Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микротемы изложения, передать главное содержание каждой микротемы и текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.
Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В. Перед тем как выполнить эти задания, нужно прочитать предложенный текст и выполнить задания по этому тексту. Заданий типа А всего – 7. Из четырёх вариантов ответа нужно выбрать один, за каждый правильный ответ можно получить 1 балл, всего – 7 баллов. Заданий типа В – 9. Ответы нужно записать в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.
Третья часть работы С2 – написание сочинения-рассуждения.2. За это можно получить максимум 9 баллов. Но нельзя писать 2 сочинения, проверяется только одно – то, которое стоит первым в работе ученика. Можно заработать дополнительные баллы за грамотность. За безошибочную работу можно заработать дополнительно 10 баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок в 9 кл. | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Цель: определить, в какой степени учащиеся готовы к сдаче ГИА по русскому языку;
выявить пробелы в знаниях учащихся, разработать задания и упражнения для устранения этих пробелов;
совершенствовать знания и умения учащихся по написанию сжатого изложения и выполнению тестовых заданий, подобных ГИА;
способствовать воспитанию психологической устойчивости и чувства уверенности в собственных знаниях.
Оборудование: Государственная итоговая аттестация – 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012 (ГИА – 2012, ФИПИ – школе), Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011 (Федеральный институт педагогических измерений), Государственная итоговая аттестация - 2011: Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2010
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Ребята, перед нами стоит сложная задача: успешно сдать государственный экзамен по русскому языку. Боятся всегда неизвестного. Сегодня на уроке мы попытаемся устранить неизвестное, определить, насколько мы подготовлены к итоговой аттестации.
II.Актуализация.
Вспомним структуру экзаменационной работы по русскому языку. Что нас ждёт на экзамене?
Ответ ученика.
Объём изложения - не менее 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.
Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В.. Заданий типа В – 9. Ответы нужно записать в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.
Третья часть работы С2 – написание сочинения-рассуждения. Сочинение даётся на выбор: можно написать сочинение на лингвистическую тему (о грамматике, лексике русского языка) – С2.1 Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.
Вывод: вы хорошо представляете, как выглядит экзаменационная работа.
III. Совершенствование умений и навыков.
Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Прослушайте текст.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д. С. Лихачёву. 157 слов)
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
- О чём этот текст?
- Об умении человека делать добро.
- Какова главная мысль текста?
- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.
Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы.
1 абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
2 абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
3 абзац. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Выводы по тексту:
- Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека делать
добро.
- Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.
- Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.
№ абзаца | Микротема |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. |
IV. Применение умений и навыков
Используя известные способы и приёмы компрессии текста, напишем сжатое изложение
Исходный текст | Сжатый текст |
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. | Мы часто желаем друг другу добра и не задумываемся над тем, что это не просто проявление вежливости, но и нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек. |
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. | Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи - это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие. |
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. | Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. |
Вывод: перечислите способы сжатия текста
В науке известны три способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения
Итак, запоминаем
1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Приемы сжатого изложения текста:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы – выполнению тестовых заданий.
Проблемным для нас пока является задание А3: определение средства речевой выразительности.
Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности
сила духа | метафора |
видеть по-доброму | метафора |
работы духа | метафора |
порыв души | метафора |
потерять достоинство | олицетворение |
душевное уродство | эпитет |
безобидные слабости | эпитет |
калечащие душу слабости | метафора |
увеличивать добро | олицетворение |
большая цель | эпитет |
жизнь ставит задачу | олицетворение |
любовь и дружба становятся выше | олицетворение |
Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?
Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.
Новым в этом году является задание типа А4 – задание по фонетике.
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОЖАЛУЙСТА все согласные звуки твёрдые.
- В слове РЕЗУЛЬТАТ мягкость согласного [л`] на письме обозначена буквой Ь
(мягкий знак).
- В слове ПРОСЬБОЙ звук [з`] передаётся на письме буквой с.
- В слове ЧТОБЫ первый согласный звук [ш].
Ответ ученика: Ошибочным является первый вариант ответа: в слове ПОЖАЛУЙСТА есть мягкий согласный [й`]
Задания части В: В7
- Найдите в тексте изложения сложносочинённое предложение.
- Найдите в тексте изложения сложноподчинённое предложение.
- Найдите в тексте изложения бессоюзное сложное предложение.
Проверяем написанное:
Сложносочинённое предложение | Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. |
Сложноподчинённое предложение | Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. |
Бессоюзное сложное предложение | Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. |
Задание В4. Найти предложения, осложнённые обособленными членами предложения.
Проверяем написанное:
Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом | Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. |
Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом | Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. |
Выводы.1) Ребята, мы с вами увидели, как на материале небольшого связного текста можно организовать подготовку к экзамену в 9 классе. Важным для каждого выпускника является умение работать с текстом, извлечение из неё главной информации и её интерпретация.
2) Сегодняшний урок показал, что у нас есть ещё темы, требующие дополнительной работы. Эти пробелы в знаниях мы с вами устраним оставшееся до экзамена время и сдадим государственный экзамен по русскому языку на положительную отметку.
VI. Домашнее задание. Работа над текстом.
Определить микротемы данного текста и написать по нему сжатое изложение.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать?
Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.
Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку и в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...