Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения», 9 класс
1. Формирование речевой деятельности учащихся;
ДУРАК Жил-был на свете дурак. Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца. Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи? Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение. Встретился ему на улице знакомый - и принялся хвалить известного живописца... - Помилуйте! - воскликнул дурак. - Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы - отсталый человек. Знакомый испугался - и тотчас согласился с дураком. - Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! - говорил ему другой знакомый. - Помилуйте! - воскликнул дурак. - Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы - отсталый человек. И этот знакомый испугался — и согласился с дураком. - Что за чудесный человек мой друг N. N.! - говорил дураку третий знакомый. - Вот истинно благородное существо! - Помилуйте! - воскликнул дурак. - N. N. - заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы - отсталый человек! Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на все была одна отповедь. Разве иногда прибавит с укоризной: - А вы все еще верите в авторитеты? - Злюка! Желчевик! - начинали толковать о дураке его знакомые. - Но какая голова! - И какой язык! - прибавляли другие. - О, да он талант! Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом. И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний. Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, - сам авторитет – и юноши перед ним благоговеют и боятся его. Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но тут поди не возблагоговей – в отсталые люди попадешь! Житье дуракам между трусами. (297 слов) (И. С Тургенев. Стихотворения в прозе) 3.Вопросы на понимание текста. Приём «Верные и неверные утверждения». Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А) Дурак сумел создать о себе впечатление авторитетного человека, потому что его окружали трусливые люди. Б) Дурак стал заведовать критическим отделом одной газеты и сам подвергся критике со стороны юношей. В) Стиль данного текста - художественный. Г) Тип речи - повествование с элементами рассуждения. Приём «Тонкие и толстые вопросы». А) К какому жанру относится этот текст? (Стихотворение в прозе) А) Какие особенности этого жанра? (Небольшое лирическое размышление на философскую тему) Б) Черты какого литературного жанра присутствуют в тексте? (Есть элементы сказки) Б) Приведите примеры сказочных элементов текста. (Зачин: «Жил-был»; главный герой – дурак; герой попал в беду; три встречи; концовка, счастливая для дурака. Сказочная лексика: «начал печалиться», «жил припеваючи», «нимало не медля» и др.) В) Можно ли отнести данный текст к сказке (Нет). В) Почему? (Сюжет не сказочный; дурак не положительный герой; есть не сказочный персонаж – издатель одной газеты. Лексика не вся сказочная: «заведомый подлец», «авторитет». Если и относить к сказке, то к сказке для взрослых) Г) Какая речевая особенность повествования? (Диалоги) Учитель: Подведём итог. Необходимо в пересказе сохранить не только художественный стиль и тип речи, но и авторскую манеру повествования, особую лексику, присущую этому тексту. Как создать впечатление авторитетного человека? (голова) -хвалят живописца - книгу-человека - сам авторитет(верхние кости) – «Вы -отсталый человек!»(нижние кости) - Житьё дуракам между трусами. (хвост)
5. Житьё дуракам между трусами.
Ученики приводят пример замены реплик диалога: «Знакомый сказал дураку, что прочёл прекрасную книгу. Но дурак и его назвал отсталым человеком».
9.Написание сжатого изложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...