Систематизация знаний о русской графике
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Систематизация знаний о русской графике
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, задавать вопросы, делать выводы; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим) и аудирования, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.
М/к: участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой, работать в паре, договариваться о совместной деятельности, обсуждать результаты работы.
4ЛР: различать основные графические средства русского языка, соотносить понятия звук, буква и название буквы, сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
7ЛР: осознавать значение алфавита в истории славянской письменности как национально-культурного феномена, осмысливать роль изменений в алфавите на разных этапах развития русского языка.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Проверка домашней работы. | Опрос. Два ученика на доске выполняют фонетический (растёт) и морфологический (в наших) разбор слов. Один ученик устно задаёт вопросы классу по предыдущей теме, используя ключевые слова, записанные в тетради. Два ученика выполняют работу на карточках, в которые включены слова из домашнего упр. 18 на разные виды орфограмм. Ученики, выполнявшие дополнительное задание по словарям, приводят примеры слов, в которых возможны варианты произношения, показывают различия между ними. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний. 2. Осуществлять самостоятельный отбор источников информации (пособия, словари, электронные диски) для решения учебных предметных задач. |
III. Языковая разминка. |
Дама сдавала в багаж: диван, чемодан… Построение схемы данного предложения, объяснение пунктограмм. Орфографическая работа: выяснение видов орфограмм в данном предложении по их опознавательным признакам (безударное положение гласного, шипящие на конце слов – багаж, саквояж, шипящие перед гласными – собачонка). Деление слов на слоги (са/кво/яж, кар/ти/на, кор/зи/на, кар/тон/ка). Толкование слова саквояж, определение его тематической группы, построение тематического ряда слов с родовым понятием «вместилище для ношения чего-либо» (сумка, портфель, чемодан, рюкзак). Словообразовательный и морфемный анализ слова сдавала (глагол сов. вида сдавать образован от давать приставочным способом; при морфемном разборе называют формообразующие морфемы (окончание -а женского рода единственного числа глагола и суффикс прошедшего времени -л-) и словообразующие (приставка глагола с- и суффикс глагола несовершенного вида -ва-). Задание: перепишите вещи дамы в алфавитном порядке. – В какой последовательности вы расположите слова картина, корзина, картонка? | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2. Создавать графические модели объектов с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
IV. Введение в тему урока. | Мотивирующий приём («яркое пятно»).
Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и сёлах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты Конечно, и без всего этого праздник представить невозможно. Но самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да-да, наши родные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета. А на портретах – Кирилл и Мефодий (вспомните почему?). Именно они и изобрели славянскую азбуку. Русские туристы – желанные гости на этом празднике. Они не просто гости, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки. И вместе с тем это праздник культуры – праздник науки и искусства. С 1986 года праздник славянской культуры стал отмечаться и у нас. Его название несколько изменилось – Дни славянской письменности и культуры.
Сформулируйте на их основе тему урока. (Графика.)
Беседа по вопросам:
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, детальное). 2. Преобразовывать информацию в другие формы (план, ключевые слова). |
V. Углубление знаний о русской графике. |
Упр. 20 – развивается умение анализировать лингвистический текст, выделять основные смысловые части, задавать вопросы к каждой части. Учащиеся читают текст про себя и составляют вопросный план.
Самостоятельное ознакомительное чтение и сжатый пересказ.
а) ясень; б) мята; в) маяк; г) объяснить; д) безжалостный; е) юбка.
а) разжечь; б) отсрочка; в) разъезд; г) устный; д) считает; е) явиться.
а) отдать; б) голубь; в) скучный; г) бедный; д) милиция. 4) В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]: а) бытие; б) манёвр; в) остриё; г) афера; д) опека. Ключи: 1) в, е; 2) а, г, е; 3) г; 4) б, в. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, детальное). 2. Преобразовывать информацию в другие формы (вопросный план). 3. Осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные УУД 1. Адекватно понимать информацию, извлечённую из текстового источника. 2. Учитывать разные позиции и строить учебное взаимодействие (при работе в паре). 3. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи, участвовать в диалоге. 4. Осуществлять само- и взаимоконтроль, оценивая своё и чужое высказывание. ТОУУ |
VI. Итог урока. |
| Регулятивные УУД ТОУУ Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
VII. Домашнее задание. | Н Упр. 22 (при выполнении домашнего задания опирайтесь на список ключевых слов). П Исследовательская задача. (Возможна работа в группах.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования
В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по алгебре в 7 классе "Линейная функция и ее график"
Разработка применяется на этапе обобщения и повторения учебного материала по теме:" Линейная функция и ее график " в 7 классе со средним уровнем подготовки.В разработку входят конспект урока, пр...
"Обобщение и систематизация знаний по теме: “линейная функция и её график”, с применением КСО. ", 7 класс, Ю.М.Клягин, Ш.А. Алимов
quot;Технология коллективного творческого обучения""Обобщение и систематизация знаний по теме: “линейная функция и её график”, с применением КСО. "Цель: Обобщение и система...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"
Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...