Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_kurs_po_vyboru_-_tayny_slova.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Школьное методическое объединение Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20__г.
учителей________________________ ___________ Латышева С.Г. Директор школы
протокол №______ от «___»_______20__г. «____»_________ 20_______г. __________________ Федотова Н.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»
Программа внеурочной познавательной деятельности
Тайны слова. «Лексика и фразеология русского языка»
_____5_______ класс
Составитель программы:
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Главная цель общения - правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру. Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов и предназначен для детей, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.
Актуальность программы.
Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися.
Практическая значимость.
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Цель программы; расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи программы:
- систематизировать знания учащихся в словарном составе языка;
- углубить и расширить знания по лексике и фразеологии;
- развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Общая характеристика предмета.
Язык - по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, частью духовной культуры русского народа. В системе общего образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Результаты освоения предмета.
- курс будет способствовать развитию познавательного интереса,
- интеллектуальных и творческих способностей,
- анализу и оценке новой информации,
- способствовать поиску информации по новой теме
- поможет учащимся овладеть богатством родного языка,
- сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Планируемые результаты.
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
- общие сведения о культуре речи;
- основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов»;
- словарное и фразеологическое богатство русского языка.
должны уметь:
- определять происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
- определять фразеологизм и его признаки;
- работать с текстами;
- работать со словарями;
- участвовать в беседе.
УУД
Личностные;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные:
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных за¬дач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формы реализации программы
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов, презентации и т.д.),
- творческие задания.
Учебный план.
№ п/п | Названия раздела, темы | Всего часов | Из них: | |
теория | практика | |||
1 | Слово как единица языка | 16 | 8 | 8 |
2 | Фразеологизм и его признаки | 8 | 4 | 4 |
3 | Культура общения. Для чего нужна речь | 7 | 3 | 4 |
4 | Обобщение и систематизация изученного | 3 | 1 | 2 |
итого | 34 | 16 | 18 |
Содержание учебного материала.
Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.
Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.
Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.
Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 9. Фразеологизм и его признаки.
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.
Тема 10. Системность фразеологизма русского языка.
Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема 11. Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.
Тема 12. Происхождение фразеологизмов русского языка.
Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Тема 13. Культура общения. Для чего нужна речь. Богатство и выразительность русского языка.
Тема 14. Итоговая конференция.
Учебно-тематический план.
п/п | Тема занятия | Всего часов | Из них | Виды деятельности | Форма контроля | |
Теория | Практика | |||||
1,2. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 2 | 1 | 1 | Беседа. Знакомство со словарями. | Практикум |
3. | Слово как единица языка | 1 | 1 | Лекция. Составление плана. | Практические упражнения | |
4. | Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 1 | 1 | Сообщения учеников. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения | Презентация | |
5. | Омонимы. | 1 | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов | Практические упражнения | |
6 | Словари омонимов | 1 | 1 | Работа со словарем омонимов |
7,8. | Синонимы. Использование синонимов в речи | 2 | 1 | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. | Практикум |
9,10. | Антонимы. Словари антонимов | 2 | 1 | 1 | Работа со словарем | Практические упражнения |
11,12. | Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова | 2 | 1 | 1 | Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. | Презентация Тренировочные упражнения |
13,14. | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем | Практикум |
15,16. | Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях | 1 | 1 | 1 | Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Работа со словарем | Практикум |
17,18. | Фразеологизм и его признаки | 2 | 1 | 1 | Работа с текстом. Работа с фразеологическим словарем. | Практические упражнения. |
19,20. | Системность фразеологизма русского языка | 2 | 1 | 1 | Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению. | Практикум |
21,22. | Употребление фразеологизмов в речи | 2 | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. | Сочинение-миниатюра |
23,24. | Происхождение фразеологизмов русского языка | 2 | 1 | 1 | Лекция. Работа с учебным пособием. | Практикум |
25. | Для чего нужна речь | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. | Практические упражнения | |
26. | Речь - средство передачи мыслей и чувств | 1 | 1 | Ролевая игра | Представление связного текста | |
27,28. | Значение речи в жизни человека | 2 | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. | Практикум |
29,30. | Культура общения | 1 | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. | Творческая работа |
31. | Закрепление изученного о культуре общения. Богатство и выразительность русского языка. | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. | Творческая работа | |
32,33,34. | Итоговая работа (обобщение и систематизация изученного) | 3 | 1 | 2 | Доклады и рефераты учащихся. | Презентации работ |
Форма организации работы:
- коллективная,
- групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
- беседы;
- сообщения;
- исследования и решение проблем.
Практические занятия:
-практикум;
- творческая работа;
- презентации.
Дидактическое обеспечение программы:
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2001.
2. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
3. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 2006.
4. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 2007.
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
10. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
11. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
12. Словари русского языка.
13. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 2005.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.
15. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.
16. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 2005.
17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 2001
18. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...
Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»
Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...
Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.
Презентация содержит материал о формировании ключевых компетенций у обучающихся 6 - 7 классов. В ней представлены разнообразные упражнения, которые учитель может использовать на уроках русского языка ...
Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...