Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка в старших классах на основе тематических блоков и опорных конспектов
консультация по русскому языку (9 класс)
Автор делится своим опытом использования тематических блоков и опорных конспектов на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация деятельности учащихся на уроках русского языка в старших классах на основе тематических блоков и опорных конспектов
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…
В.А.Сухомлинский
Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить учеников рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определенные выводы?
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приёмы и средства. Я же в своей педагогической практике использую идею крупноблочной подачи информации, предложенную В.Ф. Шаталовым и его последователем Ю.С. Меженко.
В методической системе введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.
Опорный конспект служит хорошим средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по конспекту, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему (а это обязательно пригодиться при написании сочинения на лингвистическую тему в ходе ГИА по русскому языку). Умение же кодировать информацию- непременное условие успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку, так как для выполнения всего одного задания иногда требуется повторить материал, изучаемый в течение нескольких лет ( например, чтобы выполнить задание 6, надо вспомнить, как образуются формы родительного падежа числительного, формы именительного и родительного падежа множественного числа существительного, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, формы непродуктивных глаголов). Повторить и систематизировать такой большой объём информации без использования блочного обучения очень трудно.
Изучение лингвистического материала укрупненными, логически завершенными частями с использованием опорных конспектов позволяет экономно по времени усваивать теоретические сведения о языке, эффективнее применять принципы системности, прочности и действенности в процессе формирования у учащихся прочных знаний, умений и навыков.
Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроках материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах.
Одна из важнейших задач опорных конспектов – облегчить понимание информации и закрепить её - легко решается благодаря тесному взаимодействию образной и словесно-логической памяти. Ведь при объяснении с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов подключается двигательная (моторная) память.
Опорный конспект не является самоцелью, он помогает обобщить, систематизировать учебный материал, в дальнейшем учащиеся легко ориентируются в конспектах, что дает возможность быстрого повторения нужных тем, блоков. Каждый из блоков представляет собой «микроконспект» подтемы и может быть воспроизведен в отдельности. Блоковая компоновка конспектов позволяет также очертить рамки устных ответов, служит своеобразным планом ответа, тем самым достигается логичность, последовательность, связность речи учащихся.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.
Методике, разработанной Шаталовым – Меженко, уже много лет. Те опорные конспекты, которые были составлены этими авторами, не могут в полной мере соответствовать требованиям современного образования. Особенно очевидно это стало с введением ЕГЭ. В предложенной мною технологии весь теоретический материал, изучаемый в школе, распределяется по блокам в соответствии с Планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку (Приложение к Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку).
Особенности данной технологии легко усваиваются учащимися, и они самостоятельно начинают составлять схемы, алгоритмы, таблицы, помогающие усваивать и закреплять знания по любым учебным предметам. В коллективной и особенно самостоятельной работе по созданию конспектов ученик не только повышает уровень знаний по русскому языку, он приобретает умения работать творчески, умение группировать, обобщать и систематизировать, размещать учебный материал в определенной последовательности, дифференцировать его. А эти умения необходимы в жизни людям любой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Роль игры на уроках русского языка;Виды игр...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Обобщение опыта работы;Сценарии разработки уроков, конкурсов, открытых мероприятий....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Творческий отчёт....
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Презентация к творческому отчёту....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....