Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала за год. Виртуальная прогулка по дороге Знаний».
план-конспект урока (5 класс)

урок обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5 классе.

Тема урока: «Обобщение изученного материала за год.

Виртуальная  прогулка по дороге Знаний».

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по изученным темам.

Задачи:   1. Уточнить знания учащихся по темам: «Состав слова»,«Правописание

                     гласных и согласных в корне слова», «Части речи», «Предложение».

  1. Развивать речевые умения, логику, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать навыки орфографии и каллиграфии.

  1. Коррекция познавательных процессов психики учащихся:  внимания, мышления, памяти.

  1. Формировать осознанное стремление быть добрым; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и окружающему миру, нравственность, внимание и чуткость.

 Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, цветок настроения, слово «доброта» из отдельных букв, остановки «лес существительный», «озеро Ошибок», «Поляна дружбы», «Ярмарка в селе Заречном», письмо, словарь русского языка Ожегова, мяч, цветы для гостей, индивидуальные таблицы «Падежи имён существительных», сундучок, вышитый платок, иллюстрации по теме «Ярмарка».                                

                                             

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

1. Создание психологического настроя. (Слайд 1)

- Здравствуйте! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! На урок я пришла с хорошим настроением. Оно похоже на яркий цветок. Я хочу поделиться с вами его теплом. Возьмитесь за руки и почувствуйте, как тепло передаётся по нашим ладошкам, а вместе с ним и хорошее настроение. Расцвёл цветок вашего настроения? Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку. Садитесь.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня я приглашаю вас совершить удивительную прогулку по дороге Знаний. Мы попадём в край, где живут вежливые и отзывчивые люди. Они не знают грубых и оскорбительных слов, ласковы и внимательны ко всему окружающему миру. Здесь же мы вспомним многое из того, что узнали о грамматике русского языка в 5 классе.

3. Дыхательные упражнения для четкости произношения.

- Для того чтобы наша прогулка была успешной, нам нужно хорошо подготовиться.

        а) вдох, выдох через рот;

        б) вдох, задержка дыхания, выдох;

        в) вдох, выдох порциями.

  1. Основной этап.

1. «Дорогою добра».

- А вот что нам поможет в дороге, вы должны угадать.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ

А когда с умом, толково

Их поставишь в чёткий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

На доске буквы: БОРДОАТ

Дети угадывают слово ДОБРОТА.

- Мы отправляемся нашей дорогою, а в пути нам поможет доброта.

(Звучит фонограмма песни «Дорогою добра».)

- А что такое доброта?

Ответы детей – это тёплые чувства, любовь к окружающим.

- Сколько слогов в слове ДОБРОТА? (3)

- Какой слог ударный?  (ТА)

- Подберите однокоренные слова. (Добро, добрый, добренький, добряк, добреть.)

- Выделите корень в этом слове. (ДОБР)

Разбор слова по составу.

- Вспомните правило о проверке безударной гласной в корне. (Чтобы проверить

безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное однокоренное слово так, чтобы эта гласная была под ударением.)

- Подберите проверочное слово так, чтобы на безударную гласную О в корне слова ДОБРОТА  падало ударение. (Добрый, добренький.)

2. Пальчиковая гимнастика «Помиримся».

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?        

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

- Вот видите, нашим пальчикам помогла доброта.

3. Минутка чистописания. (Слайд 2)

-  Наша прогулка по дороге Знаний начнется, конечно, от нашей школы. Сегодня утром  Елена Юрьевна передала мне письмо от ребят  своего  класса. Послушайте, что они вам пишут. (Слайд 3)

                                           Здравствуйте, ребята!

         Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии тему «Предожение». А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний!

                                                                                             Ученики 5б касса.

-Ой, что это? Что случилось с письмом?

Ответы детей - Не хватает буквы Л.

- Ах, эта буква Л! Проказница! Она постоянно сбегает! Это всё потому, что некоторые дети неправильно её пишут: то соединение забудут, то, наоборот, лишнее напишут. То вообще с буквой  И  перепутают.  Вот буква Л и обижается. Давайте вспомним, как пишутся соединения буквы Л с другими буквами, и вернём беглянку на место.

Образец на доске. Дети пишут в карточках:  лю, или, сл, ел, ла,  ал, ля.  

 Выбрать лучшую карточку.

Как только дети написали, буква Л появляется в письме. (Слайд 4)

- Смотрите! Вот она! Вернулась! Наверное, вы хорошо её написали, раз она вернулась! Теперь мы спокойно можем прочитать письмо.

