Технологическая карта урока по Искусству "Виды пейзажа " 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Таряшинова Розалия Базаровна

Технологическая карта урока "Виды пейзажа" по предмету "Искусство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Гильбиринская СОШ, учитель ИЗО Таряшинова Р.Б.

Технологическая карта урока  «Виды пейзажа»,  6 класс.  (05.04.2017)

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Тема

Виды пейзажа.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели

  • Формирование  представление о пейзаже как жанре, роли цвета в передаче настроения в картине,

об отличительных особенностях разных видов пейзажа.

  • Развитие и совершенствование навыков перспективных построений работы живописными материалами

Задачи

Формирование и развитие умений применять знания учащихся о работе над пейзажем, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.

Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости  на красоту окружающего мира, любовь к природе.

Расширять кругозор учащихся о межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка)

Планируемый результат.

Личностные: 

- воспитание любви к природе родного края;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые умения

1.Организационный

(этап мотивации).

Долгожданный дан звонок,

 Начинается

Регулятивные :

-осуществлять самоконтроль;

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Ребята, давайте повторим темы прошлых уроков. Нам Вам надо заполнить клеточки  кроссворда, ответив на вопросы по теме «Основные виды изобразительного искусства»

1.Произведение,  которое имеет объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов, и которое можно обойти  со всех сторон. 2.Картина, которая создается с помощью красок.

3.Рисунок, созданный  простым карандашом. (Живопись, скульптура и графика)  

А теперь поговорим о том, что такое жанры.

Понятие ЖАНР в искусстве, отвечает на вопрос, ЧТО изображено , а что этим хотел сказать художник, называется СОДЕРЖАНИЕМ произведения .

Теперь перечислите жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, бытовой) .

Сегодня на уроке  вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи.

И тему сегодняшнего урока , вы определите сами, отгадав загадку.

Ксюша:

                Если видишь на картине,

                Нарисована река,

                Живописные долины

                И дремучие леса,

                Белокурые березки

                Или старый крепкий дуб,

                Или вьюга, или ливень,

                Или солнечный денек.

                Нарисованный быть может

                Или север, или юг.

                И любое время года

                Мы в картине разглядим.

                Не задумываясь, скажем:

                Называется…………….( пейзажем!)

Итак, тема урока определилась. «Пейзаж-большой мир!» - знаете ли вы откуда, появилось слово «пейзаж» и что оно означает.  Пейзаж  в переводе с французского означает  вид местности – это картины с изображением природы.

Ответ уч-ся

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

- находить в иллюстрациях  и таблицах презентации ответы на  заданные вопросы

3.Постановка учебной проблемы.

Трудно поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не  цениласьи была лишь фоном в бытовом  и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителям.

Познавательные УУД       - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

Метапредметные УУД

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно выражать свои мысли   с помощью разговорной речи ,во время ответов.

4.Формулирование  учебной проблемы.

- ПОКАЗ КАРТИН:

Посмотрите на представленные пейзажи.

- Что на них изображено?

- Одинакова ли тематика этих пейзажев?

- Вы можете предположить,  о чем мы сегодня будем говорить? (о видах пейзажа)

Ответы учащихся

регулятивные:

- определять и формулировать проблемный вопрос урока;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом

учебной деятельности, обсуждать здание;

5.Открытие нового знания

СЛОВЕСНОЕ ОБЬЯСНЕНИЕ, не указывая картины. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными. Существует несколько видов пейзажа: (Не показывать )

Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др.   

Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Морской пейзаж. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

Архитектурный пейзаж. Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Пейзаж – настроение. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

6. Первичное применение новых знаний

- Сейчас вы прослушали определения разных видов пейзажей.

Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина. (Задание отвечают дети)

УЧИТЕЛЬ: выдающиеся русские художники-пейзажисты А.К. Саврасов , И.И. Левитан. Шишкин, Айвазовский, Клод Моне, Сислей, Ван Гог. Их полотна, рассказывают нам о чувствах и настроениях художников. Александр Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели». Глядя на эти картины, мы ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запаха мокрой коры и тающего  снега, весеннее тепло. Что же хочет сказать художник, изобразив такой пейзаж? (ответы учащихся).

Учитель: «Цените красоту и очарование русской природы».

Какие чувства вызывают у вас это полотно? (ответы учащихся).

Учитель: Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежда на лучшее. У нас в Бурятии много художников-пейзажистов: Дашинима Дугаров, Лариса Сахаровская, Лисянский, Юрий Мандаганов, Ярким представителем является

художник Бурятии Леонид Семенов. С его творчеством ознакомит нас Лайжид.(демонстрация картин)

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Динамическая пауза

Физминутка для глаз.  

Формулы психомышечной тренировки.

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Мои руки, ноги, туловище  полностью расслабленные… теплые… неподвижные.
  3. Моя шея , лицо, полностью расслабленные… теплые… неподвижные.
  4. Состояние приятное «полного, глубокого покоя».
  5. Глаза закрыты.

Один, два, три, четыре, глаза открываем, а теперь работаем дальше.       

7. Творческая практическая деятельность.

И  мы, ребята тоже сможем один рисунок вместе со мной , соблюдая законы перспективы.

нарисовать свой пейзаж,

Рисуем сразу без наброска, не применяя карандаш. Берем тоненькую кисточку, набираем на кисточку зеленый цвет, можете голубой цвет.
Прежде всего определим композицию листа (вертикально или горизонтально)

  1. Определить линию горизонта

- Где будет линия горизонта?

- Что такое линия горизонта?

Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.

- Набираем на кисточку с одной стороны кисточки  синий цвет, с другой стороны белый цвет

-Проводим мазки  горизонтальные, отображая небо.

-коричневым цветом тоненькой кисточкой  проводим линии для дерева

  1. Размещаем первое дерево большое, коричневым цветом тоненькой кисточкой соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.
  2. Детально прорисовывать рисунок.
  3. –рисуем речку, деревья, домик, очертания, признаки  деревьев

В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднени

Задание: выполнить рисунок - пейзаж на тему «Пейзаж»: акварель, гуашь.

- работа выполненая по образцу – необходимый уровень – отметка «4», задание выполненое по своей задумке повышенный уровень отметка «5»

(В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы).

(Ответы учащихся.)

(Ответы учащихся.)

(Ответы учащихся.)

(Ответы учащихся.)

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых  на уроке знаниях

регулятивные:

- определять и формулировать  цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение карандашом, акварелью

-первичные умения видеть конструкцию.

- проводить правильно вертикальные, горизонтальные, наклонные линии;

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно выражать свои мысли во время ответов.

8.Рефлексия . взаимооценивания.

Выставка работ. Оценивание.

Оцените свою творческую деятельность.

Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разноообразна и прекрасна изображена на них Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит. Видно, что в рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.                                                                               Констаннин Григорьевич Паустовский.

В конце урока выставка  результатов с обсуждением  работ

Личностные УУД

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

- обсуждать творческую работу  и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы  , определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно, выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...