«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока-повторения по теме "Глагол" в 6 классе. | 22.68 КБ |
Рабочий лист к уроку повторения по теме "Глагол" в 6 классе | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок повторения и обобщения в 6 классе по теме «Глагол» с использованием конспектора.
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Цель: повторить и обобщить материал по теме «Глагол»; развивать речь учащихся, отработать употребление глаголов в речи; формировать навыки целеполагания, логического анализа, составление логических цепочек, само- и взаимооценивания.
- Мотивация. Просмотр видеоряда.
Задание: внимательно смотрите на экран, запишите несколько слов, которые, на ваш взгляд, будут являться ключевыми.
- Беседа по просмотренному видеоряду.
- Что представляют собой картинки видеоряда? Выберите из ряда слов, предложенных вам в тетради, то, которое передает их общую задачу. – Мотивация.
- Запишите в тетрадь, как вы понимаете значение этого слова.
Мотивация - это побуждение к действию.
- Как побуждение к действию передается в речи? Какое отношение имеет это определение к текущим урокам русского языка и к каждому из нас?
Дети дают ответ на вопрос (Примерный ответ: Мы изучили тему
«Глагол как часть речи. Нужно понимать важность изучения темы и не
останавливаться на достигнутом результате, идти дальше в изучении
русского языка).
- При помощи какой части речи убедительно доказана необходимость действия в клипе? – Глагол.
- Какие глаголы вы выписали? В какой форме они употреблены?
- Как вы думаете, какое слово нужно вставить в высказывание А.С.Пушкина, взятое в название урока?
- Как вы понимаете смысл этой фразы? Запишите название урока.
- Выход на тему и цель урока.
- В этой цитате употреблен глагол. Найдите его. В каком значении он употреблен?
- Как называется художественно-выразительное средство, которое использовано в строке стихотворения? Выберите из списка тропов ( в тетради). В каком стиле речи используются метафоры?
- Попробуйте сформулировать цель урока. Научиться употреблять глагол в речи.
- Но для начала вспомним основные морфологические признаки глагола. Терминологический диктант (проверка домашнего задания).
Задание: соотнесите
- Изменение глагола по лицам и числам – это…
- Глаголы хотеть и бежать называются…
- Способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в форме Винительного падежа без предлога называется…
- Непостоянный морфологический признак глагол, выражающий реальность, желательность или возможность действия- это…
- Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по …
- Постоянный морфологический признак, указывающий на завершенность/незавершенность или на однократность /неоднократность производимого действия – это …
- Форма глагола, по которой нельзя определить непостоянные морфологические признаки называется …
Проверьте ответы по ключу. Оцените себя: нет ошибок - 5, 1-2 ошибки- 4, 3-4 ошибки – 3. Подняли руки, поставили на поля оценки.
- Работа над темой урока.
Составьте словосочетания с данными глаголами. Укажите переходные глаголы.
Бояться (кого? чего?)… доверять (кому? чему?)… преодолевать (что?)… пренебрегать (чем?)… надеть (на кого? на что?) … одеть (кого? что?)…
- Как называется группа слов Одеть- надеть? – паронимы. Обратите внимание переходным является глагол одеть – не надеть!
- Работа над лексическими и стилистическими нормами.
Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной речи они чаще всего употребляются? Замените их подходящими по смыслу глаголами.
Отдать приказ, принять решение, сделать попытку, приводить в смущение, допустить ошибку, нанести обиду.
- Каким способом образовано выделенное слово? Докажите.
- Найдите среди получившихся глаголов исключение.
- Определите спряжение глагола, получившегося из словосочетания № 5.
- Попробуйте вспомнить название стиля речи, в котором чаще всего употребляются данные словосочетания.
- Игра «Исправь ошибку».
Задание: прочитайте отрывки из письменных работ школьников. Какие ошибки в использованных глаголах допущены?
Многие животные в пустыне броса…тся в спячку. Речь Ковалева киш…т грубыми словами. В нашем драмкружке надвигались радостные события.
- Объяснить выбор гласных в личных окончаниях глаголов.
- Работа в парах.
Задание. Восстановите алгоритм определения спряжения глагола. Слово, которое у вас получится, будет ответом на вопрос «Какую норму употребления глаголов мы повторяли выше».
А Поставь глагол в форму инфинитива и определи спряжение по суффиксу инфинитива.
К Посмотри, куда падает ударение.
И Спряжение определяется по окончанию.
Е Поставь ударение.
К Ударение падает не на окончание
Л Поставь глагол в личную форму.
С Ударение падает на окончание
- Работа в группе. «Отыщи пару» .
