Урок" Употребление глаголов в речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Башинская Оксана Викторовна

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_gl.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока:Употребление глаголов в речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи ,формирование умений правильно употреблять глаголовв речи.

Планируемые образовательные результаты:подчеркнуть важное значение глаголов  в речи и изобразительную их силу в художественной литературе.

Научатся:правильно использовать  глаголы в речи.

Получат возможность научиться:составлять кластер,работать со словарём,анализироваь художественный текст,выполнять самопроверку,взаимопроверку,работать в парах,группах.

Основные термины и понятия:глагол,лексическое значение слова,олицетворение,фразеологизмы,синонимы.

Технология развивающего; проблемного обучения.

Формы и методы обучения:,лексическая работа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, работа по Р.Р, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа под контролем учителя,работа в парах ,работа в группах.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Оргмомент.

Рефлексия.

2.Постанова проблемного «?»

3.Целеполага-ние

4.Постановка целей и задач урока.

5.Мотивационная установка,планирование работы.

 Создание эмоционального настроя.

Вступительное слово учителя.Пожелайте хорошего дня,пятёрок вашим одноклассникам.

Записываем число.Классная работа.

Тему урока вы сможете сами сформулировать,когда выполните следующее задание.Найдите лишнее слово в каждой строке,объясните,что оно лишнее.

По каким признакам вы отличили эти части речи?Что общего у остальных словах?.

Возможно ли обойтись без глаголов?Сформулируйте тему урока.

Ставим задачи.

Оценивать себя и других будем по критериям(на доске).

На полях маркируем записи(метод инсерта)

Приветствие.

Рефлексируют.

Полёт и беговая.

Вопрос (морфологические признаки разные).

Это глаголы….

Употребление глаголов в речи.

  Задачи.

1.Закрепить знания по теме «Глагол».

2.Узнать какую роль  выполняют глаголы  в речи.

3.Учиться правильно употреблять глаголы в речи.

 Личностные УУД:личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;действие смыслообразования, т.е. установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:целеполагание – постановка учебной задачи;планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий);прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; постановка  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные : осваивать культуру общения, слушать одноклассника.

Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Способность участвовать в речевом общении. 

МетапредметныеУУД: способность использоватьРЯ как средство получения знаний по другим учебным предметам. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Метапредметные познавательная:

формирование логических действий.

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

7.Актуализа-ция знаний.

Сообщения учеников(готовятся заранее).

Результатом нашей работы будет статья в школьную газету под названием «Роль глаголов  в речи» или сочинение  сказки о стране Глаголии.

На уроке готовим,собираем материал для статьи.Учитель(я)-ваш главный редактор.Ученики(вы)-сотрудники газеты.Слово предаставляю корреспондентам газеты.Они расскажут много интересного о глаголе.

Работа по восстановлению кластера « Глагол».

На доске появляется кластер. Один человек из группы отвечает.Они будут корректорами.

«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие…»

Один человек из группы отвечает.

8.Обобщение и систематизация знаний.

Ознакомле

ние с высказыва

нием  и планом урока.

Русский поэт 20 века Бориса Пастырнак писал: «Надо жить,думать,чувствовать,любить,совершать открытия».

Запишите его в тетрадь .

Подумайте ,почему я взяла это высказывание,на что оно похоже?

Попробуем его использовать на нашем уроке.

Некоторые слова будут обозначать этапы нашего урока.

Предполагают(девиз).

Практичес

кая часть.

1этап-Жить(работа со словарями).

2Этап-Думать(Сравнительный анализ текста).

3этап-Чувствовать.

4Этап-Совершать открытия(работа в группах)

Ведь движение –это основа жизни,а передающие движение глаголы-основа языка.

Назовите глаголы со значением движения.

Сюда же относится глагол идти.Чтобы понять богатства русскогоязыка,давайте посмотрим лексическое значение этого слова.(Работают по толковом у словарю,а несколко человек по словарю синонимов).

Что вы увидели интересного?Сколько значений у этого слова?Запишите самые интересные и незнакомые вам значения.Называем интересные синонимы к слову.

А зачем выполняем работу?

Человек живёт,пока он учится,а чтобы учиться ,нужно думать,анализировать,срав

нивать…

Приглашаю критиков художественных произведе

ний.(Ученики наизусть читают стихи)+рассказывают об авторах .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нам предстоит работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё.необходимо восстановить и записать фразеологизмы.Работу выполняете в раздаточном материале.

Каждая группа проводит исследование.. 1ГРУППА.

Часто можно услышать «извиняюсь». А как правильно? (объяснение, доказательство найдите в толковом  словаре).

2Группа.

Когда нужно говорить одеть, а когда надеть? (объяснение, доказательство найдите в толковом  словаре).

3группа.

Класть или положить!? А как правильно? (объяснение, доказательство найдите в толковом  словаре).        

4группа.

Тавтология ? Что это!? (объяснение, доказательство найдите в толковом  словаре).            

5 группа.

За столом сказала мать:

-Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

-А болтать ногами можно? (объяснение и  доказательство найдите в интернет ресурсе).

6 группа.

В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения, запишите свои советы, используя глаголы: учись, слушать, не перебивай, закончить, дослушай, хотел сказать, возражай, не согласен, уважай, будь вежлив, не унижай и т.д.)

Лететь,бежать…..

У слова много значений(24 ).

…шествовать,ступать,дефилировать,семенить….

Работа со словорями обогащает нашу речь…,помощь в написании сочинения,чтобы избегать повторов.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И блестящий снег, 
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)

На дворе гуляет непогода,
Ночь стоит темным-темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном. (П. Комаров)

 

- Определите стиль речи. (Художественный)

- О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

 - Чем отличаются изображённые пейзажи? 1-ое  стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

- Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2-ое стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

- Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

- Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

- В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

-  Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

-  Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

 

Вывод – глаголы обозначают действие, движение, динамику происходящего, также придают выразительность, образность тексту.

Находят,обсуждают,записывают,читают свой ответ.

9. Итоги урока

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…

– Материал урока мне был…

- Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

10.Домашнее задание.

Итоги урока

Рефлексия.

Статья «Роль глаголов  в речи» или сочинение  сказки о стране Глаголии.

Рефлексируют

(по слайду на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)

Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...

Значение глаголов в речи.

Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.

Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....