Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».
проект по русскому языку
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного. ... Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышениямотивационных интересов» проект на тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mot.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учитель, при организации учебной деятельности школьников больше всего озабочен их учебной мотивацией. Мотивация - это возникновения у школьников интереса к материалу, который они изучают, а также его дальнейшее поддержание. (Слайд 2) Чтобы учение стало осознанным и успешным, школьник должен понимать, зачем ему нужен тот материал, который он изучает. Нужный мотивационный тип определяется как ученическим возрастом, так и содержанием учебного материала, но высокий мотивационный тип возможен только тогда, когда ученик хорошо понимает изучаемый материал. Для мотивации обучения и формирования умения учиться, а также для развития творческих способностей учеников я применяю разнообразные методы и приёмы, которые школьникам помогают не только учебный материал усвоить, но позволяют также делать это с увлечением и интересом.
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи:
- Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой стимулов, имеющихся в дидактике, которые позволяют побуждать школьников к познавательной и учебной деятельности.
- Обеспечить школьников необходимым инструментарием универсальных учебных действий, которые им необходимы для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего материала, предусмотренного программой, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету.
- Ввести в своею работу такие педагогические методы, технологии и приёмы, в основании которых лежит деятельностный подход в преподавании русского языка, который позволит школьникам из пассивных исполнителей и слушателей превратиться в активных деятелей, которые были бы замотивированы на достижение определённых результатов. (Слайд 3)
Предлагаемые задания учитель может включать на любом этапе урока, самое важное - это дать учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, а также обобщать и делать выводы; открывая тем самым законы русского языка и литературы. (Слайд 4)
Основная часть
В преподавании русского языка и деятельности вне уроков по этому предмету я использую такие приемы, которые развивают мотивацию: создаю такую ситуацию, где школьник чувствует себя успешным, использую проблемное обучение, а также стараюсь каждодневный урок сделать как можно более интересным, конечно же в программном соответствии, но в то же время таким, который вызовет у школьников живой отклик, на уроках и вне уроков организую творческую групповую работу, а на уроках использую принцип наглядности, а также интернет – ресурсы и презентации, стараюсь часто использовать все возможности деятельности вне класса в своей работе: это участие в конкурсах, а также деятельность по интересам. Внеклассная работа, тесно связанная с обязательной программой, живо реагирует на перемену методов содержания и обучения и приводит свои приёмы в соответствие с требованиями сегодняшних дней, поэтому я на своих уроках применяю игровые состязательные формы. Также школьники активно занимаются дома на платформе «Учи. Ру», где им предлагаются задания на пройденные темы, но в более интересной игровой форме.
Учитель-предметник может каждую из таких работ с наполнить воим содержанием, где их можно использовать для умственных упражнений учащихся, а также для их самопроверки и как для интеллектуального, так и творческого развития. На же уроке я стараюсь использовать разные приемы и методы обучения. Такое разнообразие поощряет и мотивирует школьников к труду. (Слайд 5)
Вызвать у школьника на каждой ступени урока положительный мотив можно при его привлечении в активную деятельность, которая будет актуальна и ему самому интересна. Этому очень хорошо помогают различные приемы игры, либо создание ситуации проблемы, например, такие, как «Синтаксическая эстафета», «Орфография до первой ошибки», «Падежи по вариантам», «Верное и ложное утверждение», «Четвёртый лишний», синквейн. Детям тяжело сидеть на одном месте по 40 минут, а эти приёмы позволяют им подвигаться, побегать, разнообразить вид деятельности.
Также очень интересен ученикам такой приём, как «Разгадывание кроссворда» и «Составление вопросника по прочитанному тексту». Эти приёмы интересны тем, что обучающие сами составляют и вопросы, и ответы на них. Школьник, составивший свой вопросник, находится в роли преподавателя и выбирает сам, кому задать свой вопрос. За правильные ответы учащиеся получают баллы, которые подсчитываются в конце урока. Ученики таким образом, играют и учатся одновременно. Подобным способом можно замотивировать школьников прочитать произведение, так как никому не захочется попасть впросак.
Создание своего текста также можно считать деятельностью речи. Лишь при создании личного текста школьник применяет правила и постепенно усваивает их, а если им на уроке позволить читать свои сочинения всему классу, то с ними будут происходить значительные изменения. Совсем другим будет и отношение к своему труду: ведь не одно и тоже положить её на стол преподавателю и знать, что никто эту работу не прочитает больше никто, и совершенно иное - свои мысли выносить на суд сверстников, а мнение сверстников для подростков является важным. Это с течением времени приведёт к тому, что школьники не будут списывать сочинения и будут стараться их редактировать, постепенно появиться такая необходимость, как проверка правильности написания текста.
Один из важных мотивационных моментов – это умение перед собой ставить цель и определять зону ближайшего развития, а также понимать, для чего необходимо грамотно писать. Цель, которая поставлена преподавателем перед учениками, должна также стать и его целью. Чтобы превратить цели в мотивы-цели очень важно осознать ученику свой успех. (Слайд 7) Для развития таких умений использовать можно такие приёмы, как:
- Похвала является самым сильным средством преподавателя, если он будет правильно применён.
- Коллективная похвала. Каждый ученик желает подняться не только в глазах преподавателя, но и среди своих одноклассников. Будет хорошо, если хвалить школьника за его достижения целым классом.
- Прием «Эврика». Его сущность находится в том, что учитель создаёт, такую ситуацию, в которой ученик сам приходит к выводу и открывает до сих пор незнакомые для себя качества своей личности.
- Задания разной сложности. Подобный прием каждому ученику разрешает выполнить посильное ему задание, при этом ученики более сильные могут показать свои знания, а средние отличиться каким-либо творческим походом. Как сильные, так и слабые школьники смогут получить от выполненного ими задания полное удовлетворение.
- Самостоятельный выбор задания. Ученикам предлагается выбрать для себя задание самостоятельно. Содержание этого задания должно быть примерно одинаковым, но школьники могут выбрать объём, сложность выполнения, а также выбрать задание индивидуальное, либо групповую работу, либо в парах, а также самостоятельную подготовку или при помощи преподавателя.
- Обучение самовнушению. Такие элементы можно применять в физкультминутках, с подобного приема можно начать или урок, или его практическую часть.
Во время фронтального опроса будет полезно научить школьников отвечать такими словами, как: «Я знаю, что…». Этот приём помогает росту уверенности школьников в своей лингвистической компетенции.
Говоря о развитии познавательной активности на уроке, нужно также отметить и роль ИКТ в процессе образования. Применение на уроках средств ИКТ – это очень действенный метод для формирования познавательной деятельности школьников, а также для организации их учебной деятельности. Использование компьютерной техники помогают сделать урок более современным, а обучение будет происходить индивидуально, подведение итогов и контроль проходят так же объективно и своевременно. Презентации помогают разнообразить материал, дают пищу для переживаний и делают процесс овладения знаниями наиболее привлекательным.
С помощью ИКТ возможно показать в презентации интересные формы обучения на уроках: конкурсы, упражнения - игры, игры-путешествия, загадки, шарады. Это, в общем, создаёт положительный настрой на уроке, а также поможет в выполнении тех задач, которые кажутся детям трудными, а порой даже непреодолимыми.
Использование презентаций на уроке является применением наглядного иллюстративного метода в тесной взаимосвязи с иными методами, а иллюстрации нужны тогда, когда объект изучения недостижим, а учитель не может дать полное представление об изучаемом предмете.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, которая заставляет учителя постоянно применять доску и мел, использование презентаций поможет освободить большой отрезок времени, которое можно использовать для объяснения материала дополнительного. (Слайд 8)
Проблемность обучения также является мощным стимулом для мотивирования школьников.
На каждом из этапов урока необходимо использовать задания, которые будут являться проблемными. Если преподаватель это делает, то мотивации школьников находятся практически всегда на достаточно высоком уровне.
Основная движущая сила проблемного или поискового обучения – это система неординарных вопросов, исследовательских проектов и творческих заданий, которые ставятся перед учениками. Тут важно широко использовать вопросы, которые задаются ученикам, где противоречия сталкиваются, ведь необходимость их преодолеть является самым мощным мыслительным двигателем.
