Технологическая карта урока в 5 классе "Буквы И и Ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока в 5 классе "Буквы И и Ы после Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uchitel_goda.docx | 81.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского»
Технологическая карта
урока русского языка
по теме «Буквы Ы-И после Ц»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского
Локотош Ксения Владимировна
Георгиевский район 2016г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет русский язык класс 5
Тема урока | Место урока по теме | ||
Буквы и-ы после ц | Один из уроков по теме «Морфемика», 1 урок по теме | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Открытие новых знаний | Формы: индивидуальная, групповая, самостоятельная. Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа, работа у доски | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием Ы –И после Ц | Предметные: 1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц. 2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные. 1. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.
2. Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. КоммуникативныеУУД: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные : 1. Формировать адекватную самооценку 2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни 3. Прививать интерес к познавательной деятельности | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц» Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц | Опознавать орфограмму в тексте Составлять алгоритм и пользоваться им Применять изученную орфограмму для решения практических задач | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные | Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход | Доска, компьютер, бланки ответов для заданий. |
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап:Организационный | |||||
Мотивация к учебной деятельности | -Поднимай ручки класс-это раз! -Повернулась голова влево, вправо-это два! -Ручки вниз, вперед смотри-это три! -Ручки в стороны, пошире развернули на четыре! -Шесть, семь, восемь-плохое настроение отбросим! -Спинки выровняли, улыбнулись! -Здравствуйте, ребята! | Настраиваются на урок | Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Включение в учебный процесс | |
II этап: Актуализация знаний | |||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | - Внимание на доску! Я приготовила для вас кроссворд, надеюсь, он будет не сильно сложным. Сейчас я загадаю вам загадки, ответы мы будем вносить в наш кроссворд. Молодцы, ребята! Все разгадали! А теперь посмотрите на слова из кроссворда. -Давайте вместе их прочитаем. -Что объединяет слова? -Какой звук мы слышим после звука Ц? -Давайте посмотрим на этот звук и вспомним, что мы о нем знаем. (согласный, твердый, глухой, непарный). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. -Давайте вернемся к нашим словам и сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке(почему в одном случае пишется И, а в другом Ы).Давайте искать решение этой проблемы. -Сможете ли вы сформулировать тему урока?
| Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС Примерные ответы: - Во всех словах есть буква Ц. - Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц» | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная беседа | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока |
III этап: Постановка целей и задач | |||||
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности | - Что нужно сделать, чтобы написать грамотно эти слова? Используйте слова: -Я узнаю… - Я смогу… -Я научусь.. -Я смогу применить… -Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать? | Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Примерные ответы: -Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. -Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц - Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц - Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5» - С изучения орфограммы, поможет учебник. | Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная | Беседа | Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность |
IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания) | |||||
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию | Организует работу по открытию нового знания:, предлагается систематизировать материал учебника в виде схемы, вторая группа делает алгоритм | Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания | Учебно-познавательная, коммуникативная | Исследование | Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать. |
V этап: Первичное закрепление | |||||
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения | Организует работу по первичному закреплению нового знания
Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду вызывать к доске по одному человеку, вы будете записывать слова и объяснять, почему вы написали ту или иную букву. Ну что, начнем? Ц…рк, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, девиц…, операц…я, голубц…, певц…, ц…пленок. | Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме | Учебно-познавательная, коммуникативная | Индивидуальная работа | Умение действовать по алгоритму |
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | |||||
Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу) | Организует выполнение задания по алгоритму Задание на листах. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните свой выбор. Морские границ…, сестриц…н платок, ц…ган, новый ц…ркуль, певчие птиц…, мотоц…кл, полезная лекц…я. | Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. | Учебно-познавательная | Выполнение, самооценка | Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность |
VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний | |||||
Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого; | -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ы или И?» Разделитесь на четыре группы, на столах у вас лежит отдельный лист. Задание такое: 1 группа выпишет слова с буквой И после Ц в корне, 2 группа- Слова с сочетаниями на ЦИЯ, 3 группа – слова с буквой Ы после Ц в окончаниях и суффиксах слов, 4 группа выпишет слова-исключения. После того, как вы выпишите все слова, один человек из вашей команды объяснит, почему же вы выбрали эти слова. Ц…рковой, ц…тата,на ц…почки, декорац…я, операц…я, ц…ц, традиц…я, секц…я, ц…ганский, у ящериц…, с улиц…, ц…ркуль, мультипликац…я, сестриц…н, панц…рь, молодц…, ц…фра, ц…нга Физкультминутка. Ребятки, давайте с вами немного отдохнем и выполним физкультминутку. Я буду называть слова, а вы если пишется И после Ц- хлопать в ладоши, Ы после Ц-подпрыгивать. ОВЦЫ, АКАЦИЯ,ЦЫПЛЯТА,ЦИРКУЛЬ,СЕКЦИЯ,ЦЫГАН,МОТОЦИКЛ,ЦИРК,У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ, Отдохнули? Значит, продолжаем! . Ребятки! Соединитесь опять в группы. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Поэт». Вам дан текст, но некоторые слова в нем отсутствуют. Вам нужно придумать и дописать в этот текст такие слова, которые будут соответствовать изученному правилу. 1 группа дописывает слова в 1 и 2 предложениях, 2 группа в 3 и 4 предложениях, 3 группа- в 5 и 6 предложениях, 4 группа в 7 и 8 предложениях. Потом мы соединим работы всех групп и посмотрим, что у нас получилось. ЦЫПЛЕНОК В ЦИРКЕ ВЫСТУПАЛ, ИГРАЛ ОН НА ГИТАРАХ. НА МОТОЦИКЛЕ РАЗЪЕЗЖАЛ И ЦИФР ОН ЗНАЛ НЕМАЛО. ОН ИЗ ЦИЛИНДРА ДОСТАВАЛ МОРКОВЬ И ОГУРЦЫ, И ТОЛТКО ОДНОГО НЕ ЗНАЛ, ГДЕ ПИШУТ ЦЫ И ЦИ. Заключительное задание Словарный диктант. -Я сейчас продиктую вам слова, а вы напишите их к себе в листик и подчеркнете орфограмму. -Справились? Отлично! -Давайте теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Над каждым правильным словом карандашом поставьте плюс, над каждым неправильно написанным поставьте минус и посчитайте, сколько плюсов и минусов у вас получилось. -У кого 7-6 плюсов? -Молодцы! -Хорошо усвоили тему урока. Вы получаете за урок оценку 5. | Делятся на группы,участвуют в игре, выбирая соответствующие заданию слова, включаются в мыслительную деятельность Выполняют работу самостоятельно Используют приобретенные знания в практической деятельности | Учебно-познавательная | Работа в группах | Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос |
VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | |||||
Организовать действия по обобщению изученного, нацелить на на работу творческого характера | Предлагает задание: Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц» | Ориентируются в информации. | Учебно-познавательная, информационная | Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения. | |
IX этап:Рефлексия. Подведение итогов | |||||
Помочь учащимся осознать результаты деятельности | Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей | Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Ответы на вопрсы: Я узнал… - Я смог… -Я научился.. -Я смог применить… | Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...
Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
На уроке были использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Гласные о - е в окончаниях существительных после шипящих и ц"
Урок разработан с учетом новых требований ФГОС и с применением наше-сингапурской системы....
Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»
Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Как послать сообщение»
Технологическая карта урока английского языка 6 класс «Как послать сообщение»...
Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....