Презентация "Наречие как часть речи" 11 класс
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Арсеньева Наталья Сергеевна

Повторение в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narechie_kak_chast_rechi.ppt524.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наречие как часть речи

Слайд 2

Наречием называется знаменательная часть речи, обозначающая признаки действий (говорить громко, жить радостно), признаки состояний (удивительно лёгкий), признаки других признаков (слишком медленно, крайне неприятно), признаки предметов – очень редко- ( брови вразлёт, дверь настежь) . Наречия относятся чаще всего к глаголам, реже к прилагательным, другим наречиям и существительным и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? почему? зачем? при каком условии?

Слайд 3

В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства , а также (значительно реже) сказуемого и определения . И все почему-то вздохнули (А.П.Чехов). Решение императора было кстати (А.Крундышев). В комнате налево разговаривали Анна и Вронский (Л.Н.Толстой)

Слайд 4

Грамматические признаки наречия Наречие – неизменяемая часть речи. Они не склоняются, не спрягаются, не имеют показателей рода и числа, поэтому не имеют окончаний . Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения и формы объективной оценки : выполнить быстро – быстрее, быстренько выглядеть красиво – красивее, красивенько

Слайд 5

Наречие - Это производная часть речи, т.е. подавляющее большинство наречий образовано от других знаменательных частей речи: от прилагательных в краткой или полной форме – набело, впустую, излишне, сгоряча; от местоимений – по-нашему, по-свойски, по-иному, вничью; от числительных – трижды, вчетверо, во-вторых; от существительных – вечером, дома, шагом, сбоку; от глаголов – шутя, молчком, почти, украдкой, вперевалку.

Слайд 6

Разряды наречий В зависимости от выполняемой функции наречия делятся на знаменательные и местоимённые . Знаменательные наречия называют конкретные признаки: выглядеть хорошо, абсолютно не понимать, расположиться слева, излишне серьёзный, пальто нараспашку, глаза навыкате.

Слайд 7

Разряды наречий (продолжение) Местоимённые наречия лишь указывают на те или иные признаки, не называя их. Они могут быть: Указательными – там, тут, здесь, туда, сюда; определительными - везде, всюду, всегда, по-другому; вопросительными - где, куда, когда, зачем; неопределёнными - где-то, кое-как, когда-нибудь; отрицательными - нигде, некогда, никак, никуда.

Слайд 8

Разряды наречий (продолжение) В зависимости от лексического значения наречия делятся на определительные и обстоятельственные . Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны качества - горько, весело, грустно, быстро; количества – много, мало, чуть-чуть, вдоволь, чересчур, вдвойне; образа и способа действия - вприпрыжку, мимоходом, исподволь, исподтишка, исподлобья, пешком, шагом.

Слайд 9

Разряды наречий (продолжение) Обстоятельственные наречия называют место и время совершения действия – рядом, близко, здесь, вчера, завтра, сейчас, зимой; причину - сгоряча, неспроста, сослепу, сдуру, почему-то; цель - назло, напоказ, нарочно, зачем.

Слайд 10

Степени сравнения наречий Определительные наречия, характеризующие действие или признак со стороны качества (образованные от качественных прилагательных при помощи суффиксов –о, -е ), образуют степени сравнения. Сравнительная Превосходная Простая Суффиксы -ее, -ей, -е , -ше скоро – скор ее , чётко – чётч е , далеко - даль ше Не характерна для современного русск. яз. и образуется от малого количества наречий при помощи суффиксов –айше, -ейше: ниж айше, покорн ейше , строж айше Сложная Словами более/менее: более скоро , менее чётко , более далеко Более употребительна. Словами всего/всех, наиболее/наименее: сильнее всего, наиболее сильно

Слайд 11

Как различить сравнительную степень наречий и прилагательных Наречия в предложении зависят от глаголов и выполняют функцию обстоятельства образа действия . Прилагательные относятся к существительному и являются составным именным сказуемым двусоставного предложения или определением. Её лицо ярче и красивее от улыбки – лицо (каково?) (есть) ярче и красивее – это сказуемое. Значит, в данном примере прилагательное. Сегодня она выглядела ярче и красивее - выглядела (как?) ярче и красивее – это обстоятельство. Значит, данные слова являются наречием.

Слайд 12

Слова категории состояния – предикативные наречия Предикативные наречия - это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы и окружающей среды - светло, темно, шумно, холодно, ветрено ; физическое и психическое состояние человека – стыдно, обидно, страшно, жаль, весело; оценку состояния или действия - хорошо, плохо, грех, позор; возможность, необходимость, долженствование действия – можно, нужно, надо, нельзя, должно. Слова категории состояния, часто в сочетании с инфинитивом, являются главным членом безличных односоставных предложений: В лесу безлюдно и пустынно .

Слайд 13

Переход наречия в другие части речи Наречия могут переходить в другие части речи. Значение признака действия или обстоятельства в наречии может оказаться ослабленным, в результате чего наречие превращается в одну из служебных частей речи – предлоги (мимо, около, вблизи, возле вокруг, после и др.); союзы (как, когда, пока, точно и др.); частицы (просто, уже, ещё, точно и др.). Он подошёл и встал около (наречие). Он подошёл и остановился около скамейки (предлог). Когда же наступят ясные дни? (наречие) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт (союз). Всё делалось очень просто (наречие). Ты просто прелесть! (частица)

Слайд 14

Переход наречия в другие части речи В отличие от наречий, производные наречные предлоги не употребляются в качестве самостоятельных членов предложения, а остаются формой косвенного падежа сущ-го: пройти мимо – пройти мимо дома, погулять вокруг – погулять вокруг парка, встретиться после – встретиться после обеда. Наречия, связывающие части сложного предложения, ослабляют своё лексическое значение и подчёркивают синтаксическую функцию соединяющего слова, превращаясь в подчинительные союзы. Михаил Иванович, когда бывают ваши именины? (наречие) И юность мудрой бы слыла, когда бы разум не отказывал при выборе добра и зла.

Слайд 15

Переход наречия в другие части речи Некоторые наречия могут употребляться как частицы, вносящие разные смысловые оттенки в предложение. Он ещё женат– Ты ещё поговори мне! На берег большими шагами он смело и прямо идёт – Надоел он мне, прямо сил нет! Иногда наречия, субстантируясь (т.е. приобретая предметное значение), употребляются в роли имени сущ-го. Завтра застало нас в дороге. Неисследима глубина женского сердца даже и до сегодня . В таких случаях они являются подлежащим, или дополнением, или обстоятельством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

"Мировой океан и его части" 6 класс

Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.

Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...

разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс

Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.

План- конспект урока с использованием ЭОР  "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....