Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика обучения шестиклассников по созданию текста-описания с применением художественных средств выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._opisanie_zimnego_peyzazha.doc | 71 КБ |
prilozhenie_1-3.doc | 22 КБ |
prezentatsiya_opisanie_zimnego_peyzazha.ppt | 505.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:6
Тема урока. Описание зимнего пейзажа.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: расширить знания учащихся об особенностях описания как типа речи, создать текст-описание по фотографии, картине, личным впечатлениям.
Задачи:
- показать назначение, композицию и языковые особенности текста – описания.
- опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся , подготовиться к написанию сочинения-описания.
- Развивать логическое мышление и языковое чутье.
- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Идея урока: создание фотоэкспозиции «Пейзажные зарисовки»
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- высказывание своих предположений;
Познавательные:
- отбор и систематизация материала по теме;
- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представление и передача её с учётом заданных условий;
- умение устно и письменно создавать тексты-описания. Правописные и пунктуационные умения.
Коммуникативные:
- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать; высказывать свое мнение;
- формулирование и аргументация собственного мнения.
Предметные:
образовательные:
- знать определение пейзажа, пейзажной зарисовки;
- создание плана текста-описания;
- работа с языковым материалом (синонимы, эпитеты,сравнения, олицетворения, метафора);
- обогащение словарного запаса учащихся;
- совершенствование орфографических и пунктуационных умений;
развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию внимания;
- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитательные:
- воспитание уважения к отечественной культуре;
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие уважения друг к другу.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка
Методы: поисковый; репродуктивный .
Формы: коллективная, индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал материал.
Интернет-ресурсы: видеозарисовки о зиме 1. https://www.youtube.com/watch?v=aXnvAHOdTl0 2. https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=BtyeL-lkaV Y
Технологическая карта урока
1.Организационный момент (1мин.)
2.Мотивация учебной деятельности
Аль Квотион-молодой талантливый поэт, писатель, фотограф и художник, стремительно ворвавшийся в тесный мир рунета. За считанные месяцы он был номинирован на премию "Поэт года".
«Напиши мир. Не для меня, не для кого-то еще, просто так. Создай его.. . Расскажи небо, сказочно звездное или пронзительно синее. Сплети из слов полумрак и трепет древних лесов, Нарисуй дождь и росчерком ресниц обозначь радугу. Вдохни в него море, живое, огромное, невероятное. Укрась по краям резным узором инея, играющего с солнцем. Станцуй в нем листопадами, обними его туманами. Напиши мир, не для меня, просто так…»
Аль Квотион
3.Актуализация знаний
Целеполагание
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (1. Мы будем говорить о природе. 2. Рассматривать пейзажи и описывать их, научимся описывать зимний пейзаж с помощью художественных средств выразительности в литературе).
- Как бы Вы обозначили тему нашего урока ? (дают ответы, записывают тему урока).
- Чтобы добиться цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить,что такое пейзаж? (запись слова в тетради) В учебнике есть определение пейзажа, прочитайте его. Что нового вы узнали из этого определения?(Пейзаж бывает морской, городской, сельский)
- Подберите однокоренные слова к слову пейзаж- пейзажный, пейзажист.
- А что такое пейзажная зарисовка? (ответы учащихся)
- По определению толкового словаря, зарисовка – это набросок с натуры. Пейзажная зарисовка – это изображение природы в разных видах искусства. (запись определения в тетрадь). Слайд.
- Сегодня я приглашаю вас в зимнюю сказку. Наполнимся настроением вместе с поэтами и писателями, которые воспевали это чудное время года.https://www.youtube.com/watch?v=aXnvAHOdTl0
- Классики не прошли мимо великолепия зимних красот. В каждом пейзаже есть своя прелесть. Давайте обратимся к мастерам слова и посмотрим, как можно словом передать красоту зимнего пейзажа.
Выявление места и причины затруднения
- Прочитайте фрагмент стихотворения С.Есенина «Береза» Что позволило автору создать яркую и живую картину природы?
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Сергей Есенин
- Образ заснеженной березы в стихотворении С. Есенина очень прост и в то же время выразителен. С помощью чего поэт добивается такого эффекта? (В этом помогают: эпитеты.
- Вспомните для начала, что такое эпитеты? (это образное определение,которое дает художественную характеристику явлению или предмету). В стихотворении: “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”; метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”; сравнение – “снегом точно серебром”. Кроме того, поэт использует олицетворение: береза рассматривается им как спящая красавица.)
- Прочитайте внимательно про себя отрывки повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (текст 1) и рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» (текст 2). Скажите, что привлекло внимание писателей в рождественской ночи? (Внимание писателя привлёк снег.)
1.«Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел». ( Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
- Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи? (Н.В.Гоголь использует эпитеты «серебряным полем», «хрустальные звёзды»; метафоры «снег загорелся», сравнения «снег загорелся… серебряным полем».)
2.–Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы,дремали в неподвижном величии, думая о вечности. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви.Глубокая тишина и великое спокойствие...
(А. И. Куприн «Чудесный доктор»)
- Что мы видим вместе с А. И. Куприным? (величие, торжество, тишину и спокойствие зимнего сада)
- Какое общее впечатление от увиденного? (умиротворенность, царственность природы)
- Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («было тихо и торжественно», «глубокая тишина и великое спокойствие» )
- Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж?
- Какая часть речи придает тексту образность, яркость? (прилагательные)
- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты (глубокая тишина, неподвижное величие).
-Другие средства художественной выразительности? (Олицетворения: кусочек снега срывался, шуршал; деревья дремали)
- Как и в чём эти отрывки перекликаются с описанием зимней березы у С. Есенина? (Н.В.Гоголь и А. И. Куприн любуются зимним пейзажем. Снег – предмет наблюдения обоих авторов, оба описывают его по-своему: «снег… обсыпался хрустальными звёздами» (Гоголь), «срывался кусочек снега, он шуршал». (Писатели с помощью глаголов передают движения, изменения в природе, торжество, неповторимость и живость увиденного).
- Какую роль играют языковые средства?( Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль или чувство автора, общий характер описания, позволяют достичь яркости и красочности в изображении описываемого предмета).
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Признаки какого стиля речи вы сейчас назвали? (Художественного)
- Какую речевую задачу Вы будете ставить перед собой при создании собственных текстов? (передать собственные впечатления от увиденного).
- Что может быть объектом описания?(часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое)
- По какому плану строится описание? (запись в тетрадь)
1. Общее представление описываемого предмета.
2. Описание его деталей, частей.
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
5. Реализация построенного проекта
Обращение к иллюстрациям (снежинка)
Работа с текстом.
Текст . Среди оглушительной тишины, в безветрии, спускаются на землю пушистые кусочки неба. Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...
- Какие части речи чаще вствречаются при описании снежинки?
- Какова роль прилагательных в описании? (помогают представить состояние природы, ее настроение)
Работа с опорными словами, сопровождаемая просмотром видеозарисовки о зиме https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=BtyeL-lkaV Y
Задача: «собрать» рабочие материалы
Снег - блестящий, искристый, лучистый, нетронутый, роскошный, пушистый, легкий/
Мороз - трескучий, крепкий, легкий морозец, лютый.жгучий; нарисовал, расписал, раскрасил.
Небо - синий свод, яркое, безоблачное, бездонное, высокое, серое.
Солнце - заходящее, зимнее,яркое, слепит, пригревает.
Деревья - сказочные, уснувшие, поседевшие, пушистые, развесистые, задумчивые.
Сравнения:зима, как хозяйка; снег,как пух; снежинки,словно балерины; деревья,как заколдованные; лес,как заснувший богатырь; сугроб,как утёс, большим пушистым покрывалом.
Олицетворения: зима идёт; мороз трещит; снег искрится; снежинки кружатся; вьюга воет; метель рвёт и мечет; иней серебрится, мягко ложится, стелется ковром.
Словосочетания: опушка зимнего леса, мохнатые лапы, маленькие деревца, кустарники, звенящая тишина, хруст снега,звуки леса, снежные сугробы.
6. Закрепление знаний
Работа с текстом.
Упражнение 1. Прочитайте отрывок. Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Благодаря чему создаётся олицетворение в тексте.
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землёй ещё горячей и ярче.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Назовите его тему и основную мысль. Понравился ли вам текст? Что в нём вас привлекло? Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца? Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
Вывод: (Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие).
Задание к упражнению 3 и 4. Найдите в текстах средства выразительности речи. Выпишите их, распределив по группам в своих тетрадях: эпитет, олицетворение, сравнение.
Упражнение 3. Под напором порывистого ветра несколько тоненьких веток пририбрежной лозы окунаются в воду. Ветер прекращается. И мороз тут же совершает своё волшебство: на веточках постепенно образуется прозрачная ледяная корка. Проходит некоторое время и теперь достаточно лишь легкого дуновения ветерка, чтобы ветви соприкоснулись друг с. другом. И тогда раздается приятное «тинь-тинь, тинь-тинь...» Чистые, нежные звуки – самый настоящий хрустальный перезвон. Стою зачарованный и смотрю, как ветер-дирижер то резко, то плавно перебирает ветками-струнами, наигрывая мелодию зимы.
Задание 4. Среди оглушительной тишины, в безветрии, спускаются на землю пушистые кусочки неба. Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...
7. Творческая работа. Создание текстов
1 уровень. Задание.Дополните рабочие материалы примерами из данных текстов.
2 уровень. Задание 2 уровня. Опишите зимнюю природу по личным впечатлениям
Написание сочинений и чтение миниатюр с анализом работ.
Подведение итогов.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Чему вы научились на уроке?
(1. Научились описывать пейзаж с помощью художественных средств.
2. Увидели пейзажи в литературе, музыке и живописи.
3. Поняли, что нужно беречь нашу природу и очень внимательно наблюдать за тем, что находится вокруг нас.)
9. Оценки.
10. Домашнее задание.
Дома вы будете создавать своё описание зимы и постарайтесь разнообразить свой текст художественными средствами выразительности речи.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Текст для работы.
Прочитайте фрагмент стихотворения С.Есенина «Береза». Что позволило автору создать яркую и живую картину природы?
- Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Сергей Есенин
Приложение №2
Тексты для сравнения.
- Прочитайте внимательно про себя отрывки повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (текст 1) и рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» (текст 2). Что привлекло внимание писателей в рождественской ночи?
- «Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел». ( Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
- Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы,дремали в неподвижном величии, думая о вечности. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви.Глубокая тишина и великое спокойствие...(А. И. Куприн «Чудесный доктор»)
- Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?
- Что мы видим вместе с А. И. Куприным? Какое общее впечатление от увиденного Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление.
Приложение №3
Работа с текстом.
Упражнение 1. Прочитайте отрывок. Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Благодаря чему создаётся олицетворение в тексте.
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землёй ещё горячей и ярче.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Назовите его тему и основную мысль. Понравился ли вам текст? Что в нём вас привлекло? Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца? Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
Задание к упражнению 3 и 4. Найдите в текстах средства выразительности речи. Выпишите их, распределив по группам: эпитет, олицетворение, сравнение.
Упражнение 3. Под напором порывистого ветра несколько тоненьких веток пририбрежной лозы окунаются в воду. Ветер прекращается. И мороз тут же совершает своё волшебство: на веточках постепенно образуется прозрачная ледяная корка. Проходит некоторое время и теперь достаточно лишь легкого дуновения ветерка, чтобы ветви соприкоснулись друг с. другом. И тогда раздается приятное «тинь-тинь, тинь-тинь...» Чистые, нежные звуки – самый настоящий хрустальный перезвон. Стою зачарованный и смотрю, как ветер-дирижер то резко, то плавно перебирает ветками-струнами, наигрывая мелодию зимы.
Задание 4. Среди оглушительной тишины, в безветрии, спускаются на землю пушистые кусочки неба. Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1 . Закрепить навыки анализа выразительных средств в художественной речи 2.Научиться описывать зимний пейзаж с помощью художественных средств выразительности в литературе 3. Создать свой текст
Пейзажная зарисовка – это изображение природы в разных видах искусства.
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. Сергей Есенин
«Зимний сон» Васнецов А.М
Среди оглушительной тишины, в безветрии, спускаются на землю пушистые кусочки неба. Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая неощутимым ветром.
Под напором порывистого ветра несколько тоненьких веток пририбрежной лозы окунаются в воду. Ветер прекращается. И мороз тут же совершает своё волшебство
Домашняя работа: закончить описание пейзажа на тему «Зимняя сказка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»
Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...
Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"
Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....
Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах
Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Методическая разработка урока по развитию речи в 8 классе.
Методическая разработка предназначена к уроку по развитию речи в 8 классе как подготовка к ОГЭ....
Методическая разработка урока по развитию речи "Осень"с использованием ЭОР с учащимися с ОВЗ
Методическая разработка урока по развитию речи с использованием самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса (презентация с анимацией) с учащимися с ограниченны...
Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Методическая разработка «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...