Каждая пословица или поговорка разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец, соединив начало и продолжение.
Пустую ложку да зуб (не) ймет.
Дважды в год (не) бьют..
(Не) делай того другому, а от труда здоровеет.
Соловья баснями ко рту (не) подносят.
Лежачего (не) кормят.
Человек от лени болеет лета (не) бывает
Видит око чего сам себе (не) пожелаешь.
- Сформулируйте орфографическое правило, с которым вы поработали. Какое слово пишется с НЕ слитно? Почему?
- Объясните, как вы понимаете значение пословицы (на выбор) .(Домашнее задание)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Фразеологизмы. Использовать дважды: в значении фразеологизма и в прямом значении.
Задание: закончить фразеологизм, написать синоним-глагол, использовать глаголы из фразеологического оборота сначала в прямом значении, а затем в составе фразеологизма.
Водить за….
Носить на…
Заметать …
… на голову
- Определите стили речи данных ниже текстов. Какую роль играют глаголы в последнем тексте?
Текст 1. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Чаще всего используют глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6 % глаголов ( прошу разрешить, доверяю получить и др.), а в научном - около 10 % (является, состоит, заключается, представляется и т.п.). В художественных текстах глагол употребляется значительно чаще: до 15 % всех слов- глаголы. С их помощью писатели и поэты ярко и образно описывают действие.
Текст 2. Администрация района доводит до сведения граждан, что в срок с 20. 04 по 25.04 будет произведено отключение водоснабжения домой по следующим улицам:<…>
Текст 3. Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен. (Ф.Тютчев) Но тает ночь… (И. Анненский)
- Сделайте вывод об использовании глаголов в разных стилях речи.
- Текст.
________________________________
Света…т. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натяг…ваю, сплю. Будит, серд..т(?)ся: «Опозда…шь!» Встаю, одеваюсь2, умываюсь, проглат…ваю, зап…ваю, хватаю, бегу…
Жду, жду – не идёт. Бегу, бегу, бегу… Опазд…ваю. Звенит. Опоздал. Смотрят, запис…вают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают2. Иду, стою, молчу – (не) знаю; знал - забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, кричат, толка…тся. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим. Ра…саж…ваемся3, достаём, ра(с,сс)кладыва…м. Сосредоточ…ваемся, решаю, (не) могу решить, сижу, огляд…ваюсь, загляд…ваю: «Дай списать!» Спис…ваю, ошибаюсь, перечерк…ваю. (Не) успел решить. Звенит. Подпис…ваю. Сдаю. Кончились! Бежим , маш…м, кричим.
- Придумайте название текста.
- Определите стиль и тип речи.
- Выписать глаголы с суффиксом -ва- (2 примера)
- Выписать разноспрягаемый глагол
- Выполнить морфемный анализ указанных слов
- Составьте схему предложений с прямой речью, объясняя знаки препинания.
- Сформулируйте орфографический правила, над которыми вы работали в тексте.
Рефлексия.
- Напишите в подобном стиле о своем результате на сегодняшнем уроке. Дайте оценку своей сегодняшней мотивации и успешности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ради чего я изучал(а) данную тему, как она мне пригодится в будущем?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценки за урок. Самооценка. «Лестница успеха». Вы видите на столах букву «Глаголъ»- именно от этого слова пошло название части речи. А на обороте – четыре ступени. Оцените себя и свою успешность на этом уроке. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Тема «_____________ жги сердца людей» (А.С.Пушкин).____________________________
_______________________________________
Цель урока: _____________________________
«Лестница успеха»: 1______________________________________
2. Предложение, мотивация, обещание, приказ, решение. ________________________
3. Олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.
4. Терминологический диктант.
А. Изменение глагола по лицам и числам – это…
Б. Глаголы хотеть и бежать называются…
В. Способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в форме Винительного падежа без предлога называется…
Г.Непостоянный морфологический признак глагол, выражающий реальность, желательность или возможность действия - …
Д.Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по …
Е.Постоянный морфологический признак, указывающий на завершенность/незавершенность или на однократность /неоднократность производимого действия – это …
Ж.Форма глагола, по которой нельзя определить непостоянные морфологические признаки называется …
Оцени себя. _________
5. Составьте словосочетания с данными глаголами. Укажите переходные глаголы.
Бояться (кого? чего?)__________________ доверять (кому? чему?) ________________ преодолевать (что?) __________________ пренебрегать (чем?)___________________ надеть (на кого? на что?) ______________ одеть (кого? что?) ____________________
- Как называется группа слов Одеть- надеть? ______________________
6.Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной речи они чаще всего употребляются? Замените их подходящими по смыслу глаголами.
