"Мировой океан и его части" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_geografii_v_6_klasse.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по географии в 6 классе
Игонина Надежда Анатольевна
учитель географии МОУ СОШ №2
г. Красный Кут Саратовская область
Тема урока «Мировой океан и его части».
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Образовательные: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом, ПК, интерактивной доской. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, мобильный компьютерный класс, проектор, интерактивное наглядное пособие по географии «Карта океанов», презентация учащихся «Океаны планеты Земля»; жетоны –красные, синие и желтые (по 20 шт)
Структура урока.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Оценивание знаний учащихся.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
(Слайд 1. Иллюстрация океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, оценочная карта на урок.
II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.
- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.
1. Индивидуальная работа на ПК. Задание «Мозаика».(2 учащихся собирают картинку на ПК и отвечают на поставленный вопрос: а)Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?(гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу). б)Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная?(С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются)
2. Групповая работа:
1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»
2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.( ученики получают бланк с тестовыми заданиями)
А)Работа со схемой «Состав гидросферы»
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)
Гидросфера
Океаны Моря Заливы Проливы |
-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)
Б)Тест “Гидросфера”.
1. Водная оболочка Земли:
- Атмосфера.
- Литосфера.
- Гидросфера.
- Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
- Воды Мирового океана.
- Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
- Круговороту воды в природе.
- Выветриванию.
- Океаническим течениям.
- Приливным явлениям.
- Землетрясениям.
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
- Только в жидком.
- В жидком и твёрдом.
5. К водам суши относятся:
- Реки, озёра.
- Реки, озёра, моря, ледники.
- Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
- Только в жидком состоянии.
- В жидком, твёрдом состоянии.
- В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
- Ветер.
- Мировой океан.
- Осадки.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на интер. Доску. Слайд 2).
Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан
Критерии оценок: 7 правильных ответов – «5»;
5 - 6 – «4»;
4 - «3»;
менее 4 – «2».
3. Проверка выполнения задания «Мозаика»
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
- Изучение нового материала.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? (Слайды №3 -12).Фоном звучит шум моря
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? («Мировой океан и его части») (Слайд №14)
- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:
«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».
Жюль Верн (Слайд 15)
- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан? (Его нет)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. (Слайд 16)
(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)
-Найдите в учебнике на стр.132 определение Мирового океана (дети читают определение).
- Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 17)
-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).
- Океаны – самые крупные части Мирового океана.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Океан»).
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. Слайд 18 (Учитель по карте показывает границы океанов.)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира (Слайд 18).
- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст и таблицу 6 в учебнике(с.132) составьте описание океанов по плану (Слайд 19). (План проецируется на интер. доску и лежит на каждой парте)
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.
План | Тихий океан | … |
1. Какое место занимает по площади? | Первое |
2. С какими другими океанами связан? | с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым |
3. Какие материки омывает? | Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку |
4. Какова максимальная глубина? | 11022 м |
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием Слайда 20, настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)
Пункт плана | Атлантический океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан |
1 | второе | третье | четвертое |
2 | с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым | с Тихим и Атлантическим | с Тихим и Атлантическим |
3 | Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду | Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку | Северную Америку, Евразию |
4 | 8742 м | 7729 м | 5527 м |
-Молодцы, ребята!
- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут Дорошок Алина и Никушина Ангелина. Давайте их послушаем. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы). Презентация 1
- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты - стр. 10-11.(Один ученик работает на интер. доске: распределяет названия океанов по их местоположению).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Моря.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 21)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр.133 определение моря. (дети читают определение).
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.)(Слайд 22)
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Море»).
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.
- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы. (Слайд 22)
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- Найдите их на карте атласа с.18-19. Попробуйте определить в чем их отличие (разное местоположение)
- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово (Слайд 23)– его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).
На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое).
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море. (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия морей).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук;
Физминутка для глаз. Презентация 2
Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 24)
Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)
- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.
- Найдите в учебнике на стр.134 определение залива (дети читают определение).
(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана)
-Запишите в тетрадь определения залива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Залив»).
- Сейчас найдите на карте атласа с.18-19 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.)(Слайд 25)
- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).
-Найдите еще 2 залива. Частью какого океана они являются.
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: заливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия заливов)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 26)
Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.134 определение пролива(дети читают определение).
(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)
-Запишите в тетрадь определения пролива.
- Давайте дополним нашу таблицу на доске. (Один ребенок выходит к доске и подписывает под понятием «Мировой океан» слово «Пролив»).
(Слайд 27)
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.
-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.
-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют)
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: проливы (Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия проливов.)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана?( сушу) - Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.
- Закрепление
1. Задание «Номенклатура». Работа в парах на ПК.
-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
На мониторах ПК вам представлена карта мира. Нажмите кнопку старт, отвечайте на вопрос и курсором указывайте на карте необходимый географический объект. По окончанию работы вам автоматически выставляется оценка.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
V. Оценивание знаний учащихся.
- Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку: Слайд 28
Критерии оценок за урок: 85-95 баллов – «5»
65-84 баллов – «4»
45-64 баллов – «3»
менее 45 баллов – «2»
-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
VI. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- На ваших партах находятся кружки разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите флажок, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)
VII. Домашнее задание:
Слайд 29
1.Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся)
2. Задание на выбор: а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока».
б)Подготовить проект «Разноцветные моря».
Приложение 1
Оценочный лист_________________________к уроку географии по теме
«Мировой океан и его части.»
Вид деятельности | Устный ответ | Тест | Групповая работа | Работа в контурной карте | Работа на интерактивной доске | Работа по картам атласа | Номенклатура (ПК) | Количество баллов за этап |
Этап урока |
Проверка домашнего задания |
«Океаны» |
«Моря» |
«Заливы» |
«Проливы» |
Закрепление |
Общая сумма баллов:
Оценка:
Приложение 2
План характеристики океана | Атлантический океан |
1. Какое место занимает по площади? |
2. С какими другими океанами связан? |
3. Какие материки омывает? |
4. Какова максимальная глубина? |
План характеристики океана | Индийский океан |
1. Какое место занимает по площади? |
2. С какими другими океанами связан? |
3. Какие материки омывает? |
4. Какова максимальная глубина? |
План характеристики океана | Северный Ледовитый океан |
1. Какое место занимает по площади? |
2. С какими другими океанами связан? |
3. Какие материки омывает? |
4. Какова максимальная глубина? |
Гидросфера
Ледники
1,8%
Мировой океан
96,5%
Подземные воды
1,7%
Реки, озера,
Болота
0,01%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....
Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...
ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"
План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....
Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"
Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....
" Мировой океан и его части.Суша в океане"
Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....
Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....
Технические открытия и выход к мировому океану. Новая история 7 класс
Презентация к уроку истории 7 класс. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учебник для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред...