Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока развития речи по русскому языку в 6 классе
по теме "Сочинение - описание зимнего пейзажа «И рады мы проказам матушки-зимы"
Технологическая карта урока
| |||
Аннотация разработки | Урок основан на системно-деятельном подходе и формирует УУД: предметные, личностные, коммуникативные, метапредметные. На уроке организована учебно-поисковая деятельность обучающихся. | ||
Раздел учебной программы, тема | "Сочинение - описание зимнего пейзажа «И рады мы проказам матушки-зимы" | ||
Тип урока | Урок - развитие речи. | ||
Цели и задачи | Обучающие цели: - дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания природы - показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа - познакомить с ролью прилагательных в описании природы - научить понимать роль описания в повествовании - опираясь на художественные тексты, музыку, ,личные наблюдения учащихся , подготовиться к написанию сочинения-описания. Развивающие: - развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление , закрепить употребление в речи имен прилагательных. - развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение Воспитательные: - прививать эстетический вкус, стремление ярко и образно выражать свои мысли , воспитывать любовь к родной природе. - воспитывать чувство прекрасного. | ||
Ожидаемые результаты | Личностные
Метапредметные:
Предметные:
| ||
Межпредметные связи | Литература, музыка. | ||
Формы контроля и оценки результатов урока | Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах. | ||
Учет специфики новых стандартов*** | Урок основан на системно-деятельном подходе и формирует УУД: Предметные: умение составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия, поэзии, музыки, искусства; Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления, формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Метапредметные: овладение базовыми предметными понятиями и отношениями между ними. | ||
Необходимые предварительные знания и умения | Знание об имени прилагательном; умение употреблять прилагательные в речи; умение самостоятельно подбирать, перерабатывать и доносить информацию; умение анализировать и обобщать языковые средства, представлять полученные знания в модели, аргументировать свою точку зрения, уважая мнения других учащихся; умение сотрудничать с учителем и товарищами. | ||
Рефлексия учебной деятельности | -Какую цель урока мы ставили ? -Что было интересно в работе? -Что вызвало затруднение? -Оцените свою работу на уроке: на уроке мне было все понятно у меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать я многое не понял | ||
Дополнительные задания | Написать сочинение на тему «Морозный денёк», «Зимняя сказка» |
Программно-техническое обеспечение | |
Оборудование | Компьютер, проектор, рисунки, карточки, презентации, музыка. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (1мин.) Цель:
| - Здравствуйте, ребята! (на фоне музыки) Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Снег, словно белое одеяло, укрыло землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании зимнего чуда. Его ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, ориентировка на позицию партнера, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме. |
2.Психологический настрой (6 мин.) Цель:
4.Вывод темы. Постановка целей и задач Урока. Мотивация учебной деятельности | - Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение. Вот и сегодня, как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», все времена года пришли к нам в гости и ни одни, а в сопровождении удивительной музыки (4 ученика выходят под музыку в костюмах весны, лета, осени и зимы, читают стихотворения) Весна На бледно – голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко,- Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В создании минутной силы, В забвении печальной смерти. (О.Э.Мандельштам) Лето В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное … Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное. (Ф.И.Тютчев) Осень Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. (С.А. Есенин) Зима Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, На встречу северной Авроры Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась; На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин) Учитель: Ребята, мы не случайно начали наш урок волшебной музыкой. Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она? А о чём вам рассказали волшебные строки стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!»? (ответы учеников) - Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(ребята отвечают) - Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. - Какова тема нашего урока? (Ребята называют тему урока) Учитель: Сегодня мы будем готовиться к сочинению по личным впечатлениям «И рады мы проказам матушки-зимы» (слайд). Откройте тетради, запишите число и тему урока. Учитель: Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку. Я предлагаю вам создать свое описание зимней природы, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас. -Как же нам это сделать? (написать сочинения). - Какова цель нашего урока? Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы. - Каковы же задачи нашего урока? (чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал). | Фронтальная работа. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. | Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, формулирование собственного мнения, умение договариваться, построение речевого высказывания в устной форме. |
5. Актуализация знаний. Словарная работа | Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово – «пейзаж». Найдите его определение в толковом словаре. Что же такое «пейзаж»?(ребята высказывают свое мнение) Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события. | Работа с толковым словарем | |
6. Первичное закрепление полученных знаний Цель:
выполнения заданий Целеполагание. 7.Снежинки 8.Работа с текстом по группам 9.ФИЗМИНУТКА (2 мин) Цель: сменить вид деятельности. 10. Прояви творчество. Цель: тренировка в подборе средств художественной выразительности, создание собственных текстов. | Давайте познакомимся с зимним пейзажем из упражнения 326 . Какова тема этого текста? (утро в зимнем лесу.) С какой целью автор создал этот пейзажа? Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа. Снега – какие? Небо? Краски? Свет? Как называются эти яркие образные определения? Какие еще художественные средства вы нашли в тексте Как вы понимаете слово «венцы» Ребята, а сейчас мы обратимся к толковому «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. - Посмотрите внимательно на предложения данного текста. Какие они? - Для чего автор использует перечисленные художественные средства?(для описания зимнего пейзажа) Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения - У каждого из вас на парте лежит снежинка, переверните ее. На обратной стороне написано : Зима (Какая?) Подберите эпитеты к этому слову и запишите на снежинку. А теперь вы говорите свой эпитет, который вы подобрали к слову зима и приклеиваете свою снежинку на картину, которая на доске. Как вы думаете, трудно ли подобрать удачное средство вы разительности для описания? Попробуем сами выступить в роли мастеров художественного слова. Вы видите, что на ваших партах лежат листочки с текстом. На месте прилагательных стоят пропуски. -Вместо них вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения; В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота! Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______. _____- ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела _______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу_. На ________ поверхности появились ________ узоры. Снежинки горят_________, когда попадают в столб _______________ света. Физминутка «Снеговики»
- А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего родного края. Внимательно рассмотрите их и, работая в парах, напишите мини- сочинение на тему « Зимний пейзаж моего края» (5-6 предложения). Помощником в этой сложной работе вам будет удивительная музыка из пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. На тройке». Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.(несколько учеников зачитывают и приклеивают их на дерево, которое изображено на ватмане. В результате в конце урока получаем продукт: картина с зимним пейзажем ) (Просмотр фильма с зимним пейзажем) Слушаем и оцениваем: - Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому выступлению? А как вы оцениваете своё выступление? | Ответы учащихся на вопросы: - Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса Глубокие, свежие Удивительно свежее, огромное, глубокое Яркие, радостные Золотистый, солнечный Эпитеты Олицетворения: солнечный свет играет; сосны замерли. Метафору – зеленые венцы сосен Высказывают свои определения Венцы – слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец – драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха». Автор использует восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро». Для описания зимнего пейзажа Ребята пишут эпитеты Приклеивают снежинки на ватман. На ватмане рисунок (снег, дерево, зимнее небо). Учащиеся выполняют задания Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры. Сравнение с эталоном) Эталон: В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка - ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры. Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света. Учащиеся выполняют движения под музыку. Учащиеся самостоятельно выполняют задание по составлению сочинения. Через 10 минут работа проверяется. Ученики сами оценивают результат работы. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного , формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. подведение под понятие выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
11.Информация о домашнем задании. | Написать сочинение на тему «Морозный денёк», «Зимняя сказка» | Ребята записывают домашнее задание | |
12.Рефлексия. Итог урока. Цель:
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе, развивать коммуникативные навыки учащихся. | Этап рефлексии. - Какое настроение вызывает у вас зимний лес? - Что вам больше всего понравилось на нашем уроке! Наш урок подошел к концу. - Чему научились на уроке? Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на простую веточку, так необыкновенно преображенную природой. Оценивание результатов. - Сегодня наш урок я хочу закончить словами великого Гете: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». - И нельзя не отметить красоту нашего самого удивительного края, загадочного, контрастного, где можно увидеть медведей, хвойные и широколиственные леса. Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и суровым сибирским морозам. Земля благодатная, заповедная, необычная. И эта Земля называется Кемеровская область.
Выразим свою любовь к зимней природе нашего края через песню (звучит музыка и слайд-шоу о природе Кемеровской области) | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка "Зимние праздники" в 5 классе по УМК Биболетовой М.З.
Технологическая карта урока английского языка "Зимние праздники" в 5 классе по УМК Биболетовой М.З....
Открытый урок на тему "Сочинение- описание зимнего пейзажа" 6 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Применяется в разделе "Имя прилагательное"...
Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.
Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика обучения шестиклассников по созданию текста-описания...
Видеоурок по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" в 6 классе
Урок развития речи "Описание зимнего пейзажа"...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Описание зимнего пейзажа по личным наблюдениям"
Представлен конспект урока по развитию речи. Обозначена цель урока и задачи. Тип урока: адаптивный. Используется личный опыт учащихся вести собственные наблюдения за природой и уметь описывать увиденн...
Технологическая карта урока по Искусству "Виды пейзажа " 6 класс
Технологическая карта урока "Виды пейзажа" по предмету "Искусство"....