Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Петрова Ольга Викторовна

 Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе  ГИА"

Урок на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения», 9 класс
Автор: Петрова О.В., учитель русского языка и литературы


Цели:

1. Формирование речевой деятельности учащихся;
2.Развитие аналитического мышления; навыков написания сжатого изложения; познавательной активности:
3. Формирование коммуникативной культуры.
Методы и приёмы: элементы технологии критического мышления: фишбоун; инсерт; приём «Тонкие и толстые вопросы», приём «Верные и неверные утверждения».

 
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Фронтальная беседа с учащимися.
Учитель: Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Как вы думаете, какие знания, умения, навыки проверяются при помощи подробного изложения?
Ученик: Умение запомнить и грамотно воспроизвести предложенный текст.
Учитель: Как вы думаете, какие навыки потребуются, чтобы написать сжатое изложение?
Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст.
Учитель: Как по-вашему, какие учебные навыки вам потребуются в большей степени, чтобы продолжать учёбу и работать с текстами?
Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст
Учитель: Другими словами, те навыки, которые необходимы при написании сжатого изложения. Таким образом, становится понятным, что это универсальные навыки, которые потребуются в дальнейшем любому ученику. Действительно, сжатое изложение помогает формировать универсальные учебные умения: анализировать информацию; отсеивать второстепенное, понимать логику текста.


2. Работа над новым материалом
Знакомство с текстом.
Учитель: Прослушайте текст.

ДУРАК

Жил-был на свете дурак.

Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

Встретился ему на улице знакомый - и принялся хвалить известного живописца...

- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы - отсталый человек.

Знакомый испугался - и тотчас согласился с дураком.

- Какую прекрасную книгу я прочел сегодня!  - говорил ему другой знакомый.

- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы - отсталый человек.

И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

- Что за чудесный человек мой друг N. N.! - говорил дураку третий знакомый. - Вот истинно благородное существо!

- Помилуйте!  - воскликнул дурак. - N. N. - заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы - отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на все была одна отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

- А вы все еще верите в авторитеты?

- Злюка! Желчевик! - начинали толковать о дураке его знакомые. - Но какая голова!

- И какой язык! - прибавляли другие. - О, да он талант!

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, - сам авторитет – и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но тут поди не возблагоговей – в отсталые люди попадешь!

Житье дуракам между трусами. (297 слов)

      (И. С Тургенев. Стихотворения в прозе)

3.Вопросы на понимание текста.

 Приём «Верные и неверные утверждения».

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Дурак сумел создать о себе впечатление авторитетного человека, потому что его окружали трусливые люди.

Б) Дурак стал заведовать критическим отделом одной газеты и сам подвергся критике со стороны юношей.

В) Стиль данного текста -  художественный.

Г) Тип речи - повествование с элементами рассуждения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

А) К какому жанру относится этот текст? (Стихотворение в прозе)  А) Какие особенности этого жанра? (Небольшое лирическое размышление на философскую тему)

Б) Черты какого литературного жанра присутствуют в тексте? (Есть элементы сказки)  Б) Приведите примеры сказочных элементов текста. (Зачин: «Жил-был»; главный герой – дурак; герой  попал в беду; три встречи; концовка, счастливая для дурака. Сказочная лексика: «начал печалиться», «жил припеваючи», «нимало не медля» и др.)

В) Можно ли отнести данный текст к сказке (Нет). В) Почему? (Сюжет не сказочный;   дурак  не положительный герой;  есть не сказочный персонаж – издатель одной газеты. Лексика не вся сказочная: «заведомый подлец»,  «авторитет». Если и относить к сказке, то к сказке для взрослых)

Г) Какая речевая особенность повествования? (Диалоги)

Учитель: Подведём итог. Необходимо в пересказе сохранить не только художественный стиль и тип речи, но и авторскую манеру повествования, особую лексику, присущую этому тексту.
4. Составление схемы- фишбоуна, отражающей основное содержание текста.
1) Анализ текста.
Учитель: Текст разделен на абзацы. С какой целью это сделано?
Ученик: Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
Учитель: Абзацев много. Давайте объединим некоторые и отразим основные микротемы на схеме-фишбоуне.
Учитель: Какую главную мысль раскрывают выделенные  микротемы? Запишем этот вопрос в головной части нашей схемы и попробуем сформулировать главные мысли каждой части текста.
Примерная схема. На доске рисуется рыбий скелет.

Как создать впечатление авторитетного человека? (голова) -хвалят живописца - книгу-человека - сам авторитет(верхние кости) – «Вы -отсталый человек!»(нижние кости) - Житьё дуракам между трусами. (хвост)


5. Составление плана предложенного текста на основе схемы – фишбоуна.
Учитель: На основе предложенной схемы составьте план текста.
Примерный план, который получается у учеников:
1.Как прекратить неприятные слухи?
2 «Вы - отсталый человек!»
3. « Да он талант!»
4.Теперь дурак - авторитет.

5. Житьё дуракам между трусами.


6. Работа над сжатием текста.
1) Обобщающее повторение основных приёмов компрессии текста. Учащиеся  могут во время ответа ученика составить кластер, отражающий основные принципы компрессии текста.
Учитель.
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение. Какими способами  можно сжимать текст? (Выступление заранее подготовленного ученика)
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замена:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
• замена прямой речи косвенной.
2. Исключение:
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияние:
• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.


7. Самостоятельное осмысление предстоящей работы. Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение». Приём ИНСЕРТ.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и поставьте напротив каждого пункта значки:
«V» – знаю;
«-»  - не знаю;
«+» - это для меня новое;
«?» - хочу узнать подробнее
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Вспомните,  как заменяются реплики диалога и прямая речь.      ( Рассматривается таблица «Прямая речь и косвенная»).

Ученики приводят пример замены реплик диалога: «Знакомый сказал дураку, что прочёл прекрасную книгу. Но дурак и его назвал отсталым человеком».  
Ученики приводят пример исключения фрагментов предложения и слияния: «Теперь дурак сам стал авторитетом, и юноши перед ним благоговеют и боятся его.


8. Самостоятельная работа над сжатием текста, которая проверяется учителем индивидуально у каждого.

9.Написание сжатого изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...