Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сенкевич Варвара Валидовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Образовательные:

·         научиться отличать омонимы от многозначных слов;  

·         развивать умение пользоваться толковыми словарями.

Развивающие:

·         развивать умение строить связное логичное высказывание;

·         развивать самостоятельность учащихся при выполнении различных заданий.

Воспитательные:

·         воспитывать эстетическое отношение к слову, родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_omonimy.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • научиться отличать омонимы от многозначных слов;  
  • развивать умение пользоваться толковыми словарями.

Развивающие:

  • развивать умение строить связное логичное высказывание;
  • развивать самостоятельность учащихся при выполнении различных заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к слову, родному языку.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Орг. момент

Самоопределение к

деятельности.

- Доброе утро, дети. Улыбнитесь соседу по парте, учителю.

- Мы начинаем наш урок.

 -Откройте тетради, запишите число, вид работы.

Улыбаются друг другу, проверяют готовность к уроку, делают запись в тетрадях.

Самоопределение. (Л)

2. Актуализация знаний учащихся.

- Прочитайте стихотворение на доске.

- Какие два разных предмета обозначают слова (ключ, ключом)?

- Одинаково ли звучат и пишутся эти слова?

- Какой частью речи они являются?

Читают стихотворение, размышляют, отвечают на вопросы.

Поиск и выделение необходимой информации. (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. (П)

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? О каких словах? Как они называются?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Какие цели стоят сегодня перед нами?

- Что поможет нам достичь их?

Анализируют новую информацию. Формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цели урока.

Предлагают пути достижения цели.

Записывают тему урока.

Анализ. (Л)

Целеполагание. (Р)

Планирование. (Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

4.Организация учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

- Запишем определение понятия омонимы.

- Как нам узнать значение этих слов?

- Как в словаре обозначаются омонимы?

- В конце учебника есть словарь, найдите омонимы и назовите их.

Записывают определение. Учащиеся учатся находить необходимую информацию в учебнике.

Называют омонимы, дают лексическое значение найденным словам.

Поиск и выделение необходимой информации. (П)

5. Первичное закрепление.

Послушайте стихотворение «Любопытный суслик» Я. Козловского.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-Где вы были?
-У Лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!

-Что особенного в этом стихотворении?

Послушайте еще одно стихотворение:

«Храбрая мушка» А. Шибаева
Села
Мушка
На ружьё-
Не спугнуть
Ничем
Её!
Дали выстрел.
Дали сто!
Всё сидит,
И -хоть бы что...

- О чем это стихотворение?

- Как нам узнать, что имеется ввиду, если слова одинаковы по звучанию и написанию?

Слушают стихотворение.

Анализируют полученную информацию, отвечают на вопросы, размышляют, доказывают свою точку зрения.

Находят омонимы, объясняют их значение.

Отвечают на поставленный вопрос.

Установление причинно-следственных связей. (Л)

Доказательство. (Л)

6. Физминутка

- Все встаньте, время для физминутки с ускорением.

«Мы пойдем налево, мы пойдем направо.

Два раза повернемся, потянемся, проснемся…»

Встают возле парт, выполняют комплекс упражнений с постепенным ускорением.

7. Выявление места и причины затруднения.

Закрепление знаний.

- Найдите в словаре в конце учебника группу омонимов и составьте с ними предложения.

- От каких слов следует отличать омонимы?

- Наверняка вам встречалось много омонимов, вспомните их и запишите. В скобках укажите лексическое значение слов.

Например, коса (прическа)- коса (инструмент).

Тот, кто напишет большее количество омонимов получит дополнительный балл к оценке за сегодняшний урок.

Учащиеся выполняют самостоятельный поиск информации в учебнике.

Записывают в тетрадь омонимы, которые встречались в личном опыте.

Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. (Л)

Поиск и выделение необходимой информации. (П)

Структурирование знаний. (П)

8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- Откройте учебники на стр. 160 упр. 355.

- Ваша задача выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было понятно, что они обозначают.

- Поменяйтесь тетрадями, проверим, как вы справились с заданием.

- Найдите в словаре значение омонимов и составьте с ними предложения:

- Рысь, тираж.

- Прочитайте получившиеся предложения.

Читают задание к упражнению, выполняют его самостоятельно.

Обмениваются тетрадями проверяют правильность выполнения задания соседом по парте, закрепляют собственные представления об омонимах.

Находят в конце учебника значение слов, составляют предложения и записывают в тетрадь.

Несколько учеников озвучивают составленные предложения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. (К)

Контроль. (Р)

Коррекция (Р)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. (П)

9. Рефлексия

- Закончите предложение:

- Сегодня я узнал, что ..

- На уроке, мне показалось легким …

- Во время урока мне было сложно …

Учащиеся заканчивают предложение, оценивают полученные знания.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

10. Домашнее задание

-Запишите домашнее задание.

1. стр. 160 упр. 353.

Вы можете воспользоваться словарем в конце учебника.

Учащиеся записывают домашнее задание.

11. Подведение итогов

Итоги урока (выставление и комментирование отметок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...