Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Бабанина Надежда Владимировна

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .

Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в  

                          экзаменационной работе ГИА»

Цели и задачи урока:

-закрепление умения понимать смысл и принцип построения текста;

-формирование навыков работы с текстом, используя различные приемы сжатия .

Оборудование: таблица «Способы и приемы сжатия текста»,раздаточный материал(два текста для изложения, один текст для упражнения на сжатие), презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Тема урока. Цели, задачи, план урока.

3.Повторение.Фронтальная работа с классом.

   -что такое изложение?(пересказ текста)

   -какое бывает изложение?(подробное, сжатое, выборочное)

   -чем сжатое изложение отличается от подробного?( исходный текст

     передается кратко, сохранив в себе тему, авторскую идею и структуру)

 4.Практическая коллективная  работа

     на понимание логической связи  в тексте.

   -Составьте из данных предложений связный текст. Начните с того

   предложения, которое более других  отражает общий смысл сказанного.

   1.Они обменивали одни товары на другие.

   2.Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.

   3.Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.

   4.На него можно было выменять любую вещь.

   5.Жители пустыни- искусные обработчики металлов- приезжали в лесистую

      местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.

Полученный текст.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни- искусные обработчики металлов- приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

-Объедините, где можно, простые предложения в сложноподчиненные с помощью союзов.

-Найдите тезис и иллюстрацию этого тезиса.

-Найдите второй тезис. Определите логическую связь между ними при помощи союзов.

-Кратко передайте содержание текста.

5.Повторим приемы сжатия текста по таблице.

-На чем основан прием исключения? Назовите последовательность ваших   действий.

-Что значит обобщить информацию? как это сделать?

Самостоятельная работа по вариантам.

Сначала прочитайте весь текст.

     Не надо путать Олимп и Олимпию. Олимп- это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия- это городок в Южной Греции, около него- зеленая дубовая роща, при роще- храм, а при храме- место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу- громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

     Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских  состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

1вариант. Кратко передайте содержание 1 абзаца, используя прием исключения.

2вариант. Кратко передайте содержание 2 абзаца, используя прием обобщения.

-Зачитаем. Проанализируем.

6.Анализ текста №1.

    Откуда берутся храбрецы и трусы? Почему люди совершенно по-разному реагируют на опасность? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но не менее важен опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.

    В процессе развития у маленьких шимпанзе сменялись три типа реакции на опасность. Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат. Сами они пока ни на что не способны, их единственная надежда- старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу- быстро найти детеныша и унести его в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или со всех ног удирают .Родители порой прикрывают их бегство, но непосредственной помощи не оказывают. Наконец, шимпанзе- подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они рискуют повернуться к опасности лицом и проявить агрессию, а именно напугать противника или вступить  в драку.

    Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность вступает в силу, только если на предыдущей стадии была удовлетворена потребность малыша в безопасности. Если к замершему на месте и кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, это вовсе не подталкивает его к раннему обретению самостоятельности. Напротив, он и впредь, уже став взрослым. В опасной ситуации будет беспомощно прижиматься  земле и плакать. Таким образом, чтобы стать храбрым, нужно сначала получить возможность побояться, побыть слабым и обрести своевременную поддержку.

    Эти наблюдения заставляют по- новому оценить стереотипы родительского поведения  у людей. Ряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать свих детей; пусть пятнадцатилетние люди сами попробуют свои силы в реальных конфликтах.

1.Прочитайте текст №1.

2.Познакомьтесь с текстом сжатого изложения(слайд)

    Откуда берутся храбрецы и трусы?

    Почему люди по-разному реагируют на опасность? Конечно, многое зависит от нервной системы ,но не менее важен опыт детства.

    Ученые проводили опыт над шимпанзе. В процессе развития у малышей сменялись три стадии: совсем маленькие оставались на месте и плакали- они надеялись на поддержку старших; чуть взрослее- прятались и убегали- рассчитывали на себя; подростки старались напугать противника или вступить с ними в драку- пробовали свои силы.

    Этот опыт позволил по- новому взглянуть на современное воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка- пусть сам опробует свои силы.

3.Удачно ли это изложение ?Почему?(не все микротемы ,поэтому нарушена логика изложения, допущена фактическая ошибка, не удачен глагол в последнем предложении).

4.Вспомним этапы работы над изложением(слайды)

-тема текста

-идея текста

-структура текста

-микротемы

-моделирование сжатого текста

Работаем с текстом.

Тема- реакция людей на опасность.

Идея- то, как люди реагируют на опасность, обусловлено не только особенностями нервной системы, но и опытом детства.

Микротемы

1.Реакция на опасность зависит в том числе и от опыта детства- это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе.

2.По мере взросления сменяются три типа реакции.

3.Более взрослая реакция появляется только тогда, если на раннем этапе ребенок чувствовал себя в безопасности.

4.Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.

5.Самостоятельная работа над сжатием текста.10 минут.

6.Читаем.Анализируем.Оцениваем по критериям.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения "

Урок в 9 классе по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения»

АннотацияЭкзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей.  Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту. Моя методическая разработка посвящена проблеме подг...

урок русского языка в 9 классе по теме "подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Данныйконспект урока содержит понятный алгоритм действий по написанию сжатого изложения. Так же в конспект добавлены две разработанные памятки в помощь учителю и обучающающемуся....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в ...