Дети читают:                    Здравствуйте, ребята!

         Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучили тему «Предложение». А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний!

                                                                                             Ученики 5б класса.

4. «Лес существительный». (Слышны звуки леса.) (Слайд 5)

Вопрос: Что такое имя существительное? Что оно обозначает? Примеры.

  1. Работа в парах «Если с другом вышел в путь». Ученики пересаживаются друг к другу.

Карточки с заданиями – подчеркнуть по существительные по значению предметности.

(Слайд 6)   Проверка: 1 пара – животные (петух, пчела)

                                       2 пара – явления природы (дождь, ветер)

                                       3 пара – события (каникулы, праздник)

                                       4 пара –  люди (старик, лыжница)

                                       5 пара – чувства (любовь, ненависть).

- А какие правила леса вы знаете? (Слайд 7) (В лесу нельзя разводить костры. В лесу нельзя уничтожать гнёзда птиц. В лесу нельзя громко кричать. В лесу нельзя разорять муравейники. В лесу нельзя ломать ветки деревьев.)

- Правильно. Это правила для людей, которые считают себя друзьями природы.

Ученики садятся на свои места.

  1. Игра с мячом. Примеры из леса.

Не кажется ли вам, что мы в этом лесу не одни? По–моему, за нами кто-то наблюдает. Чтобы узнать, кто это, нам нужно вспомнить на какие две группы делятся имена существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые). Как определить? (Вопросы КТО? ЧТО?)

Учитель – слово, ученик  - вопрос, учитель – вопрос, ученик - слово.

  1. Игра – шарада.  (Слайд 8)

- Ребята, внимательно послушайте загадки. Отгадкой служат два слова. Для тех, кто затрудняется отгадать самостоятельно, я отгадки приготовила. Отгадки перед вами, но буквы двух слов перемешались. Подумайте и разберитесь.

1. Вытащите из букета садовый и лесной цветок. (РЛОАЗАДНЫШ).

2. Из каких фруктов варенье досталось кому - то на съеденье? ((МЯБУЛОХАКО).

3. Он им всегда отвечает – Ребята! Давайте жить дружно! (КМЫОШТИ).

Какое слово лишнее? Мыши. Почему? Множественное число.

Определите род и склонение существительных в единственном числе.

(Слайд 9)    Проверка:  

роза  (ж.р., 1 скл.), муха (ж.р., 1 скл.), ландыш (м.р., 2 скл.), кот (м.р., 2 скл.), яблоко (ср.р., 2 скл.).

5. «Озиро ошыбок». Слышен шум волн. (Слайд 10)

- Почему оно так названо, кто догадался?

Индивидуальные карточки с заданием.

Задание: исправьте ошибки в тексте.

Стоит жара. Глеб и олег бигут на пляж. Навалнах плывёт белый парус. Вада моет берек. Малчики сняли одежду и обув. Они быстро нырнули в воду. Море было тёплым а купание весёлым.

(Слайд 11)  Проверка.

Стоит жара. Глеб и Олег бегут на пляж. На / волнах плывёт белый парус. Вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь. Они быстро нырнули в воду. Море было тёплым, а купание весёлым.

6.«Поляна дружбы». Привал.  Звучит пение птиц. (Слайд 12)

Физминутка.

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

(Имитация движений.)

7. Ярмарка в селе Заречном. (Слайд 13)

1. - Наша дорога идёт  через село Заречное. В этом селе сейчас идёт ярмарка.

- Прочитайте слово, записанное на доске - ЯРМАРКА. Может кто – то из вас объяснит, что такое ЯРМАРКА?

 - Где мы можем  узнать точное объяснение, толкование этого слова?

- Заглянем в наши словари  и прочитаем в них толкование  слова ЯРМАРКА.

(Торг, базар, который устраивается регулярно, в определенное время  года, на котором бывают различные увеселения).

Записывают словарное слово «ярмарка», составляют предложение.

- Многоголосая, пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами  торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, а в балаганах

(постройка) с яркими вывесками выступали артисты. Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов на ярмарку, зазывали людей или закликали. Отсюда и появились в устной народной речи  заклички, которые можно было услышать на ярмарке.

- Слова на доске: зазывали, закликали, заклички. А как можно сказать по- другому? (Приглашали)

-Найдите однокоренные слова.

-Вот такие заклички можно было услышать на ярмарке. (Архипова, Серов, Подопригора)

Тары- бары,  растабары,

Есть хорошие товары

Не товар, а сущий клад-

 Забирайте на расхват!

