Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова".
Материал может быть полезен учителям русского языка, работающим в 6-8 классах по любым УМК и реализующим ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka_labor_rabota.docx | 18.23 КБ |
slovoobrazovanie_ryadom_s_nami.pptx | 105.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока
« Лабораторная работа по русскому языку для учащихся 6 А класса
«Научись определять способ образования слова».
Цель учителя:
- формирование навыка правильного определения обучающимися способов образования слов в русском языке (контроль за сформированностью умений и навыков).
Задачи:
- обеспечить знание обучающихся основных способов образования слов в русском языке, научить безошибочно определять способ образования предлагаемого слова;
- развивать умение определять способ образования, наблюдательность, внимание, умение сравнивать и рассуждать;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, отношения взаимопомощи и выручки.
Цели учащихся:
- знать основные способы образования слов в русском языке;
- уметь определять способ образования слова.
Тип урока: урок контроля знаний и умений обучающихся.
Оборудование: компьютер, экран, презентация Журавлевой Сони (прилагается), С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык (год издания любой) на рабочих столах, инструкция для учащихся (одна на каждом рабочем столе), тетради для контрольных работ.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Здравствуйте! Посмотрите внимательно на оборудование ваших рабочих мест и подумайте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, откройте тетради, запишите число, тему урока (конкретизируется учителем после небольшого обмена мнениями).
- Лабораторная работа «Научись определять способ образования слова»
Ход работы:
Учитель:
А) Перечислите и кратко расскажите об известных вам способах образования слов в русском языке (6 учеников по цепочке рассказывают и записывают на доске понятия (способы образования): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход прилагательных в существительные).
Учитель:
Б) Журавлева Соня подготовила презентацию «Примеры слов с разными способами образования». Смотрим, слушаем, делимся впечатлениями, обсуждаем, исправляем ошибки (если они есть).
Учитель: Продолжаем нашу работу. Перед вами слова (23 слова):
В) Притихнуть, ск…лолаз, взрослые, г…рьковатый, отлет, невежливый, н…востройка, спецодежда, обманщик, рабочий, повтор, ЧОП, прил…тел, ч…мпионка, пр…вдивый, пис…менный, январский, подснежник, сп…собности, р…шение, напарник, РФ, в…гончик.
Учитель:
Г) Запишите в тетрадях (в столбик) эти слова. Сначала объясним пропущенные орфограммы (без этого нельзя дальше работать со словами). Зная известные способы образования слов, используя инструкцию, которая перед вами, через 5 шагов мы благополучно определим способ образования каждого слова из предложенного списка и, значит, научимся определять способ образования любого слова.
Инструкция для учащихся (одна на каждом столе).
Читай внимательно и выполняй требования:
1) Дай каждому слову, пользуясь словарем, толкование, т.е. определи его лексическое значение.
2) Сравни состав данного слова с однокоренными (двумя-тремя).
3) Для каждого слова отыщи максимально близкое к данному.
4) Определи, при помощи какого средства оно образовано, т.е. определи способ образования.
5) Сделай вывод о том, каким способом образовано каждое из данных слов.
6) Сделай записи в тетради.
7) Проверь свою работу и, если уверен, сдай ее.
Д) Окончание работы, учащиеся сдают тетради.
3. Рефлексия. Подведение итогов урока, обмен мнениями.
4. Домашнее задание.
Определить способ образования 10-12 слов, выбранных самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4 + 2 В русском языке слова образуются от других слов четырьмя морфологическими способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным . Также слова образуются двумя неморфологическими способами: сложением основ, сложением слов, переходом одной части речи в другую.
Мой текст Недавно я отправилась на прогулку в осенний лес. В это время года он особенно прекрасен. Деревья приобрели разноцветный окрас : березки пожелтели , осинки покраснели . Медленно и плавно падают листья, которые уже не могут удержаться на веточках , их сдувает сильный осенний ветер. Тихо, спокойно вокруг. Главное – я вернулась с прогулки счастливой.
Проверьте меня Я определила Недавно – приставочный способ Прогулка – приставочно-суффиксальный Осенний – суффиксальный Приобрели – приставочный Разноцветный – сложение Окрас – бессуффиксный Березки, осинки – суффиксальный
Проверьте меня Пожелтели, покраснели - приставочный Веточках – суффиксальный Сильный – суффиксальный Главное – переход одной части речи в другую.
Спасибо! Надеюсь, что хорошо справлюсь с лабораторной работой. И вам желаю этого же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...
Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке»
Презентация с синтаксической пятиминуткой....