Употребление глаголов в речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: Анищенко Н.Д.
Учебный предмет: русский язык
Класс:6
Автор УМК: Разумовская М.М., Дрофа, 2013.
Тема урока: Употребление глаголов в речи
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить собственные высказывания о книгах и чтении Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
;
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Слайд № 1 | 1. - Хочу начать свой урок со слов Бориса Пастернака: «Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…» - Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия при исследовании (исследовать - осмотреть для выяснения, изучения чего-либо) объектов русского языка. Мы снова выступим в роли исследователей и понаблюдаем о роли глагола в русской речи. - А для того, чтобы стать исследователями, будем выполнять разные виды работ… - Откройте тетради, запишите число, вид работы. И эпиграф к уроку. Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.
| Отвечают на вопрос , высказывают своё понимание. | П-общеучебные универсальные действия, К-уметь формулировать собственное мнение и позицию, Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
2. Активизация мыслительной деятельности. Слайд № 2 Постановка учебной задачи. | 1. Проверка домашнего задания и знаний по ранее изученной теме. а) Чтение 2-3 работ учащихся - Дома вы должны были выписать из рассказа «Бежин луг» предложения с глаголами, которые использовал Тургенев, чтобы более ярко и образно нарисовать картины природы. Послушаем желающих, попробуем оценить их (объясняя свою оценку). По окончании урока, ребята, сдайте тетради, и я проверю все работы. Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Употребление глагола в речи). Запишите тему урока. | Читают свои предложения Отвечают на вопрос. Формулируют и записывают тему урока. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; |
3. Постановка учебных целей и задач. «Открытие нового знания» 3 слайд. | Беседа о глаголе. - Вспомним, ребята, что означает слово «глагол?» Зачитаем из словаря В.И. Даля…(Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние). - Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь (словарь, объясняющий происхождение слов). (Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь». Пример: У А.С. Пушкина «Глаголом жги сердца людей», т. е. словом). Устная работа со стихотворением А. Татьяничевой. Беседа с учащимися. - Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием и тем, что обозначает действие, бесчисленное множество действий, сопровождающих его деятельность. О глаголе восхищённо написала А.Татьяничева: Эн…ргичен мног…лик Глагол. Он действовать пр..вык. Необходим он – Вот в чём соль. Я гов…рю ему: «Глаголь!» - Как автор характеризует глаголы? (энергичный, многоликий) - Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”. (лексическое значение глагола) - Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?» (Вот в чём главный смысл.) - И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим). - Почему же так необходим глагол? Какую роль играет глагол в речи? – вопросы сегодняшнего урока. Цели и задачи? Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов.
- Итак, приступаем к нашему исследованию и понаблюдаем за ролью глагола в речи. |
Высказывают собственное мнение. Орфографическая и синтаксическая работа. - Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания. - вставим орфограммы, объясним написание слов и постановку запятой. - Укажите способ образования слова многолик. Письменная работа по анализу стихотворения, оценивание. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
4. . Реализация построенного проекта. Парная работа с последующей взаимопроверкой 4 слайд 5 слайд | Сравнительный анализ текстов - Прочитаем тексты и выполним задания. Чудная картина, Как ты мне р…дна: Белая р…внина, Полная луна, Свет с небес высоких, И бл…стящий снег, И саней д…леких Од…нокий бег. (А.Фет) На дворе гуля…т (не) погода, Ноч(?) стоит темным (темна), И совою пучеглазою Из-за туч гл…дит луна. Под окошком ветви яблони Так и ходят ходуном, И березка с дубом шепч…тся, Как со старым колдуном. (П. Комаров) Парная работа с проверкой по эталону- Прочитаем текст и выполним задания. Перепишите слова с пропущенными орфограммами. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по слайду. Исправьте ошибки карандашом. | Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, К- уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
Физкультминутка. 6 слайд | - Сколько глаголов встретилось в стихотворении? (девять) -Какова роль глаголов в стихотворении? (Глаголы называют действия, которые нужно выполнить. Без названных глаголов мы бы не смогли выполнить комплекс упражнений). | выполняют физические упражнения | |
5. Включение в систему знаний и повторение | Беседа по художественным текстам. VII слайд - А теперь мы продолжим исследовать объекты русского языка и понаблюдаем за ролью глаголов в этих текстах. - Определите стиль речи текстов. (Художественный) - О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.) - Как называется описание природы? (пейзаж) Словарная работа. Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу. VIII слайд - А теперь сравним оба текста. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? 1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие. IX слайд - Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные) 2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении. - Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол) - Почему у Комарова так много глаголов? Какое состояние природы они описывают? (Разгул непогоды) - Сделаем вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение. - В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? В каком значении они употребляются? (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.) - Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение). - Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.) X слайд | Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают. Отвечают на вопросы. | П- использование символических средств для решения задач; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Закрепление. | Работам над упр учебника 348. Работа с толковым словарем | Выписывают глаголы, проверяют по толковому словарю учебника. | |
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Вопросы: • Итак, какую задачу мы с вами ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?
Что нового мы узнали о глаголах? - Какие выводы мы можем сделать? (Мы сегодня наблюдали, какую роль играют глаголы в нашей речи и пришли к выводу о том, русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно, глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным). - Глагол важен потому, что все действия в языке мы обозначаем с помощью глагола. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться. Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы. В заключение составьте сообщение: 1. Природа 2. Какая ?Два прилагательных 3. Что делает? Три глагола 4. Фраза из 6 слов * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? 3. Дает дифференцированное домашнее задание. 4. Выставляет отметки за урок. | Составляют сообщения, выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание. Природа Восхитительная, родная Чарует, удивляет, тревожит Писателя и читателей. | Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление глаголов в речи
Урок русского языка в 5 классе...
Упражнение в употреблении глаголов в речи.
Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...
Употребление глаголов в речи
урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"...
Урок" Употребление глаголов в речи".
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....
Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"
Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...
Элементы учебных технологий при изучени темы "Употребление глаголов в речи"
разработка технологической карты урока...
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....