализ образца редакторской правки, ученического сочинения, отбор сочинений для бюллетеня (или стенда).
Тема 4. Тезисы и конспект, их отличие от плана.
Знакомство с тезисами и конспектами, раскрытие особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения.
Тема 5. Доклад.
Особенности доклада как одного из видов устного монологического высказывания.
Тема 6. Цитирование.
Цитирование как особая форма передачи чужой речи, умение грамотно в пунктуационном отношении формировать цитату.
Тема 7. Сочинение на литературную тему.
Отбор материала из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизация собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания.
Тема 8. Записные книжки писателя.
Записные книжки, дневники в значении предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ.
Тема 9-10. Репортаж.
Заметка, особенности репортажа как газетного жанра.
Тема 11. Интервью.
Интервью – газетный жанр, изложение материала в форме беседы.
Тема 12. Сочинение на свободную тему.
Выражение своих мыслей по самостоятельно избранной теме высказывания.
Тема 13. Совершенствование написанного.
Работа писателей над совершенствованием произведений, приемы редактирования и техника правки рукописи.
Тема 14. Библиография. Аннотация.
Элементы справочного аппарата книги – ее выходные данные и аннотация. Аннотация на книгу.
Тема 15-22. Отзыв как разновидность ученического сочинения.
Повторение и закрепление полученных ранее сведений об отзыве как виде ученического сочинения. Отзыв – заметка в ученическую стенгазету. Закрепление понятия об особенностях отзыва, написание самостоятельного отзыва с элементами рецензии.
Тема 23-24. Путевые заметки.
Понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, особенности и структура.
Тема 25-26. Портретный очерк.
Газетные жанры, особенности портретного очерка.
Тема 27. Сравнительная характеристика.
Особенности сочинений типа сравнительной характеристики.
Тема 28-29. Рассуждения проблемного характера.
Особенности сочинений-рассуждений, рассуждения на проблемную тему.
Тема 30. Статья в газету.
Написание статьи в газету.
Тема 31. Рассказ с необычным построение.
Построение рассказа.
Тема 32. Юмористический рассказ.
Особенности юмористического рассказа.
Тема 33. Фельетон. Устный рассказ.
Особенности фельетона как сатирического жанра. Особенности устного рассказа. Создание самостоятельного устного рассказа и исполнение.
Тема 34. Итоговое занятие.
Презентация собранного и наработанного материала.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.
2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.
4. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1.
5. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.: «Просвещение», 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
Элективный курс для учащихся 9 классов...
Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Теория и практика сочинений разных жанров
Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...
Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-...