Употребление глаголов в речи
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
Учитель: Егорова Альбина Всеволодовна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары
Употребление глаголов в речи
Цель:
1)показать учащимся роль глагола в построении высказывания
2)обогатить словарный запас учащихся глаголами различных лексико-семантических групп (глаголами движения, речи, звучания)
3)научить выбору слов из синонимического ряда в соответствии со стилем речи
4)помочь обучающимся проникнуться чувством любви к окружающей природе.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых. Естественных понятий…
В русском языке иногда для выражения разнообразных
оттенков одного и того же действия существует до десяти и
больше глаголов одного корня, но разных видов.
В.Г.Белинский
-Сегодня мы поговорим о глаголе, постараемся увидеть роль глаголов в тексте, познакомимся с некоторыми лексико-семантическими группами глаголов.
Обратимся к словам В.Г.Белинского…..Действительно, очень многие глаголы передают, казалось бы, одно и то же действие. Большинство слов в русском языке имеют синонимы. Например, к глаголу « идти» можно подобрать до 25 синонимов, а у слова «смеяться» их 15-17.
Как вы думаете, не было бы лучше, если бы вместо такого огромного количества слов мы бы использовали только один- два нейтральных слова? (Язык бы лишился своей гибкости, утратил бы свою образность.)
Глаголы движения
- Обратимся к синонимическому ряду глагола идти (слайд):
Брести
Плестись
Тащиться
Ползти
Шагать
Идти
Плыть
Скакать
Лететь
Мчаться
Гнаться
Нестись
-Как вы думаете, какую лексико-семантическую группу образуют данные глаголы?
- По какому принципу сгруппированы данные глаголы движения? (в порядке усиления действия)
Для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия могут быть использованы глаголы с одним и тем же корнем, но с разным составом слова. Образуйте новые слова от исходного слова «бежать». Составьте с ними словосочетания
В- | Б Е Ж А Т Ь |
ВЗ- | |
ВЫ- | |
ДО- | |
ЗА- | |
ИЗ- | |
О- | |
ОТ- | |
ПЕРЕ- | |
ПО- | |
ПОД- |
-А теперь посмотрим, как работают эти глаголы в тексте. Работаем по группам. Экспертная группа поможет нам растолковать слова по словарю, если возникнет необходимость.
Задание 1 группе: Найдите и подчеркните глаголы движения в предложенных текстах
- Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго. В.Брюсов)
- Я переходил лесные поляны, спускался в овраги, заросшие папоротниками, пробирался буреломом к реке под горой. Быстро поднявшийся филин мелькал огромной тенью среди елок, оглашая ночь резким, протяжным воплем, а невдалеке что-то шевелилось и хрустело: там осторожно крался охотившийся барсук, вероятно, по-своему удивлявшийся блеску этой необычной ночи. (Н.Смирнов)
Задание 2 группе: текст Д.Гранина. С помощью каких глаголов автор передает движение в природе? Дайте небольшой стилистический анализ текста
Туман дотаивал, вода ожила, заблестела, не вся сразу, а полосами. Туман отлетел, как сон- и заводь открылась в невинном покое, ясная до малейшей малости. Пыльца, соринки плыли на тугой струе. На сером валуне под ивой обозначилась каждая трещинка. Старый валун искрился, хитро посверкивал. В кустах ольшаника среди полной неподвижности один листок почему-то трепетал, бился.
Индивидуальная работа у доски: Вставьте в текст глаголы движения. Какие глаголы точно передают движение ручейка?
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы.
- Родник,- говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. И вот он с шумом (низвергается ) в пропасть. ( К.Паустовский)
(Группы анализируют свои тексты, растолковывают непонятные слова :заводь, валун, ольшаник).
Схема стилистического анализа текста
1.Тема: пробуждение заводи
2.Основная мысль: как красиво пробуждение природы
3.Художественные средства: олицетворение, эпитеты, сравнение
4.Стиль: художественный
Вывод: Изобразительная сила глагола повышается, когда глаголы употребляются не по одному в предложении, а цепочкой. Несколько построенных в ряд глаголов делают картину более конкретной, а потому более видимой.
Глаголы речи
1. Совместная деятельность
- В нашем языке сплошь и рядом употребляются глаголы, передающие особенности речи.
Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Багульник». Найдите синонимы к слову «говорить». Проведите стилистический анализ текста.
Чего только не говорили про Костю ребята!
-У него ирландский сеттер, - утверждали одни.- Он охотится на уток.
-Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков.
-Мертвая хватка!- говорили другие.
Третьи смеялись:
-Не можете отличить таксы от боксера!
Были еще такие, которые спорили со всеми:
-Он держит трех собак!
2.Групповая работа
1 группа работает со знакомым художественным текстом
Задание: подберите к диалогу из сказки – были А.Платонова «Неизвестный цветок» глаголы речи (диалог вынесен на слайд).
(Она села на землю возле цветка)
-Отчего ты такой?- спросила Даша, присев на землю возле цветка.
- Не знаю, - прошептал цветок.
-А отчего ты на других непохожий?- опять спросила девочка.
-Оттого, что мне трудно,- ответил малыш, не желая обидеть девочку молчанием.
-А как тебя зовут?- поинтересовалась девочка.
-Меня никто не зовет, я один живу, -горестно вздохнул цветок.
-Тут камень, тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?- удивилась Даша.
-Не знаю, -ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
2 группа (сильная): передайте отрывок из сказки «Ведьма и Солнцева сестра» в форме диалога, используя глаголы речи.
Иван – царевич прибежал к отцу и сроду впервой заговорил с ним; он просил у отца коня. Царь так ему возрадовался, что не стал и спрашивать, зачем ему добрый конь надобен. Тотчас приказал что ни есть наилучшего коня из своих табунов оседлать для царевича. Иван-царевич сел и поехал куда глаза глядят. Долго-долго он ехал; наезжает на двух старых швей и просит, чтобы они взяли его с собой жить.
-Какова же роль глаголов речи в текстах? (Глаголы речи подчеркивают характер героев, помогают нам увидеть говорящего и услышать его, оценить персонаж.)
Глаголы звучания, чувств.
-При помощи глаголов можно передать не только особенности речи человека, но и звуки природы, чувства, которые испытываем мы при виде чего-либо: радость, восторг, удивление. Прочитайте отрывок и произведения Льва Кассиля: Почему автор в одном предложении использует столько синонимов? Чем эти глаголы отличаются друг от друга?
«Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, смеялись официанты в ресторане. крякал толстый повар отеля, визжали поворята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».
Вывод: Каждый из глаголов передает свои оттенки. Герои отличаются друг от друга социальным положением, характером, возрастом Именно с помощью глаголов мы можем их увидеть , представить.
Обобщение
-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале урока: так ли необходимо наличие такого огромного количества синонимов в языке?
Ответы детей:
-они обогащают речь
-помогают ярко, образно выразить мысль
-связывают предложения в тексте
-помогают избежать неоправданного повтора
-делают речь более понятной
-подчеркивают характер героев
-помогают оценить поступки героев.
-Мы сегодня еще раз убедились, что глагол - живая и подвижная часть речи. Богатство русского языка позволяет не только назвать слово, действие, но и выразить разнообразные оттенки значения.
Домашнее задание: создайте небольшую миниатюру, используя глаголы движения, звучания и чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в употреблении глаголов в речи.
Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...
Употребление глаголов в речи
урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"...
Употребление глаголов в речи
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"...
Урок" Употребление глаголов в речи".
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....
Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"
Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...
Элементы учебных технологий при изучени темы "Употребление глаголов в речи"
разработка технологической карты урока...
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....