Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию. Предлагаются задания на восстановление логических связей в тексте, задания на использование приемов сжатия текста: слияния, замены, исключения. Урок целесообразно проводить в 9 классе в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ «Поярковская СОШ №2»

Козлова Елена Вацлавовна

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе.

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Цель урока:

  1. формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  2. формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  3. отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

                                  План-конспект.

1.Организационый момент. Цели и задачи.

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.  (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

3. Повторение  приемов и способов сжатия текста.

   -Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

       3 способа компрессии текста:

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение конкретных, единичных явлений;
  3. сочетание исключения и обобщения.

      Приемы сжатого воспроизведения

  1. сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  2. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  3. сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
  4. разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  5. перевод прямой речи в косвенную;
  6. пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  7. пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

4. Практическая работа (коллективная) Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей. Выполняется на листах и в тетрадях, делаются пометы карандашом.

- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить

Задание 1. Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с  помощью  слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.
  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
  7. Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________».
  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

(Правильным будет такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)

- Любой текст состоит из предложений, связанных  по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.

Задание 2. 

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.
  2. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы:  и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)
  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

(Вариант сжатого изложения: Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

 

5. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.  (Выполняется  задание на листах,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки.  Каждый ряд работает со своим заданием. 3-4 минуты).

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

 М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

     Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    Вариант ответа:

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    -Время истекло. Внимание на доску. Слушаем учащихся первого ряда, второго ряда, третьего ряда.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

6. Анализ текста.

- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста.

- Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста. (Слайд)

         Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.

Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.

- Удачно ли это изложение? Почему?

       ( Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.)

- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд)

  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

- Какова тема текста?

          (Внимание)

- Какова идея?

         («Хорошее внимание – настоящий капитал»)

- Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова. (Слайд)

  1. Умение быть внимательным очень важно в жизни.
  2. Но иногда сосредоточиться очень трудно, даже если это необходимо.
  3. Прежде всего надо понять причину невнимательности и постараться устранить ее.
  4. Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы; надо, чтобы не мешали окружающие; правда, абсолютная тишина может не помочь вниманию, а погрузить в дремоту.
  5. Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.

 

- Соотнесите микротемы и абзацы. Может ли один абзац включать не одну, а несколько микротем?

- Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

   -Проверяем работу (Слайды)

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

  Сжатый вариант:

        Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.

.

        Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

   Сжатый вариант:

        Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится – нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык.

- Обратите внимание, что четвертый абзац сокращен радикально, так как в нем больше всего описательных подробностей. Поэтому произошло уменьшение абзацев в сжатом изложении, но все микротемы переданы. Продолжаем.

        

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

Сжатый вариант:

Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами.

 

- Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

     

 К-1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

К-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3  Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

   

Домашнее задание: произвести сжатие текста №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".

Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов....

Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать...