Употребление глаголов в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_glagolov_v_rechi.rar | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе «Употребление глаголов в речи»
Оборудование: 1) учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской;
2) интерактивная доска
3) раздаточный материал
Цель урока: рассмотреть особенность употребления глаголов в речи.
Задачи урока:
- Актуализировать понятие фразеологизма;
- Исследовать глагол во фразеологизме;
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока:
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
Лингвистическая разминка.
Загадка
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
Итак, сегодня мы с вами говорим о глаголе и его роли в речи.
Отгадайте загадки.
О каких предметах идет речь?
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
Какая часть речи вам помогла справиться с заданием? Что было бы, если б её убрали?
На прошлом уроке мы с вами говорили об употреблении глагола в художественной речи. Предлагаю вам сравнить два текста. В чём их особенности?..
Чудная картина, | (На) дворе гуля…т (не) погода, |
Определите стиль речи. (Художественный)
Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах.
1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)
2. Как называется описание природы? (пейзаж)
3. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?
1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.
Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?
(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)
2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.
Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)
Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)
Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.
5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?
(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)
6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).
7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)
Откройте учебник на стр. 153 (упр. № 352)
Синтаксический разбор предложения.
Бабушка Артёма была так зла на него, что кричала во всю ивановскую
.Вывод: Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
История появления фразеологизма.
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Прочитайте текст. Выполните задание к нему.
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Задание: выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.
Итог урока
Д/з стр. 154, № 353
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Задание: из данного текста выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Задание: из данного текста выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Чудная картина, | (На) дворе гуля…т (не) погода, |
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Чудная картина, | (На) дворе гуля…т (не) погода, |
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Чудная картина, | (На) дворе гуля…т (не) погода, |
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Чудная картина, | (На) дворе гуля…т (не) погода, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление глаголов в речи
Урок русского языка в 5 классе...
Упражнение в употреблении глаголов в речи.
Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...
Употребление глаголов в речи
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"...
Урок" Употребление глаголов в речи".
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....
Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"
Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...
Элементы учебных технологий при изучени темы "Употребление глаголов в речи"
разработка технологической карты урока...
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....