Отдать приказ__________________, принять решение_______________, сделать попытку ________________ , приводить в смущение _________________, допустить ошибку _______________нанести обиду____________.
•Каким способом образовано выделенное слово? Докажите.
•Найдите среди получившихся глаголов исключение.
•Определите спряжение глагола, получившегося из словосочетания № 5.
•Попробуйте вспомнить название стиля речи, в котором чаще всего употребляются данные словосочетания.
7.«Исправь ошибку».
Многие животные в пустыне броса…тся в спячку. Речь Ковалева киш…т грубыми словами. В нашем драмкружке надвигались радостные события.
8.Задание. Восстановите алгоритм определения спряжения глагола.
А Поставь глагол в форму инфинитива и определи спряжение по суффиксу инфинитива.
К Посмотри, куда падает ударение.
И Спряжение определяется по окончанию.
Е Поставь ударение.
К Ударение падает не на окончание
Л Поставь глагол в личную форму.
С Ударение падает на окончание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оцени себя_________.
9. «Отыщи пару» .
Каждая пословица или поговорка разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец, соединив начало и продолжение стрелочками.
Пустую ложку да зуб (не) ймет.
Дважды в год (не) бьют..
Соловья баснями ко рту (не) подносят.
Лежачего (не) кормят.
Человек от лени болеет лета (не) бывает
Видит око а от труда здоровеет.
•Объясните, как вы понимаете значение пословицы (на выбор) .(Домашнее задание, выполнить в тетради)
10.Определите стили речи данных ниже текстов. Какую роль играют глаголы в последнем тексте?
Текст 1. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Чаще всего используют глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6 % глаголов ( прошу разрешить, доверяю получить и др.), а в научном - около 10 % (является, состоит, заключается, представляется и т.п.). В художественных текстах глагол употребляется значительно чаще: до 15 % всех слов - глаголы. С их помощью писатели и поэты ярко и образно описывают действие.
Текст 2. Администрация района доводит до сведения граждан, что в срок с 20. 04 по 25.04 будет произведено отключение водоснабжения домой по следующим улицам:<…>
Текст 3. Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен. (Ф.Тютчев) Но тает ночь… (И. Анненский)
11.Прочитайте текст. Вставить пропущенные буквы.
________________________________
Света…т. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натяг…ваю, сплю. Будит, серд..т(?)ся: «Опозда…шь!» Встаю, одеваюсь2, умываюсь, проглат…ваю, зап…ваю, хватаю, бегу…
Жду, жду – не идёт. Бегу, бегу, бегу… Опазд…ваю. Звенит. Опоздал. Смотрят, запис…вают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают2. Иду, стою, молчу – (не) знаю; знал - забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, кричат, толка…тся. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим. Ра…саж…ваемся3, достаём, ра(с,сс)кладыва…м. Сосредоточ…ваемся, решаю, (не) могу решить, сижу, огляд…ваюсь2, загляд…ваю: «Дай списать!» Спис…ваю, ошибаюсь, перечерк…ваю. (Не) успел решить. Звенит. Подпис…ваю. Сдаю. Кончились! Бежим, маш…м, кричим.
• Придумайте название текста.
• Определите стиль и тип речи.
• Выписать глаголы с суффиксом -ва- (2 примера)
• Выписать разноспрягаемый глагол
• Выполнить морфемный анализ указанных слов
______________________________________________________________________________
• Составьте схему предложений с прямой речью, объясняя знаки препинания.
______________________________________
• Сформулируйте орфографический правила, над которыми вы работали в тексте(устно)
Оцени себя _____________
1. Напишите в подобном стиле о своем результате на сегодняшнем уроке. Дайте оценку своей сегодняшней мотивации и успешности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ради чего я изучал(а) данную тему, как она мне пригодится в будущем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Или допиши предложения, используя «облако тегов». ______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Глаголом жги сердца людей", или Несколько вопросов о творчестве А.С. Пушкина.
Вопросы для зачёта...
Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.
Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.Цели урока:обучающие: формирование правильной речи учащихся; актуализация ...
Употребление глаголов в речи
Урок русского языка в 5 классе...
"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")
Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...
сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий конкурса ораторв для 6 класса...
Сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий для 6класса...
Исследовательские проекты: Алфавит.История славянской письменности. Имена людей и их характеры .Любимые произведения моих сверстников. Моя фамилия-загадка.Употребление глаголов в разговорной речи
Презентацию можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классахПрезентация об именах людей можно использовать и на классном часе...