Эй, девчонки, эй, мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

Есть рассказы, есть стихи,

Подойди, да и купи!

Платки, петушки.

Расписные гребешки!

Небольшой расход!

Подходи, честной народ!

-О каких петушках идет речь? (Леденцы, карамель.)

-Что такое гребешки? (Расчёски.)

-Что значит  небольшой расход? (Немного)

-Честной народ?  (Уважаемый, почтенный)

-Представьте,  что мы на торговой площади ярмарки. Какие товары продаются? (Еда, вещи.)

-Какой частью речи пользовались, чтобы назвать товары? (Имя существительное.)

2.  - Я купила на ярмарке различные товары и описываю их вам, указав только признаки предметов, не давая названия самих предметов. Вы постарайтесь узнать, что я купила в лавке. (Слайд 14)

Небольшой, глиняный, расписной       горшок

Красивую  разделочную                        доску

Ручные золотые                                      часы

Небольшую фарфоровую                      кружку

Сладкие,  шоколадные                           конфеты

- Какой  частью речи я пользовалась, описывая признаки предмета? (Имя прилагательное.)

- Как определить число и род имён прилагательных? (Род и число имён прилагательных определяется по числу и роду имени существительного.)

- Определите число и род имён прилагательных. Фронтальная работа.

(Слайд 15)  Проверка.

Небольшой, глиняный, расписной         горшок            (Ед. ч., м.р.)

Красивая, разделочная                            доска                (Ед. ч., ж.р.)

Ручные, золотые                                      часы                  (Мн. ч.)

Небольшая, фарфоровая                         кружка              (Ед. ч., ж.р.)

Сладкие,  шоколадные                            конфеты            (Мн. ч.)

3. - Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, шум, говор, веселье. (Слайд 16)

Звучит музыка И. Ф. Стравинского «Петрушка».

-Может быть, вам удалось представить как «зашевелилась, заходила, загудела ярмарка»?

-Что делают люди? (Гуляют, торгуют, играют …)

-Какой частью речи вы пользовались для описания действий людей? (Глагол.)

- Дайте определение, что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

4. Работа в группах, парами по карточкам. Учащиеся садятся парами по желанию.

В словосочетаниях, состоящих из глагола и существительного, определите падеж имени существительного.

(Слайд 17) Проверка:

 Заиграла (что?) музыка,                   И.п.

зазывали (кого?) покупателя,          Р.п.

гуляли (по чему?) по площади,       Д.п.        

любовался (чем?)  платком.             Т.п.

  1. Веселый гул стоит на ярмарке. А сколько можно услышать  в народной речи ярких метких выражений. Сейчас я буду вынимать такие сочетания слов из ярмарочного сундучка,  а вы догадайтесь, как объяснить такое выражение. У какой пары есть правильное, нужное объяснение, поднимайте руки и читайте правильное объяснение. (Слайд 18)

Вот так штука!          Удивление или разочарование.

Грош цена.                 Имеет малую ценность или ничего не стоит.

Дешево и сердито.    Вполне доступно по цене и удовлетворительно по качеству.

Слюнки потекли.      Испытывать сильное желание что- то попробовать, съесть.

Уплетать за обе щеки.    Есть с большим аппетитом.

Ходить на голове.    Проказничать, озорничать,  шалить.

  1. Итог урока  «Долина доброты». (Слайд 19)

- Наша удивительная прогулка по дороге Знаний подходит к завершению. За время прогулки мы вспомнили многое из того, что узнали о грамматике русского языка в 5 классе.

- А чему ещё я хотела вас научить сегодня на уроке? (Быть добрыми.)

- Перед нами весь мир. А вверху – большой, красивый волшебный цветок добра – солнце.

- Мы с вами идём в долину доброты, где нас ждут родные и близкие люди, там наша школа, наш класс. Я очень хочу, чтобы там вы не произносили грубых и оскорбительных слов в чей-либо адрес, были отзывчивы и внимательны ко всему окружающему миру. 

Рефлексия. Круг «От сердца к сердцу». Звучит спокойная музыка.

 - Поэтому, возьмёмся за руки, друзья! В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо быть везде и во всём полезными людям.

 Идите «дорогою добра» и подарите ваши волшебные цветы - солнышки всем взрослым в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Глагол. Обобщение изученного материала"

Презентация помогает организовать повторение изученного материала по теме "Глагол" в интересной форме....