Также действенным способом для мотивации школьников является проектная деятельность. Это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию имеющихся знаний, а на их приобретение путём самообразования, а также и их новым применением. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и учителя, что подразумевает их дружеское сотрудничество этим создается положительная мотивация школьника к учебе. Типология проектов очень широка, по количеству участников существуют проекты, исполняемые в коллективе, а также и монопроекты, по времени они могут быть самыми различными, в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как группа школьников, так и один ученик. Можно также создавать межпредметные и монопредметные проекты. На практике реализация проектного метода ведет к изменению преподавательской позиции. Из носителя неких знаний он становится организатором познавательной и учебной деятельности своих учеников. На уроках русского языка школьники могут делать разные проекты: создавать словари, схемы, сообщения по истории слов и фразеологизмов, а также сочинения на лингвистические темы и проекты учебных пособий. (Слайд 9)
Учебное исследование – это не только интересный труд, исследование позволяет сделать учителя и обучающихся равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Местный языковой материал можно последовательно и систематически включать как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, во внеурочную и урочную деятельность обучающихся.
Введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, оно решает следующие задачи:
- знакомство обучающихся со структурными и функциональными особенностями языка;
- обогащение словарного запаса за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
- на основе погружения в язык расширение знаний учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях народов;
- получение сведений по исторической ономастике, топонимике.
Продуманное включение краеведческих сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе внеклассной работы
позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у них потребность изучать живое русское слово.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Язык, сохраняющий в себе духовное богатство, свежесть мышления, изобретательность не где-то далеко, а в речи рядом живущих соотечественников, не чьих-то, а наших собственных предков, - есть одна из реальных сил, возрождающих нашу Родину.
Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства, которые совершенствуют учебный процесс: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Конечно, крайне необходимо обеспечить равновесие между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, а также между индивидуальной и совместной формами работы. Использование современных средств оценивания мотивации учения позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, которое будет направлено на развитие учебной мотивации, так как многие проекты мероприятий имеют тесные межпредметные связи и могут проводиться совместно с учителями других преподавательских направлений.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников также необходим в процессе обучения и позволяет контролировать результаты этого процесса. Внедрение наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков форм нетрадиционных сильно повышает уровень владения этими знаниями, так как даёт школьнику мотивацию обучения и прививает интерес к предмету. Чем чаще проверяется и оценивается работа учеников, в том числе и самими школьниками различными взаимопроверками, учителем, обучающими устройствами, тем интереснее им будет работать.
К составлению контрольных заданий необходимо подойти творчески, для того, чтобы учащиеся убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать и применять свои знания. (Слайд 11)
Немаловажно также мнение родителей об уровне преподавания предмета в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Мною часто проводится опрос родителей, чтобы изучить их удовлетворенность уровнем преподавания предмета. Уважительное отношение родителей учащихся к предмету и осознание ими важности изучения русского языка в образовании их детей, конечно же, оказывает необходимое влияние на развитие мотивации к изучению моего предмета. Только при сотрудничестве всех участников образовательного процесса поможет школьникам найти свое место в классе, определить направление общественной и учебной деятельности, удовлетворить в полной мере свои потребности и стать разносторонне развитой личностью. (Слайд 12)
Заключение
Таким образом, обучение только тогда для детей будет привлекательным и радостным, когда они будут учиться сами конструировать, проектировать, исследовать, открывать, одним словом познавать мир в прямом смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, физических, умственных, духовных, а возможно это лишь в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Эффективное педагогическое взаимодействие с учащимися возможно только лишь с учетом особенностей их мотивации. Важный путь воспитания полноценной мотивации -это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности способы взаимодействия с окружающими.
В то же время, глубокое понимание педагогом мотивов поступков учеников, знание методов корректировки мотиваций, основанных на развивающем обучении и активное использование их в своей педагогической деятельности не может не принести результатов!
Литература:
- Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60.
- Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106.
- Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44.
- Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117.
- Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75.
- Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье описана проектно-исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы и во внеурочное время...
Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной и твор...