Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка в 9 классе.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 

Цели урока:

Образовательные:

-  усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

-  формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

-  повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

Развивающие:

-  формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

-  развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урокакомбинированный.

 

Методы обучениябеседа, тестирование, упражнения, творческая работа.

 

Формы организации учебной деятельностииндивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урокакомпьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс"  (под редакцией М.М.Разумовской) - М., "Дрофа",2013

 

Ход урока:

                I.                     Оргмомент

II.                 Повторение изученного

               III.       Получение новых знаний.

               IV.       Формирование умений и навыков.

                V.                 Итоги урока.

                VI.              Домашнее задание: §25, упр.229

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dvoetochie_v_bsp.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

  1. Образовательные: 

-  усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

-  формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

-  повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Развивающие:

-  формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

-  развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  1. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнения, творческая работа.

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс"  (под редакцией М.М.Разумовской) - М., "Дрофа",2013

Ход урока

   I.     Оргмомент: Сообщение темы, целей урока.

 

   II.    Повторение изученного:

  1. Индивидуальные задания:  2 ученика у доски  составляют схемы постановки тире в БСП,  а  2-4 ученика индивидуально работают по карточкам:

Карточка 1.

 Спишите, вставьте буквы , расставьте знаки препинания, графически их  объясните:

Иван Иванович подош..л к в..ротам загр..мел щ..колдой  (из)нутри поднялся с..бачий лай (Н. Гоголь).

Вдру(г//к) дверь к..морки быстро ра..пахнулась  вся челядь (тот)час кубарем ск..тилась с лес..ницы (И. Тургенев).

Игнат спустил курок  руж..ё  дало ..сечку (А. Чехов).

Упадет луч(?) со..нца на тр..ву  вспыхн..т трава изумруд..м и жемчуг..м (М. Горький).

Метелица был уже совсем бли..ко от к..стра  вдру(г//к) конское ржан..е ра..далось во т..ме (А. Фадеев).

Ещ.. выстрел куч..р выр..нил во(жж//ж)и и тихо спол.. под к..леса (В. Шукшин).

 

Карточка 2.

 Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении:

1.  Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). 

2. Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов).

3. Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев).

4. Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). 

5. Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). 

6. Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).

2.      Фронтальный опрос.

 

- Что такое БСП? Назовите его признаки.

- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?

- В каких случаях нужно поставить тире? (проверка схемы, составленной учащимся у доски)

 

3.       Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

1 – время, условие;

2 – противопоставление;

3 – вывод, следствие;

4 – быстрая смена событий.

 

  1. Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
  2. Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
  3. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
  4. Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
  5. Лето припасает - зима поедает.
  6. Совесть потеряешь - другой не купишь.
  7. Дети стали большими - им надо учиться.
  8. Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.

  

      III.        Получение новых знаний.

- Давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 

 (Выполнение упр. 223 – чтение и анализ бессоюзных предложений.)

- Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод)

 

                         Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

 

 IV.       Формирование умений и навыков.

      1.      Конструирование предложений.

 - Перестройте предложения из СПП в БСП

- Как изменяется пунктуационное оформление? Какие союзы и союзные слова будут участвовать в соединении предложений?

 

        1)      Я решил, что завтра обязательно поеду к деду.

  2)      Не стоит забывать наших ветеранов, потому что они готовы были отдать свою жизнь нашей Родине.

  3)      Я оглянулся и увидел, что Николай пошел в другую сторону.

  4)      Вдруг я заметил, что рядом никого нет.

  5)      Я не еду к морю, так как погода совсем испортилась.

  6)      Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

  

  1. Диктовка (с объяснением):

 

1. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

2. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. (К.Паустовский)

3. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица  

4. Я понюхал: пахло медом.

5. Слышу: земля задрожала.

      6. Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.

      7. Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.

  1. Творческое задание (по группам):

1-ая группа: Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

А. Природа всегда вдохновляет: …

Б. Лес влияет на температуру воздуха: …

В. Берегите книгу: …

Г. Я посмотрел вокруг: …

Д. Я рад: …

Е. Я прошу тебя: …

Ж. За лесом прогремело: …

  2-ая  группа:     Творческая работа  по типу части 15.1  ОГЭ (9 класс)

Написать  мини-эссе «Зачем нужно это двоеточие?» (20-40 слов)

 

        V.    Итоги урока.

 

             Проверка выполненного задания.  Выставление отметок за урок.

 

 VI.   Домашнее задание: §25, упр.229


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Бессоюзное сложное предложение". Урок русского языка в 9 классе.

Представлены слайды по теме: "Бессоюзное сложное предложение"...

Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС.  Технологическая карта урока....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Простые и сложные предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Понятие о сложноподчиненном предложении. Урок русского языка. 9 класс.

Тема. Сложноподчинённые предложенияКласс 9Учитель Тимиряева Алевтина АнатольевнаУчебник Русский язык 9 класс .Авторы : Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.Тема урока: Понятие о сложноподчиненно...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....