Урок" Употребление глаголов в речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_gl.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока:Употребление глаголов в речи. | |||
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний. | |||
Цели урока: обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи ,формирование умений правильно употреблять глаголовв речи. Планируемые образовательные результаты:подчеркнуть важное значение глаголов в речи и изобразительную их силу в художественной литературе. Научатся:правильно использовать глаголы в речи. Получат возможность научиться:составлять кластер,работать со словарём,анализироваь художественный текст,выполнять самопроверку,взаимопроверку,работать в парах,группах. Основные термины и понятия:глагол,лексическое значение слова,олицетворение,фразеологизмы,синонимы. | |||
Технология развивающего; проблемного обучения. | |||
Формы и методы обучения:,лексическая работа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, работа по Р.Р, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа под контролем учителя,работа в парах ,работа в группах. | |||
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Оргмомент. Рефлексия. 2.Постанова проблемного «?» 3.Целеполага-ние 4.Постановка целей и задач урока. 5.Мотивационная установка,планирование работы. | Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.Пожелайте хорошего дня,пятёрок вашим одноклассникам. Записываем число.Классная работа. Тему урока вы сможете сами сформулировать,когда выполните следующее задание.Найдите лишнее слово в каждой строке,объясните,что оно лишнее. По каким признакам вы отличили эти части речи?Что общего у остальных словах?. Возможно ли обойтись без глаголов?Сформулируйте тему урока. Ставим задачи. Оценивать себя и других будем по критериям(на доске). На полях маркируем записи(метод инсерта) | Приветствие. Рефлексируют. Полёт и беговая. Вопрос (морфологические признаки разные). Это глаголы…. Употребление глаголов в речи. Задачи. 1.Закрепить знания по теме «Глагол». 2.Узнать какую роль выполняют глаголы в речи. 3.Учиться правильно употреблять глаголы в речи. | Личностные УУД:личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД:целеполагание – постановка учебной задачи;планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий);прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. . Познавательные: строить высказывания в устной форме. Коммуникативные : осваивать культуру общения, слушать одноклассника. Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. Способность участвовать в речевом общении. МетапредметныеУУД: способность использоватьРЯ как средство получения знаний по другим учебным предметам. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Метапредметные познавательная: формирование логических действий. Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
7.Актуализа-ция знаний. Сообщения учеников(готовятся заранее). | Результатом нашей работы будет статья в школьную газету под названием «Роль глаголов в речи» или сочинение сказки о стране Глаголии. На уроке готовим,собираем материал для статьи.Учитель(я)-ваш главный редактор.Ученики(вы)-сотрудники газеты.Слово предаставляю корреспондентам газеты.Они расскажут много интересного о глаголе. Работа по восстановлению кластера « Глагол». На доске появляется кластер. Один человек из группы отвечает.Они будут корректорами. | «Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие…» Один человек из группы отвечает. | |
8.Обобщение и систематизация знаний. Ознакомле ние с высказыва нием и планом урока. | Русский поэт 20 века Бориса Пастырнак писал: «Надо жить,думать,чувствовать,любить,совершать открытия». Запишите его в тетрадь . Подумайте ,почему я взяла это высказывание,на что оно похоже? Попробуем его использовать на нашем уроке. Некоторые слова будут обозначать этапы нашего урока. | Предполагают(девиз). | |
Практичес кая часть. 1этап-Жить(работа со словарями). 2Этап-Думать(Сравнительный анализ текста). 3этап-Чувствовать. 4Этап-Совершать открытия(работа в группах) | Ведь движение –это основа жизни,а передающие движение глаголы-основа языка. Назовите глаголы со значением движения. Сюда же относится глагол идти.Чтобы понять богатства русскогоязыка,давайте посмотрим лексическое значение этого слова.(Работают по толковом у словарю,а несколко человек по словарю синонимов). Что вы увидели интересного?Сколько значений у этого слова?Запишите самые интересные и незнакомые вам значения.Называем интересные синонимы к слову. А зачем выполняем работу? Человек живёт,пока он учится,а чтобы учиться ,нужно думать,анализировать,срав нивать… Приглашаю критиков художественных произведе ний.(Ученики наизусть читают стихи)+рассказывают об авторах . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Нам предстоит работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё.необходимо восстановить и записать фразеологизмы.Работу выполняете в раздаточном материале. Каждая группа проводит исследование.. 1ГРУППА. Часто можно услышать «извиняюсь». А как правильно? (объяснение, доказательство найдите в толковом словаре). 2Группа. Когда нужно говорить одеть, а когда надеть? (объяснение, доказательство найдите в толковом словаре). 3группа. Класть или положить!? А как правильно? (объяснение, доказательство найдите в толковом словаре). 4группа. Тавтология ? Что это!? (объяснение, доказательство найдите в толковом словаре). 5 группа. За столом сказала мать: -Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: -А болтать ногами можно? (объяснение и доказательство найдите в интернет ресурсе). 6 группа. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения, запишите свои советы, используя глаголы: учись, слушать, не перебивай, закончить, дослушай, хотел сказать, возражай, не согласен, уважай, будь вежлив, не унижай и т.д.) | Лететь,бежать….. У слова много значений(24 ). …шествовать,ступать,дефилировать,семенить…. Работа со словорями обогащает нашу речь…,помощь в написании сочинения,чтобы избегать повторов. Чудная картина, На дворе гуляет непогода,
- Определите стиль речи. (Художественный) - О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.) - Чем отличаются изображённые пейзажи? 1-ое стихотворение – неподвижная природа, спокойствие. - Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные) 2-ое стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении. - Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол) - Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды) Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение. - В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.) - Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение). - Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)
Вывод – глаголы обозначают действие, движение, динамику происходящего, также придают выразительность, образность тексту. Находят,обсуждают,записывают,читают свой ответ. | |
9. Итоги урока | Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу: – На уроке я работал… – Материал урока мне был… - Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? | ||
10.Домашнее задание. Итоги урока Рефлексия. | Статья «Роль глаголов в речи» или сочинение сказки о стране Глаголии. | Рефлексируют (по слайду на доске). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)
Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...
Значение глаголов в речи.
Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе « Значение глагола в речи»...
Употребление глаголов в речи
Урок русского языка в 5 классе...
ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.
Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....