Понятие о сложноподчиненном предложении. Урок русского языка. 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема. Сложноподчинённые предложения
Класс 9
Учитель Тимиряева Алевтина Анатольевна
Учебник Русский язык 9 класс .Авторы : Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Цель:
а) формирование умений находить главное и придаточное предложения;
б) определять место придаточного, его связи с главным;
в) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённыхпредложений сложноподчинёнными;
г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_kl.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Сложноподчинённые предложения
Класс 9
Учитель Тимиряева Алевтина Анатольевна
Учебник Русский язык 9 класс .Авторы : Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Цель:
а) формирование умений находить главное и придаточное предложения;
б) определять место придаточного, его связи с главным;
в) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых предложений сложноподчинёнными;
г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Ход урока.
1.Словарная работа : записать словосочетания, выделить орфограммы : написание гласных в суффиксах причастий ; определить вид подчинительной связи :
Стелющийся клевер, белеющие березы, мучимый ненавистью, выкаченная бочка, пенящееся молоко, независимая комиссия, колющиеся предметы, расскажите друзьям, расклешенные брюки, идущие навстречу, задумаешься о многом, смотрящий вдаль.
2. Повторение : определение сложного предложения :
1) Какие предложения называются сложными?
2) Какие предложения называются сложносочиненными?
3) На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся?
4) Назовите средства связи , используемые для соединения простых предложений в сложное.(Союзы, интонация и союзные слова).
5) Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении
и когда?
- Итак, мы вспомнили сложносочиненное предложение , сегодня нам предстоит познакомиться со второй группой сложных союзных предложений- со сложноподчиненным предложением. Запишите тему урока.
- Что мы с вами уже знаем о СПП ?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (после слова ребят учитель сообщает цели урока).
3.Объяснение нового материала.
- На доске записано предложение : Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.
Задание: дать характеристику , выделить средства связи , выделите главное и придаточное предложения , построить схему.
- Дайте определение сложноподчиненного предложения.
4.Чтение материала учебника ( стр.49-50)
5.Закрепление изученного.
1) Конструирование :( уметь производить синонимическую замену простого осложненного предложения , сложносочиненного предложения - сложноподчиненным.)
- Заменить простое предложение сложноподчиненным: Сад спускался к реке , поросшей густым камышом.
- Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное : Воздух был полон звуками и голосами .Эти звуки и голоса можно было слышать только весной.
- Заменить сложносочиненное предложение сложноподчиненным : Цветут липы ,и пахнет липовым медом.
-Вывод…
2).Выполнить упражнение 83 (устно)
- Назовите подчинительные союзы , которые связывают части СПП.
3) ). Выполнить упр 84 (письменно)
-Назовите средства связи придаточного с главным.
3) Тест
1.Укажите неверное утверждение
А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В) Союзные слова не являются членами предложения.
Г) В СПП от главного к придаточному можно задать вопрос.
2. Укажите СПП предложение: ( знаки не расставлены)
А) Солнце светило ярко и от этого по снегу пробегали огоньки.
Б) Старичок сидел на скамейке и задумчиво чертил тросточкой по дорожке.
В) Я всегда удивлялся как этот человек может делать несколько дел сразу.
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: 1. Читать параграф, уметь рассказать о СПП ;
2.Выписать из художественной литературы 6 предложений СПП, выделив главную и придаточную части, или выполнить упр. 85 по заданию
Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).
ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист, кОмпьютер, пАрламентский.
(Гигантский и колоссальный - слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)
- Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.
(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным), персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).
2. Слово учителя.
- Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.
Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?
(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)
А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?
(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)
Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся должны расставить в нём знаки препинания.
«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
(«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)
Схема : [ ] , (которое …).
4. Чтение материала, данного в учебнике.
5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.
1) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 - опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)
Задание : начертите схему предложения.
Схема: ( ), и ( ).
Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)
Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?
(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)
2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.
Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.
(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)
Схема : [ ], (потому что…).
6. Обобщение.
- Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.
Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)
Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность?
(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)
А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?
(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, обладают равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью. Придаточное предложение зависит от главного.)
С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?
(С помощью союзов и союзных слов.)
Являются ли союзы членами придаточного предложения?
(Нет.)
Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?
(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)
Какие три группы выделяются среди союзных слов?
(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 - слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)
Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.
(Что, когда, как).
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...
Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока: 1) закрепить и углубить знания учащихся о главных членах...
КлеймноваЛ.Ю. Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе
Урок в 8 классе по теме «Односоставные предложения», цель которого дать понятие односоставных предложений, познакомить с определённо-личными предложениями, интересен тем,...
КлеймёноваЛ.Ю.Непределённо-личные предложения Урок русского языка в 8 классе
Урок в 8 классе по теме «Односоставные предложения», цель которого закрепить понятие односоставных предложений, познакомить с неопределённо-личными предложениями, интерес...
Презентация на тему: "Бессоюзное сложное предложение". Урок русского языка в 9 классе.
Представлены слайды по теме: "Бессоюзное сложное предложение"...
Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс
Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока....
Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе
Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала...