Методическая разработка "Подготовка к сжатому изложению 9 класс"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ОГЭ»
Цели урока:
1.Продолжить работу над умением выделять главную и второстепенную информацию в тексте, совершенствовать навыки сжатия текста разными способами, выстраивать связный и логически стройный пересказ предложенного текста.
2 .Развивать лингвистическую компетенцию учащихся, их аналитические способности и языковую интуицию, коммуникативные качества личности
3. Создать условия для формирования речевой культуры и воспитания любви и интереса к языку.
Оборудование: дидактические материалы, памятка «Как написать сжатое изложение»
Ход урока:
1.Повторение изученного. Повторение понятия о сжатом изложении.
Учитель:
Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим подготовку к написанию сжатого изложения. Давайте вспомним, в чем особенность такого вида изложения? Чем оно отличается от подробного изложения?
Ученик:
Сжатое изложение – это не полная передача содержания, а изложение главной, существенной информации.
Учитель:
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля, а сжатое изложение требует навыков отбора информации, краткой передачи содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий передаются без искажений.
2.Работа с текстом. Определение цели урока:
Учитель: Чему мы сегодня должны научиться?
Ребята определяют для себя цель урока.
Учитель подводит итог: мы сегодня должны научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой части, используя основные приемы сжатия текста.
– На уроке работать будем с ключевыми понятиями: текст, основная мысль, микротема, приёмы сжатия.
Повторение этапов работы с текстом при написании сжатого изложения.
3.Работа над приемами сжатия текста.
Учитель: Каковы задачи сжатого изложения?
(Воспроизвести исходный текст, исключая второстепенную информацию)
Учитель: Какие приёмы сжатия вам известны?
Ученик : Сократить содержание можно, исключая подробную информацию либо обобщая частную.
Учитель: Над этими основными приемами сжатия текста: обобщение частной и исключение второстепенной информации мы сейчас и поработаем. Сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут важной смысловой нагрузки.
Исходный текст для прослушивания:
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой – то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему настроению, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Но и неприятные эмоции, оказывается , полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в тоже время в глубине души вы понимаете, что это был бы по- настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но , преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
(Из периодической печати)
4. Работа в группах. 1-ая группа работает с первым абзацем, вторая – со вторым, третья- с третьим. Затем работы комментируются учениками.
Первый абзац исходного текста до сжатия | Микротема, затронутая в этом абзаце | Вариант сжатого изложения первого абзаца текста |
| Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации. | 1)Настроение зависит не от событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение. Стало: 31 слово |
Ученик: Комментарий использованных приёмов сжатия:
Первое предложение сжато за счет исключения второстепенной информации: изъята вводная конструкция «по мнению психологов», уточняющее наречие «преимущественно». Кроме того, при сжатии первого предложения применен прием упрощения: сложное предложение заменено простым, с однородными членами ( придаточная часть стала одним из однородных дополнений).
Во втором предложении переформулирована мысль автора своими словами, то есть использован прием обобщения.
В третьем предложении осуществлена замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, то есть применен прием упрощения (замена сложной синтаксической конструкции более простой). Кроме того, использован прием исключения: а) изъят фрагмент пояснительного характера: « во вред себе(а почему именно?), своей личности»; б) из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными») оставлено то , которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.
При передаче основного содержания четвертого предложения применен прием упрощения (придаточное определительное заменено синонимичным причастным оборотом). Исходное предложение было сложным с сочинительной и подчинительной связью между частями «Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость», а стало простым, осложненным согласованным определением, выраженным причастным оборотом («Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение»).
Обратимся ко второму абзацу исходного текста и его сжатию.
Второй абзац исходного текста для сжатия | Микротема, затронутая в этом абзаце | Вариант сжатого изложения второго абзаца текста |
| У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. |
Стало: 17 слов |
Ученик: Комментарий использованных приемов сжатия:
При сжатии этого фрагмента текста активно использовался прием исключения из текста второстепенной информации.
Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, поэтому при сжатии оставлено только второе.
Третье предложение подверглось компрессии за счет исключения несущественной информации: изъято вводное слово «например»; из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.
В четвертом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остается понятным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.
Третий абзац исходного текста и его сжатие:
Третий абзац исходного текста до сжатия | Микротема, затронутая в этом абзаце | Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста |
| Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. | 10 Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день рождения.3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится.5) Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. Стало: 48 слов |
Ученик: Комментарий использованных приемов сжатия:
Первое предложений сжато за счет изъятия союза «однако».
Второе предложение исходного текста исключено, так как не несет в себе содержательной информации.
При сжатии третьего предложения исходного текста использован прием упрощения – была осуществлена замена части предложения(«но так и не находите ничего подходящего») синонимичным словом «долго».
В четвертом предложении произведена замена придаточного предложения со значением времени деепричастным оборотом, а описательный фрагмент ( «только что вышедший») – синонимичным слово «новый», то есть снова был использован прием упрощения.
При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была переформулирована своими словами, следовательно, применялся такой прием компрессии, как обобщение.
5.Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
- Какие новые знания получили на уроке?
- Что повторили?
- Что вызывает наибольшие затруднения при работе над сжатым изложением?
-Что не вызывает трудностей?
6.Домашнее задание. Составьте план предложенного текста. Запишите сжато содержание любой микротемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»
Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...