Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Жупеева Елена Павловна

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_kurs_po_vyboru_-_tayny_slova.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                    Согласовано                                               Утверждено

                                                                                                           

Школьное методическое объединение                                         Заместитель директора по УВР               приказом №____ от «___»______20__г.

учителей________________________                                           ___________ Латышева С.Г.                    Директор школы

протокол №______ от «___»_______20__г.                                 «____»_________ 20_______г.                  __________________ Федотова Н.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»

Программа внеурочной познавательной деятельности

Тайны слова.  «Лексика и фразеология русского языка»

_____5_______ класс

                  Составитель программы:  

                                                                                   2014-2015 учебный год

        

                                                                                                      Пояснительная записка.

          Главная цель общения - правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.  Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов и предназначен для детей, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.

Актуальность программы.

       Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися.

Практическая значимость.

        Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Цель программы; расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи программы:

- систематизировать знания учащихся в словарном составе языка;

-  углубить и расширить знания по лексике и фразеологии;

- развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Общая характеристика предмета.

Язык - по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, частью духовной культуры русского народа. В системе общего образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Место курса в учебном плане.    Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Результаты освоения  предмета.

- курс будет способствовать развитию познавательного интереса,

- интеллектуальных и творческих способностей,

- анализу и оценке новой информации,

- способствовать поиску информации по новой теме

- поможет учащимся овладеть богатством родного языка,

- сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

 

Планируемые результаты.

         В ходе изучения курса учащиеся

 должны знать:

- общие сведения о культуре речи;

- основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов»;

 - словарное и фразеологическое богатство русского языка.

должны уметь:

- определять происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

- определять фразеологизм и его признаки;

- работать с текстами;

- работать со словарями;

-  участвовать в беседе.

УУД

Личностные;

•         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

•         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

•         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

•         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 Регулятивные

•         принимать и сохранять учебную задачу;

•         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•         планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•         адекватно воспринимать оценку учителя;

•         различать способ и результат действия;

•         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные;

•         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

•         строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•         выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные:

•         использовать речь для регуляции своего действия;

•         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных за¬дач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Формы реализации программы

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

-   тренировочные упражнения,

-   практикум,

-   работа со словарями,

-  исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов, презентации и т.д.),

-  творческие задания.

Учебный план.

п/п

Названия раздела, темы

Всего

часов

Из них:

теория

практика

1

Слово как единица языка

16

8

8

2

Фразеологизм и его признаки

8

4

4

3

Культура общения.  Для чего нужна речь

7

3

4

4

Обобщение и систематизация изученного

3

1

2

итого

34

16

18

Содержание учебного материала.

Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 9. Фразеологизм и его признаки.

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.

Тема 10. Системность фразеологизма русского языка.

Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Тема 11. Употребление фразеологизмов в речи.

Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.

Тема 12. Происхождение фразеологизмов русского языка.

Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Тема 13. Культура общения.  Для чего нужна речь. Богатство и выразительность русского языка.

Тема 14. Итоговая конференция.

Учебно-тематический план.

 п/п

             Тема занятия

Всего

часов

             Из них

Виды деятельности

Форма

контроля

Теория

Практика

1,2.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

2

1

1

Беседа.

 Знакомство со словарями.

Практикум

3.

Слово как единица языка

1

1

Лекция. Составление плана.

Практические упражнения

4.

Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

1

1

Сообщения

учеников. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения

Презентация

5.

Омонимы.

1

1

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов

Практические упражнения

6

Словари омонимов

1

1

Работа со словарем омонимов

7,8.

 Синонимы. Использование синонимов в речи

2

1

1

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов.

Практикум

9,10.

Антонимы. Словари антонимов

2

1

1

Работа со словарем

Практические упражнения

11,12.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

2

1

1

Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем.

Презентация

Тренировочные упражнения

13,14.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

2

1

1

Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем

Практикум

15,16.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

1

1

1

Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Работа со словарем

Практикум

17,18.

Фразеологизм и его признаки

2

1

1

Работа с текстом. Работа с фразеологическим словарем.

Практические упражнения.

19,20.

Системность фразеологизма русского языка

2

1

1

Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.

Практикум

21,22.

Употребление фразеологизмов в речи

2

1

1

Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения.

Сочинение-миниатюра

23,24.

Происхождение фразеологизмов русского языка

2

1

1

Лекция. Работа с учебным пособием.

Практикум

25.

Для чего нужна речь

1

1

Лекция учителя. Составление тезисов.

Практические упражнения

26.

Речь - средство передачи мыслей и чувств

1

1

Ролевая игра

Представление связного текста

27,28.

Значение речи в жизни человека

2

1

1

Лекция учителя. Составление тезисов.

Практикум

29,30.

Культура общения

1

1

1

Исследовательская работа учащихся.

Творческая

работа

31.

Закрепление изученного о культуре общения. Богатство и выразительность русского языка.

1

1

Исследовательская работа учащихся.

Творческая

работа

32,33,34.

Итоговая работа (обобщение и систематизация изученного)

3

1

2

Доклады и рефераты учащихся.

Презентации работ

Форма организации работы:

- коллективная,

-  групповая

- индивидуальная

Теоретические занятия:

- беседы;

- сообщения;

- исследования и решение проблем.

 Практические занятия:

-практикум;

- творческая работа;

- презентации.

Дидактическое обеспечение программы:

1.        Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2001.

2.        Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.

3.        Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 2006.

4.        Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.

5.        Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.

6.        Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 2007.

7.        Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.

8.        Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

9.        Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

10.        Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.

11.        Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.

12.        Словари русского языка.

13.        Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 2005.

14.        Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.

15.        Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.

16.        Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 2005.

17.        Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 2001

18.        Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.

Презентация содержит материал о формировании ключевых компетенций у обучающихся 6 - 7 классов. В ней представлены разнообразные упражнения, которые учитель может использовать на уроках русского языка ...

Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...