Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Невструева Татьяна Александровна

 

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

 

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_9_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Учитель русского языка и литературы: Невструева Татьяна Александровна.

Пояснительная записка.

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;

Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

Повторить приемы сжатия текста.

Научить применять приемы сжатия текста на практике.

Повторить особенности публицистического текста.

Познакомить с текстом на литературную тему.  

Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

 выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

 производить исключение и обобщение;

 определять родовые и видовые понятия;

 различать целые объекты и их части;

 показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики.

         Е. Замятин.

 

План  урока

1.        Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2.        Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.

Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4.        Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5.        Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

6.        Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных.

 Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

9.        Само- и взаимопроверка.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.

Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Ход урока

Оргмомент. (2 мин.)

Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)

Постановка цели и задач урока.

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

А что значит сжать текст? 

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

(1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

 3. Фронтальная работа.

А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуем применить прием исключения к текстам 1,2 и 3. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести исключение подробностей в предложенных текстах.)

В тексте 4 и 5 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести обобщение в текстах.)

Практическая работа на уроке.

Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова замечательного русского писателя Е. Замятина, которые служат эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте эти строки и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз. Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст на литературную тему.)

Прием опережающего закрепления.

У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.

Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.

Первичное знакомство с текстом.

Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль. (Тема – «еретичество» в литературе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

Языковой анализ текста.

Самостоятельная работа учащихся.

Само- и взаимопроверка самостоятельной работы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Крючков В.П.  «Еретики» в литературе: Л.Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.  – С аратов: Лицей, 2003.

Сидорова Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. - №5. – С. 30-34.

Приложение:

1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

Найдите среди них главную мысль.

Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Обдумайте средства связи между частями.

Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Запишите получившийся вариант текста.

Упражнения по сжатию текста

Карточки с текстами на отработку приема «Исключение»

  1.  Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.

Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.

Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

 

Статья - исходный текст для сжатия 

О «еретичестве» в литературе

По Е. Замятину, только писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов могут сказать новое слово в литературе. Их произведения были неприемлемыми для современников, им «не везло» с критикой, и, например, из 301 рецензии, хранившейся в архиве М. Булгакова, ругательными были 298. Своя доля яростной критики досталась и другим авторам, о художественных текстах которых идет здесь речь.

В тревожный для отечественной литературы 1921 год, когда умер А. Блок, был расстрелян Н. Гумилёв, когда новой – советской – цензурой была запрещена свобода слова и становилась проблематичной сама возможность художественного творчества, Е. Замятин в статье «Я боюсь» публично заявил: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое». Это предупреждение в то время прозвучало как еретическое, противоречащее официальной точке зрения, прозвучало диссонансом в общем хоре голосов «исполнительных чиновников».

Время подтвердило, что писатель, к сожалению, оказался и прав в своей тревоге, и в то же время, к счастью, не прав в своем пророчестве: мы теперь можем сказать, что русская литература ХХ века состоялась как новая великая литературная эпоха в истории отечественной словесности. Достаточно назвать ряд блестящих имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес во всем мире: И. Бунин и М. Горький, М. Шолохов и М. Булгаков, Е. Замятин и Б. Пильняк, Б. Пастернак и М. Цветаева, В. Шаламов и А. Солженицын…

Однако мы знаем также, что создавалась эта великая литература – новая отечественная классика – не благодаря, а вопреки обстоятельствам, мы знаем, что ее питал трагический опыт отечественной истории, тревога за судьбу человека, человечества в условиях мировых катастроф ХХ века. Ныне всемирно известные произведения долгое время ждали своего часа в архивах отнюдь не писательских, многие писатели были репрессированы и только недавно были возвращены в ряд мастеров художественного слова.

К. ф. н.  В. П. Крючков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...